Конфискация денежных средств в доход государства

В декабре 2020 года фнс возможно начнет конфисковывать имущество у бизнесменов, приобретенное на незаконные доходы

Конфискация денежных средств в доход государства

+T –

Добрый день, коллеги.

Эта новость сначала как-то пролетела мимо ушей: «Минфин решил конфисковать подозрительные накопления россиян». А потом вдруг из Новосибирска ко мне стали поступать новости по поводу работы налоговых органов. Прямо сейчас, в августе 2020 года.

За все регионы не скажу, но в большей части регионов РФ налоговые органы стали просто массово рассылать запросы по бизнесменам, требуя различные документы для так называемого предпроверочного анализа.

Чтобы потом на основе предпроверочного анализа выбрать себе «жертву», и, наконец, выполнить квоты, которые поставлены на 2020 год. А это 35 млн рублей в расчете на одного проверенного налогоплательщика.

Потому что поставлена задача наполнить бюджет любой ценой.

Услышав, что налоговикам поставлена задача пополнить трещащий по швам бюджет любой ценой, я решил дополнительно проверить новость о том, что Минфин хочет конфисковать подозрительные накопления россиян. Хочу понять, зачем они это делают? Что за новый принцип революционной целесообразности? И вот я подготовил ответы на эти вопросы в виде цитат чиновников.

Что, у кого и почему будут конфисковывать? 

«В настоящее время в пользу государства изымается только имущество, если выясняется, что оно было приобретено на доходы, законность которых не подтверждена. В конце 2019 года Конституционный суд уточнил, что имущество может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих».

КС РФ заявил, что имущество и накопления, происхождение которых вы не можете подтвердить, могут быть изъяты. Раз Конституционный суд так решил, теперь Минфин вместе с Минюстом решили подготовить соответствующий законопроект, чтобы это стало законом. И этот законопроект может вступить в силу уже в декабре 2020 года.

Зачем нам такой закон?

Ответ на этот вопрос я нашел в «Известиях».

«В большинстве фракций Госдумы инициативу Минфина готовы поддержать в связи с дефицитом средств Пенсионного фонда и падением его доходов.

– Пенсионный фонд надо укреплять. Одним из источников могут быть недоказанные доходы. Но это говорит о том, что накопительная страховая система у нас не работает, – заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов». 

Кто бы сомневался, что у нас накопительная страховая система не работает. Конечно, она не работает. Более того, Следственный комитет предложил еще раз поправить Конституцию и внести туда конфискацию имущества и денежных средств, в том числе у граждан. Представляете, как будет классно, если это будет еще и в Конституции?

Например, Генпрокурор России Игорь Краснов, выступая в Совфеде, тоже поддержал эту инициативу и сказал, сколько денег было собрано с начала года. Обратите внимание, он выступал в июне. Была пандемия. Все сидели по домам, но до начала июня удалось взыскать 21,5 млрд рублей нетрудовых доходов. Представляете?

Короче, господа бизнесмены, эта статья к вам имеет непосредственное отношение.

Если у вас есть какие-то накопления (а я надеюсь, что они есть), то, пожалуйста, пока этот закон не принят, сделайте что-нибудь.

Подготовьте документы, свидетельствующие о законном происхождении вашего имущества и накоплений, которые покажут правоохранителям и налоговикам, откуда это все взялось. Настолько, насколько это возможно.

Потому что, если у вас особняк за 1 млн долларов, при этом твои задекларированные доходы, с которых ты заплатил налоги, были только 100 тыс. долларов… Ну и как вы это будете доказывать?

Не думаю, что после принятия этого закона мы столкнемся с массовым отъемом накоплений и имущества граждан, если эти граждане будут не в состоянии подтвердить источники доходов и происхождение денег. С другой стороны, бог его знает, по какой дорожке пойдет Минфин, Правительство и наша власть…

Поэтому давайте подготовимся и научимся жить самостоятельно и законно. А если вы не в состоянии доказать источники происхождения, значит, нужно поместить деньги и активы в те места, где у вас их отнять не смогут. Короче, что-то надо делать. Просто сидеть на попе ровно и ждать, пока этот законопроект станет законом, как-то немножко нерационально. Мне так кажется.

