Концепция уис

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

Концепция уис

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

[Извлечения]

I. Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:

– в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме – следственных изоляторов при колониях, – 131,4 тыс. человек;

– в 755 исправительных колониях – 723,9 тыс. человек;

– в 7 тюрьмах – 2,8 тыс. человек;

– в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн человек.
[…]

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах.

По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20–40%.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

Более 80% осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

На 1 января 2010 года более 90% (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс.

больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. – психическими расстройствами, 40,77 тыс. – активным туберкулезом, 55,96 тыс. – ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. – вирусным гепатитом, 62,04 тыс. – наркоманией, 26,32 тыс.

 – алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

[…]

II. Общие положения, цель и задачи Концепции

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются:

– повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

– сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

– гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

– совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;

– осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

– разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

– модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;

– повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

– расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

– внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;

– совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

– развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

III. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы

1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

– совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

[…]

– оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

– изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;

– создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;

[…]

3. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала

[…]

4. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей

[…]

5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и постпенитенциарная адаптация

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс.

человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.

[…]

6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

[…]

7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы

[…]

8. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями

[…]

V. Этапы реализации Концепции

На первом этапе реализации Концепции (2010–2012 годы) предусматривается:

– утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;

разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции;

– разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции;

выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института условно-досрочного освобождения;

– формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медицинского обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.

На втором этапе реализации Концепции (2013–2016 годы) предусматривается:

– перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений;

– анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

На третьем этапе реализации Концепции (2016 – 2020 годы) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.

VI. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

Совершенствование медицинского обеспечения персонала уголовно-исполнительной системы и осужденных, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе реализации Концепции за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических и кадровых ресурсов в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы.

Источник: http://index.org.ru/nevol/2010-23/12-konzep.html

«Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ход ее выполнения УФСИН России по Магаданской области»

Концепция уис

Доклад начальника Управления ФСИН России по Магаданской области Геннадия Кирюшина

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г.

№1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

– совершенствование уголовно-исполнительной политики, направленной на социализацию осужденных;- изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных, с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее жизни в обществе;- разработка форм проведения воспитательной работы, организация образования и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;- модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; – повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;- расширение сферы применения наказаний не связанных с лишением свободы;- обеспечение необходимого уровня социальной защиты сотрудников УИС;- внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;- совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности, создание условий для участия общественности в решении задач стоящих перед УИС;- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.Концепция призвана обеспечить основу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.Реализация Концепции приведет в 2020 году к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, созданию системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права, повышению уровня материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.

Реализация концепции предусматривает 3 этапа:

1 ЭТАП – (2010-2012 г.) предусматривает:- утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;

 разработка нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положения Концепции;

– разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции, выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института УДО;- формирование организационной структуры медицинской службы УИС, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медобслуживания как сотрудников, так и осуждены, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медпомощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС.

2 ЭТАП – (2013-2016 г.) предусматривает:

– перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых КП;- анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

3 ЭТАП – (2016-2020 г.) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.

https://www.youtube.com/watch?v=sAUb7PCi6EU\u0026list=PLccsJmSDplFpiBzcslBx8S9o213mMaFlX

Концептуальная идея реформирования и развития уголовно-исполнительной системы РФ предусматривает несколько ее основных направлений.

В первую очередь – это изменение условий содержания осужденных к лишению свободы, создание исправительных учреждений новых видов и новой системы охраны, внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, применение электронных средств контроля, создание адекватной системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению.

Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 тысяч 155 мест. В том числе:- 58 тюрем особого режима;- 180 тюрем усиленного режима;- 210 тюрем общего режима для содержания мужчин;- 55 тюрем общего режима для осужденных женщин;- 218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением.

В ходе первого этапа реформирования решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики. Только в течение 2012- 2013  годов принят 21 федеральный закон, касающийся совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, 25 актов Правительства РФ, подписано 2 Указа Президента РФ, направленных на совершенствование деятельности и развитие УИС.