Буду благодарен за лайки и репосты, потому что мы не знаем, как этот законопроект выстрелит. А он касается всех. Предупрежден – значит вооружен. Помогите и себе, и соседу.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документ:

«Держи фонд шире: неподтвержденные доходы отдадут пенсионерам»

«Минфин решил конфисковывать подозрительные накопления россиян»

Источник: https://snob.ru/profile/32495/blog/169568/

Разъяснение о порядке обращения в доход государства изъятого имущества

Конфискация денежных средств в доход государства

В соответствии с частью 4 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации и документы, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии со статьей 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность  на основании решения суда о признании вещи бесхозяйной. 

Положениями статьи 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно части 1 статьи 293 ГК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

По смыслу названных норм требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

При этом, согласно статье 234 ГК РФ для возникновения права собственности на бесхозяйную движимую вещь в силу приобретательной давности необходимо истечение пятилетнего срока давностного владения, в то время как в случае приобретения права собственности на брошенные вещи в соответствии со статьей 226 ГК РФ достаточным является решение суда, а продолжительность владения значения не имеет.

Следовательно, обстоятельством, подлежащим установлению в суде при разрешении требований о признании права собственности, в зависимости от которого подлежит применению соответствующая норма, является наличие или отсутствие собственника движимой вещи, а также факта отказа собственника при его установлении от своего права.

Учитывая изложенное, исковое заявление о признании имущества бесхозяйным и передаче в собственность Российской Федерации может быть предъявлено в суд при наличии доказательств об отсутствии собственника (законного владельца) имущества, по истечении пяти лет с момента владения территориальным органом МВД России, имуществом, изъятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Исковое заявление о приобретении права собственности Российской Федерации на изъятое имущество в порядке статьи 226 ГК РФ (брошенные вещи) может быть предъявлено при наличии доказательств, что собственник устранился от владения, либо отказался от права собственности на изъятое имущество, продолжительность владения территориальным органом МВД России изъятым имуществом значения не имеет.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

№ 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным (пункт 6.10).

Таким образом, в соответствии со статьями 290, 291 ГПК РФ для организации работы по предъявлению исковых заявлений о признании движимого имущества бесхозяйным, необходимо обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с приложением процессуальных документов, связанных с изъятием имущества,  также должны быть описаны  основные признаки изъятого имущества, и приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Источник: https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/10481890

В госдуме разъяснили суть поправок о конфискации денежных средств

Конфискация денежных средств в доход государства

2020-07-29T16:33

2020-07-30T15:27

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//economy/20200729/1118560703/V-Gosdume-razyasnili-sut-popravok-o-konfiskatsii-denezhnykh-sredstv.html

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//111803/31/1118033109.jpg

РИА Новости Крым

https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png

СИМФЕРОПОЛЬ 29 июл – РИА Новости Крым. Конфискация денежных средств должна быть направлена на коррупционеров, а не на рядовых граждан. Об этом в эфире радио “Спутник в Крыму” рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

“Процедура изъятия имущества у коррупционеров с последующей его продажей для России не нова. Только в прошлом году в результате раскрытия коррупционных преступлений было взыскано имущества на сумму свыше 20 млрд. рублей”, – сообщил Аксаков и добавил, что средства были переданы в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР).

Эксперт подчеркнул, что вносимые Минфином поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы имеют скорее технический характер. В частности, вносятся уточнения, согласно которым конфискации в установленных случаях подлежит не только имущество, но и денежные средства. Кроме того, поправки должны урегулировать процедуру передачи денежных средств распорядителю.

“В настоящее время полученные от реализации имущества средства сначала передаются в государственный бюджет, и только потом – в бюджет ПФР, – пояснил Аксаков. – Поправки призваны существенно сократить процедуру, позволив направлять средства напрямую в Пенсионный фонд”.

По словам Анатолия Аксакова, процедура конфискации коснется только замешанных в коррупционных скандалах лиц, чья вина доказана судом.

“Хочу подчеркнуть, что поднятая шумиха не имеет под собой почвы. Поправки не коснутся рядовых граждан, не замешанных в коррупционных скандалах,  – прокомментировал Аксаков предположения о бесконтрольном изъятии средств со счетов граждан. – Конфискация будет происходить только по решению суда, после сбора доказательств и вступления приговора в силу”.

Конфискация не коснется денежных средств и имущества родственников и членов семей уличенных в коррупции чиновников, такой инструмент изъятия законодательно не прописан.

Эксперт отметил, что нажитое законными способами имущество у признанных виновными лиц также изыматься не будет.

“Если чиновник сможет подтвердить законность происхождения денежных средств, движимого или недвижимого имущества, это конфисковывать не будут”, – сказал Аксаков и добавил, что к законным путям получения относится покупка за счет легальных доходов или получение наследства.

Инициатива Минфина по внесению поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы, согласно которым денежные средства, законность получения которых доказать не удалось, должны изыматься и передаваться ПФР вызвала ажиотажный интерес. Некоторые эксперты выдвинули предположение, что такая мера может спровоцировать отток капитала крупного бизнеса за рубеж, другие – что подтверждать происхождение денег на банковских счетах придется всем гражданам России.

Здесь стоит отметить, что ПФР расходует собственные средства не только на выплату пенсий, но и на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ведомства, включая содержание его центральных и территориальных подразделений. Возможно ли будет отследить, на какие из статей будут направлены конфискованные средства?

На данный момент использование конфискованных у коррупционеров средств исключительно на пенсионные выплаты законодательно не регламентировано. Таким образом, часть может быть направлена на содержание аппарата и обеспечение деятельности ПФР.

Анатолий Аксаков отметил, что “проверке подлежит структура доходов и расходов ПФР, однако точно определить источник средств не представляется возможным”.

“Я бы не стал утверждать, что можно будет четко определить источник средств, направленных на содержание Пенсионного фонда, и что деньги коррупционеров будут направлены исключительно на пенсии”, – сказал Аксаков и выразил надежду, что подавляющая их часть пойдет на пенсии.

Обсуждаемые поправки коснутся статей 46 и 146 Бюджетного кодекса в части уточнения перечня доходов бюджета ПФР. В Гражданский кодекс также вносятся уточняющие поправки, согласно которым конфискации в установленных случаях подлежат не только имущество, но и денежные средства.

В случае принятия, поправки могут вступить в силу в декабре. Как сообщают РИА Новости, большинство фракций нижней палаты парламента готовы поддержать инициативу Минфина.

Источник: https://crimea.ria.ru/economy/20200729/1118560703/V-Gosdume-razyasnili-sut-popravok-o-konfiskatsii-denezhnykh-sredstv.html

Эксперт объяснил, грозит ли простым гражданам конфискация имущества в пользу ПФР – МК

Конфискация денежных средств в доход государства

Минфин планирует направлять конфискованные деньги в ПФР – соответствующий законопроект с поправками в Гражданский кодекс ведомство уже внесло в Правительство.

Речь идет о ситуациях, когда владелец крупной суммы не смог доказать законность происхождения средств.

Коснутся ли новые положения только чиновников-коррупционеров или пополнять бюджет ПФР таким способом будут за счет простых граждан? Это «МК» выяснил у эксперта Национального антикоррупционного комитета, адвоката Виктора Цымбала.

Сам Минфин назвал законопроект техническим. Аналогичные поправки в 2018 году уже были внесены в Бюджетный кодекс.

Они расширили перечень доходов Пенсионного фонда конфискованными денежными средствами, а также финансами, вырученными от реализации коррупционного имущества, обращенного в доход государства.

Нынешние поправки в ГК нужны для синхронизации с нормами Бюджетного кодекса, пояснили в Минфине.

– Виктор Анатольевич, почему на Ваш взгляд Минфин выбрал именно ПФР в качестве копилки для коррупционных денег?

– Скорее всего, государство столкнулось с тем, что в ходе борьбы с коррупцией появились такие большие средства, которые надо было куда-то определять. Я думаю, что со временем, если потребуется, будут внесены новые поправки и определен какой-то другой фонд. Государство просто не ожидало такой большой эффективности от мер по борьбе с коррупцией.

– Не получится ли, что новые правила ударят по простым гражданам? Есть ли грань – вот это коррумпированный крупный чиновник, у него мы конфискуем и передаем в ПФР, а это мелкий бизнесмен или учительница, их мы не трогаем?

– Формально под действие закона подпадают только чиновники и приравненные к ним лица. Это военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и так далее. Но есть оговорка – «а также члены их семей».

– То есть, если вы не чиновник или не родственник сотрудника ФСБ, то бояться нечего и собирать доказательства законности происхождения денег не надо?

– К сожалению, здесь могу только расстроить. На практике по конкретным делам, которые уже рассмотрены судами, мы видим, что имущество запросто конфискуется у лиц, которые вообще никак не связаны со взяточником.