Чтобы повысить престиж службы в органах уголовно-исполнительной системы, привести социальные гарантии в соответствие объемам и условиям службы 30 декабря 2012 г. принят Федеральный закон, в соответствии с которым с 1 января 2013 г. зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы в среднем выросла в 1,8 раза.Создано 55 медико-санитарных частей ФСИН России.

Активно внедряются в практику службы современные технологии: увеличилось количество спецавтомобилей подразделений по конвоированию, оборудованных системами видеонаблюдения и системами электронного мониторинга движения ГЛОНАСС/GPS, сотрудники дежурных смен исправительных колоний обеспечены носимыми видеорегистраторами, разработан электронный браслет с улучшенными техническими характеристиками, в отношении более 15 тыс. осужденных к ограничению свободы и почти 1500 лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, применялись электронные средства контроля, в ИУ и СИЗО установлена и используется 43431 видеокамера, внедрена в опытную эксплуатацию система электронного документооборота.Проведена работа по повышению эффективности взаимодействия учреждений и органов УИС с общественными наблюдательными комиссиями субъектов РФ, общественными объединениями и религиозными организациями. Изменения в законодательстве, реализация государственной политики, ориентированной на смягчение санкций и декриминализацию ряда составов преступлений, в значительной степени повлияли на поддержание динамики снижения численности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Продолжается работа по созданию надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, введено 17 объектов строительства и реконструкции в СИЗО и ИУ, дополнительно создано 2551 место в учреждениях УИС разного вида. На 1 января 2013 года средний размер камерной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей в СИЗО, составил 4,4 кв. метра, что соответствует требованиям законодательства РФ.Общая численность осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, на протяжении всего прошлого года также сохраняла устойчивую тенденцию к снижению. Так, за 2013 год количество осужденных сократилось на 54 тысячи 538 человек (8,53 %), и составляет сейчас 585 тысяч 88 осужденных.Важным направлением в работе остаются мероприятия по социальной реабилитации осужденных. Сформирован комплекс мер по стимулированию осужденных к законопослушному поведению, получивший название системы «социальных лифтов».Сегодня эта программа работает практически во всех исправительных колониях. В составы комиссий по оценке поведения осужденных входят 1302 члена общественных объединений и религиозных организаций, 916 работников органов государственной власти и местного самоуправления, 177 представителей региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Всего комиссиями рассмотрены характеристики на более 583,6 тыс. осужденных.В целях оказания содействия в социальной и трудовой адаптации лицам, освобождаемым и освободившимся из исправительных учреждений, подписано соглашение о сотрудничестве ФСИН России с Федеральной службой по труду и занятости. Принимаются меры по оформлению паспортов осужденным гражданам РФ, у которых они отсутствуют или подлежат замене.Одним из приоритетных направлений в деятельности ФСИН России стало решение задач по повышению эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В настоящее время на территории РФ функционируют 80 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) и 2379 их филиалов. Ими контролировалось 955 тысяч 285 осужденных без изоляции от общества, в том числе в отношении 32 тысяч 735 несовершеннолетних. Развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России система электронного мониторинга подконтрольных лиц, которая зарегистрирована органами Роскомнадзора России как федеральная государственная информационная система «СЭМПЛ».Производственная деятельность исправительных учреждений УИС направлена на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе, а так же выплат потерпевшим.Созданы и функционируют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских. Предпринимаются меры по увеличению заработной платы осужденных, их заинтересованности в результатах своего труда. ФСИН России предлагает оценивать стремление осужденного к труду как важнейший фактор его исправления и возможность освободиться условно-досрочно.В 2012/2013 учебном году в 310 учреждениях начального профессионального образования ФСИН России и 313 их обособленных структурных подразделениях обучено рабочим профессиям 164,6 тыс. осужденных.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ в УФСИН России по Магаданской области проводятся следующие мероприятия:

Источник: https://to15.minjust.gov.ru/ru/node/118122

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.