Это может быть, например, добросовестный покупатель автомобиля и квартиры, которыми когда-то владел коррупционер. В 99% случаев такой человек, как правило, не знает, на какие доходы приобретено это имущество.

– Если судить по уголовным делам экс-полковника Дмитрия Захарченко, чекиста Кирилла Черкалина и других крупных коррупционеров, складывается впечатление, что суды автоматически конфисковывали все, что заявляла прокуратура. В случае с деньгами доказать что-либо будет так же сложно?

– К сожалению, сейчас тренд борьбы с коррупцией перевешивает многие понятия о законности. Пока не удалось создать баланс между обвинительной частью и доводами обвиняемого или ответчика. Посмотрите на роль прокурора.

С одной стороны, в уголовном деле он поддерживает обвинение. С другой, в гражданском процессе об обращении имущества в доход государства представляет сторону истца.

То есть, именно по его иску изъятое имущество конфискуется не в рамках уголовного процесса, а в рамках гражданского дела. 

– Другими словами, чтобы конфисковать у человека все деньги, даже не нужно будет ждать приговора суда? «Не пойман – не вор» здесь не работает?

– Нет, к сожалению, совершенно не работает. Решения о конфискации выносятся задолго до приговора, пока человек еще даже не признан коррупционером.

– Существует ли какой-то порог по сумме? Например, лежат у меня в тумбочке 10 тысяч рублей, и я точно понимаю, что ко мне никто не придет с вопросом «откуда деньги». А если сто тысяч, то точно придут.

– В Налоговом кодексе есть «спящая» статья. Она пока не применяется, но все идет к тому, что применяться начнет уже скоро. В ней говорится, что граждане – все без исключения – обязаны подтверждать свои расходы на сумму свыше 600 тысяч рублей. Купил что-то на такую сумму, должен отчитаться, откуда взялись деньги.

До 2000-х аналогичное правило распространялось на покупку домов, стройматериалов и машин. Например, когда я покупал свою первую машину  году в 98-м, в декларации писал, где кредит брал, и так далее. Повторюсь, пока эта статья «спящая».

Но с учетом того, что сейчас у нас единая цифровая налоговая база, государство будет спрашивать за крупные траты не только с чиновников. У простых граждан налоговая декларация будет формироваться по тому, сколько вы потратили, за минусом того, сколько вы заработали. И если между этими двумя суммами есть разница, за нее  придется отчитываться.

Пока все это только апробируется, обкатывается. Но нынешнее законодательство постепенно начинает протягивать руки и к простым гражданам.

КСТАТИ

В списке кандидатов на тотальную конфискацию пополнение. Генеральная прокуратура потребовала изъять и обратить в доход государства имущество бывшего сенатора Рауфа Арашукова и его семьи. «По результатам проверки установлено, что при заработной плате Рауля Арашукова (отец экс-сенатора – прим. «МК») за период с 2007 года по 2017 годы в размере 65 млн 917 тыс.

рублей и Рауфа Арашукова за период с 2009 года по 2018 год – 15 млн 651 тыс. 125 рублей, они приобрели имущество на 1 млрд 469 млн 127 тыс 512 рублей», – сообщает пресс-служба ведомства.

За годы работы в органах власти Арашуковы знатно обогатились, приобрели 75 объектов недвижимости, в том числе пять квартир, девять жилых домов, трехэтажный отель «Адиюх-Пэлас», ресторан, банный комплекс, семь земельных участков, 14 автотранспортных средств и другие предметы роскоши. Имущество записывалось на родственников, личных водителей и охранников.

«Легальные источники дохода, которые позволили бы последним приобрести зарегистрированные на них объекты недвижимости и автотранспортные средства, отсутствуют» – заключила Генпрокуратура. Иск об обращении в доход государства богатств Арашуковых направлен в Верховный суд. 

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/07/28/ekspert-obyasnil-grozit-li-prostym-grazhdanam-konfiskaciya-imushhestva-v-polzu-pfr.html

Конфискация имущества или неподтвержденных доходов?

Конфискация денежных средств в доход государства

Некоторые борцы с коррупцией радостно приветствовали принятие постановления Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2016 г.

№ 26-П “По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам” в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан” (далее – Постановление от 29 ноября 2016 г. № 26-П).

В этом постановлении признано конституционным правило о конфискации имущества у государственных служащих и иных лиц, обязанных подавать декларации по законодательству о борьбе с коррупцией, а также если они не могут подтвердить, что имели доходы или иные средства, чтобы это имущество приобрести.

Одновременно дано такое толкование упомянутого правила, которое позволяет не конфисковать имущество, если незначительна сумма, в отношении которой нет подтверждения законности происхождения средств, использованных при приобретении данного имущества (см. п. 1 резолютивной части Постановления от 29 ноября 2016 г. № 26-П).

Такую сумму можно просто взыскать вместо конфискации вещи целиком.

Казалось бы, толкование Конституционного Суда РФ выглядит более либерально, чем то, согласно которому имущество у госслужащих можно конфисковать, если ими не подтверждена законность получения хотя бы одной копейки из тех, что были использованы для приобретения такого имущества. Но на самом деле такое толкование создаёт две проблемы.

Одна из них хорошо описана в советском мультфильме про слонёнка, мартышку, удава и попугая (“38 попугаев” и другие, не помню в каком конкретно…). Четыре – это куча, а три – не куча. Незначительность суммы – оценочное понятие. Это что – меньше половины, четверть, десятая часть, один процент? Непонятно…

Вторая проблема гораздо более серьёзна. Она прямую связана с квалификацией санкции, которая предусмотрена за неподтверждение источника происхождения средств, использованных для покупки изымаемого объекта.

Если эта санкция – конфискация вещи, то она должна применяться при всяком неподтверждении (до последней копейки). Если санкция – изъятие только того дохода, источник которого не подтверждён, то не должно иметь значения, какая это часть.

Иными словами, изымать целиком вещь, часть доходов на приобретение которой не подтверждена, нельзя. Если хотя бы часть доходов законна, нужно взыскивать лишь стоимость остальной части.

Санкция всегда направлена на определенный объект (предмет).

Что же является объектом (предметом) этой санкции? Сама вещь, которая полностью или частично приобретена за счёт неподтвержденных доходов, или только доходы, которые презюмируются незаконно полученными? По логике Конституционного Суда РФ может идти речь как о первом, так и о втором предмете (объекте), то есть и о вещи, и о неподтвержденных доходах. Значит, объект (предмет) правонарушения будет различаться в случае незначительности неподтвержденных доходов и в остальных случаях. А это, несомненно, дифференцирует состав гражданского правонарушения, вместо одного состава появляется, как минимум, два… 

Отмеченная особенность изъятия вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, при определенных обстоятельствах может сказаться и на обычных гражданах, а не только на государственных служащих.

Ведь вполне возможно введение контроля за расходами любых налогоплательщиков: сначала изъятие опробуют на государственных служащих, а потом, убедившись в эффективности, перенесут на всех остальных. Тем более что опыт контроля за расходами граждан, пусть и неудачный, имеется.

Однако вряд ли нынешний подход к изъятию предметов, в отношении приобретения которых доходы не подтверждены, соответствует нормам Конституции, в частности праву на труд и на предпринимательскую деятельность и свободе использования их результатов.

Неслучайно во многих странах, где существуют общие механизмы контроля за расходами, налоги взимают лишь с неподтвержденных расходов. И нам нужно идти по этому пути!

Конечно, правило об изъятии вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, ещё достаточно слабо апробировано на практике.

Если у государственного служащего есть друзья или родственники с большими доходами, он легко может объяснить приобретение вещей, которые у него пытаются изъять, договором займа или дарения. Ещё одно возможное объяснение – получение наследства или заработок в прошлые периоды.

Теперь предоставление таких доказательств, без какого-либо ограничительного срока их годности, слава Богу, полностью легализовано Конституционным Судом РФ.

Причем в случае нового строительства зданий и сооружений расходы, которые нужно подтвердить, могут быть распределены по периодам, намного превышающим три года. Немаловажную роль в ослаблении жесткости комментируемой санкции играет и занижение стоимости приобретённых объектов, ведь даже новая кадастровая стоимость сейчас порой ниже рыночной. 

Однако сложности в изъятии вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, не могут служить обоснованием того, что можно и нужно изымать ту часть стоимости вещи, которая приобретена на законные (подтверждённые) доходы. Последние Конституция РФ защищает в ст. 34 и 37…

Спасибо за внимание!

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/12/16/konfiskaciya_imuschestva_ili_nepodtverzhdennyh_dohodov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть