Контрольно надзорное производство

Стадии и сроки контрольно-надзорного производства

Контрольно надзорное производство

Контрольно-надзорное производство имеет определенную последовательность, закрепленную в нормативных правовых актах и состоящую из определенных стадий. В данном случае стадия – это совокупность последовательно осуществляемых действий, совершаемых в интересах эффективного достижения задач контроля и надзора.

В качестве стадий контрольно-надзорного производства выделяются: возбуждение производства; подготовка мероприятия; проведение мероприятия; принятие решения (оформление результатов); обжалование (факультативная стадия); исполнение принятого решения.

указанных стадий целесообразно рассмотреть в отношении контрольно-надзорного производства, носящего надведомственный характер, так как именно в нем раскрывается вся полнота контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти и реализуются цели контрольно-надзорной деятельности.

Возбуждение производства. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого проведения производства, установления результатов проводимых контрольных и надзорных мероприятий.

Как в производстве по делам об административных правонарушениях, так и для контрольно-надзорного производства свойственны два вида оснований возбуждения – материальное и процессуальное.

Материальным основанием является совершение лицом деяния, содержащего признаки нарушения хозяйственной деятельности. Процессуальное основание – наличие информации о деянии, имеющим признаки нарушения хозяйственной деятельности.

Кроме того, контрольно-надзорное производство может быть возбуждено и при отсутствии вышеуказанных оснований, в плановом порядке, в рамках закрепленной в нормативных правовых актах компетенции соответствующих государственных органов.

Возбуждению контрольно-надзорного производства предшествует планирование, включающее:

сбор документально подтвержденной информации о нарушениях требований законодательства Российской Федерации в подведомственной области деятельности;

рассмотрение и учет обращений полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общественных организаций, средств массовой информации, граждан о случаях нарушения подконтрольной деятельности;

сбор, обобщение и анализ данных о состоянии хозяйственной и иной деятельности на подконтрольной территории;

учет предложений структурных подразделений контролирующего органа;

рассмотрение и учет предложений по участию в мероприятиях по контролю, проводимых территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области надзора и контроля, в соответствии со своей компетенцией;

составление перечней юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которых мероприятия по контролю (надзору) проводились двадцать четыре и более месяцев назад до срока проведения планируемых мероприятий.

Подготовка мероприятия.

Каждое мероприятие по контролю (надзору) проводится на основании соответствующего приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Структурное подразделение центрального аппарата уполномоченного органа (должностное лицо территориального органа) обеспечивает разработку:

предложений по составу должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в подконтрольной области деятельности;

проекта плана проверки, включающего цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

других предложений по проведению проверки.

Проект плана проверки и предложения в него оформляются в виде проекта приказа (распоряжения) который представляется руководству контролирующего органа.

Проведение мероприятия.

Уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки, предъявляется служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки либо его копия руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю.

При проведении мероприятия по контролю и надзору проверяется:

исполнение только тех требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в контролируемой области;

соблюдение правил и иных требований охраны атмосферного воздуха;

проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

состояние ведения учета в контролируемой области хозяйственной деятельности по установленным формам;

своевременность, достоверность и полнота предоставления государственной статистической отчетности по установленным формам;

наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие используемой продукции установленным требованиям и стандартам;

исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности и др.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на пятнадцать часов в отношении микропредприятий.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Принятие решения (оформление результатов).

По результатам мероприятия по контролю (надзору) составляется акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности в двух экземплярах.

Акт проверки составляется на месте проведения проверки в день ее окончания на соответствующем бланке, либо не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю в случае необходимости получения заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз.

К акту прилагаются протоколы отбора проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (или его заместителю) либо индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое хранится совместно с актом проверки в деле контролирующего органа.

По результатам проверки должностные лица контрольно-надзорных органов в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные действующим законодательством предписания.

Если в результате контрольно-надзорного мероприятия будут выявлены административные правонарушения, то уполномоченными должностными лицами составляются протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и даются предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Кроме этого, информация о выявленных нарушениях может быть направлена в органы исполнительной власти, правоохранительные органы, а также общественные организации.

По результатам контрольно-надзорного мероприятия уполномоченным органом (должностным лицом) принимается одно из следующих решений:

о выдаче предписания об устранении выявленных при проведении проверки и/или предотвращении возможных нарушений законодательства Российской Федерации;

о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о завершении проверки в связи с отсутствием факта нарушения законодательства Российской Федерации.

Срок, в течение которого решение направляется объекту контроля (надзора) не всегда указан в подзаконных нормативных правовых актах, а лишь говорится, что такие решения направляются после их принятия. Но в отношении участников внешнеэкономической деятельности срок четко установлен – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Обжалование(факультативная стадия).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или не получено ответа в течение месяца со дня ее подачи, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалобы на действия государственных инспекторов Государственной метрологической службы подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Нормативным правовым актом, регулирующим порядок судебного обжалования является Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Правовую основу внесудебного обжалования составляет Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Этим законом установлено, что обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение –рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба –просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Исполнение принятого решения.

В случае направления контрольно-надзорным органом соответствующему объекту предписания об устранении выявленных нарушений последний обязан исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в контрольно-надзорный орган (его территориальный орган) отчет об исполнении. К отчету могут быть приложены надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки.

Если при повторной проверке нарушений не выявлено, руководитель проверки на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1472; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-24929.html

Тема 9. Контрольно–надзорное производство

Контрольно надзорное производство

Время -2 часа

Вопросы:

1. Общаяхарактеристика контрольно-надзорногопроизводства.

2. Участникиконтрольно-надзорного производства.Их права и обязанности.

3. Стадии и срокиконтрольно-надзорного производства.

Литература

Основная:

Федеральный Законот 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защитеправ юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) имуниципального контроля”.

Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 9 марта 2004 года№ 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти».

Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 15 мая 2008 года№ 797 «О неотложных мерах по ликвидацииадминистративных ограничений приосуществлении предпринимательскойдеятельности».

Приказ МВД Россииот 2 августа 2005 года № 636 «Об утвержденииИнструкции о порядке проведениясотрудниками милиции проверок и ревизийфинансовой, хозяйственной, предпринимательскойи торговой деятельности».

Приказ ФСКН РФ от9 июня 2006 года № 195 «Об утвержденииИнструкции об организации работы попроведению органами по контролю заоборотом наркотических средств ипсихотропных веществ проверок юридическихлиц, осуществляющих деятельность,связанную с оборотом наркотическихсредств, психотропных веществ, ихпрекурсоров и сильнодействующих веществ,и внесении изменений в приказ ФСКНРоссии от 8 июля 2005 года № 216».

Дополнительная:

Беляев В.П. Контрольи надзор как средства реализации правовойполитики // Правовая политика и правоваяжизнь. 2003. № 4. С. 41.

Конин Н.М. Российскоеадминистративное право. Общая часть:Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. С. 327.

1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства

Контроль представляетсобой специфическую деятельностьуполномоченных государственных органов,органов местного самоуправления,должностных лиц, направленную напостоянное и целенаправленное наблюдениеза реализацией субъектамиадминистративно-правовых отношенийуправленческих решений. Этому видудеятельности присущ внешний(надведомственный) и внутриведомственныйхарактер. В научной литературе надзорхарактеризуют в качестве неотъемлемойсоставной части контроля; как разновидностигосударственного контроля; какспецифическую форму надведомственногоконтроля.

Указом ПрезидентаРФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе иструктуре федеральных органовисполнительной власти» образованыфедеральные службы, которым предоставленыполномочия по осуществлению контроляи надзора в установленных сферахдеятельности. Контрольные и надзорныеполномочия реализуются уполномоченнымиорганами в неразрывной связи друг сдругом.

Поэтому на современном этаперазвития общественных отношений в сферереализации компетенции органамиисполнительной власти целесообразновести речь о специфичных категориях –контрольно-надзорная деятельность,контрольно-надзорное производство.

Всовременном российском законодательстведо недавних пор отсутствовалинормы-дефиниции, закрепляющие понятиегосударственной контрольно-надзорнойдеятельности.

В 2001 году в статье 2Федерального закона от 8 августа 2001 года№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лици индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля(надзора)» она определена как «проведениепроверки выполнения юридическим лицомили индивидуальным предпринимателемпри осуществлении их деятельностиобязательных требований к товарам(работам, услугам), установленныхфедеральными законами или принимаемымив соответствии с ними нормативнымиправовыми актами». В соответствии сФедеральным законом от 26 декабря 2008года № 294-ФЗ «О защите прав юридическихлиц и индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственногоконтроля (надзора) и муниципальногоконтроля» государственный контроль(надзор) – деятельность уполномоченныхорганов государственной власти(федеральных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации),направленная на предупреждение, выявлениеи пресечение нарушений юридическимилицами, их руководителями и инымидолжностными лицами, индивидуальнымипредпринимателями, их уполномоченнымипредставителями требований, установленныхфедеральными законами и принимаемымив соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации,законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации,посредством организации и проведенияпроверок юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, принятия предусмотренныхзаконодательством Российской Федерациимер по пресечению и (или) устранениюпоследствий выявленных нарушений, атакже деятельность указанных уполномоченныхорганов государственной власти посистематическому наблюдению заисполнением обязательных требований,анализу и прогнозированию состоянияисполнения обязательных требованийпри осуществлении деятельностиюридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями.

Данным Федеральнымзаконом введены понятия федерального,регионального государственного контроля(надзора) и муниципального контроля.

Федеральныйгосударственный контроль (надзор) –деятельность федеральных органовисполнительной власти, уполномоченныхна осуществление государственногоконтроля (надзора) на всей территорииРоссийской Федерации.

Региональныйгосударственный контроль (надзор) –деятельность органов исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации,уполномоченных на осуществлениегосударственного контроля (надзора) натерритории этого субъекта РоссийскойФедерации.

Муниципальный контроль –деятельность органов местногосамоуправления, уполномоченных наорганизацию и проведение на территориимуниципального образования провероксоблюдения при осуществлении деятельностиюридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями требований,установленных муниципальными правовымиактами

Контрольно-надзорноепроизводство состоит из определенныхэлементов. Н.М.

Конин выделяет триобязательных элемента: во-первых,проверка фактического результатадеятельности подконтрольных субъектовв сравнении с ожидаемыми, намеченными,прогнозируемыми показателями; во-вторых,проверка путей и средств достиженияэтого результата, соответствиеиспользованных при этом методовтребованиям права, морали, нравственности,деловой и служебной этики, хозяйственнойцелесообразности; в-третьих, принятиесоответствующих мер как позитивногоорганизационно-побудительного характераи морального поощрения и стимулирования,так и мер административного принуждения(вплоть до привлечения к юридическойответственности)»155.В содержательную часть контрольно-надзорногопроизводства также включаются несколькосоставляющих: наблюдение за деятельностьюподконтрольных объектов, их состоянием,выполнением тех или иных правил(предписаний); получение и анализсоответствующей информации; выявлениетенденций и причин невыполнения(ненадлежащего выполнения) заданий,предписаний; принятие в ряде случаевмер по пресечению выявленных нарушенийзаконности и по привлечению виновныхк ответственности.

Элементомконтрольно-надзорного производстваявляется наблюдение. Оно осуществляетсяпосредством проведения проверок либопутем получения и фиксации информации,поступающей субъекту управления поканалам обратной связи. Проверки могутбыть плановыми и внеплановыми.

Кромеэтого, они могут осуществляться гласнои негласно, в том числе с использованиемспециальных технических средств.

Всоответствии с Федеральным законом от26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите правюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора) имуниципального контроля» предметомплановой проверки является соблюдениеюридическим лицом, индивидуальнымпредпринимателем в процессе осуществлениядеятельности обязательных требованийи требований, установленных муниципальнымиправовыми актами, а также соответствиесведений, содержащихся в уведомлениио начале осуществления отдельных видовпредпринимательской деятельности,обязательным требованиям. Плановыепроверки проводятся не чаще чем одинраз в три года на основании разрабатываемыхорганами государственного контроля(надзора), органами муниципальногоконтроля в соответствии с их полномочиямиежегодных планов. В срок до 1 ноябрягода, предшествующего году проведенияплановых проверок, органы государственногоконтроля (надзора), органы муниципальногоконтроля направляют в порядке,установленном Правительством РоссийскойФедерации, проекты ежегодных плановпроведения плановых проверок в органыпрокуратуры для формирования Генеральнойпрокуратурой Российской Федерацииежегодного сводного плана проведенияплановых проверок. В отношении юридическихлиц, индивидуальных предпринимателей,осуществляющих виды деятельности всфере здравоохранения, сфере образования,в социальной сфере, плановые проверкимогут проводиться два и более раза втри года. Предметом внеплановой проверкиявляется соблюдение юридическим лицом,индивидуальным предпринимателем впроцессе осуществления деятельностиобязательных требований и требований,установленных муниципальными правовымиактами, выполнение предписаний органовгосударственного контроля (надзора),органов муниципального контроля,проведение мероприятий по предотвращениюпричинения вреда жизни, здоровью граждан,вреда животным, растениям, окружающейсреде, по обеспечению безопасностигосударства, по предупреждениювозникновения чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера,по ликвидации последствий причинениятакого вреда. Внеплановая проверкапроводится в форме документарнойпроверки и выездной проверки.

К проверкамдеятельности подконтрольных субъектовв рамках внутриведомственного контроляотносятся комплексное инспектирование,контрольные, целевые и сквозные проверкиоперативно-служебной и управленческойдеятельности.

Инспектированиев наибольшей степени осуществляется вправоохранительных органах, в частности,в органах внутренних дел. Оно можетосуществляться как в рамкахвнутриведомственного, так и надведомственного(внешнего) контроля.

Внутриведомственноеинспектирование регламентируетсяИнструкцией об оценке деятельностиорганов внутренних дел156,а надведомственное – например, Инструкциейо порядке инспектирования ведомственнойохраны предприятий, учреждений иорганизаций подразделениямивневедомственной охраны при органахвнутренних дел157.В последней определено, что под такиминспектированиемпонимается деятельность по оказаниюпомощи в решении вопросов обеспечениязащиты имущества по инициативесобственника на договорной основе.Инспектирование осуществляется наосновании договора, заключаемогоуполномоченными представителямивневедомственной охраны и предприятия.

Особенностьюучета и анализа как элементов содержанияконтрольно-надзорного производстваявляется их применение не только наначальном этапе рассматриваемойдеятельности, но и в процессе ееосуществления.

Учет и анализ являютсянеобходимыми и неотъемлемыми элементами.

Владея всей полнотой информации оподконтрольных объектах, уполномоченныеорганы в состоянии адекватно оценитьне только соответствие контролируемойдеятельности установленным правилам,но и наличие, и характер воздействия натакую деятельность внешних факторов.

Учитывая получаемуюинформацию, уполномоченный органисполнительной власти осуществляетпостоянный ее анализ, выявляет минимальныеотклонения в деятельности управляемогосубъекта от установленных правил исвоевременно реагирует на них.

Учетпредполагает ведение единого банкаданных о всех параметрах функционированияподконтрольных объектов, выявляемыхотклонениях и результатах примененияконкретных мер юридической ответственности.

В настоящее время подобные банки данныхорганизованы практически всеми органамиисполнительной власти, реализующимикомпетенцию в сфере контрольнойдеятельности.

Характеризуяконтрольно-надзорное производство какособый вид исполнительно-распорядительнойдеятельности органов исполнительнойвласти, целесообразно выделить егоспецифические черты. Во-первых, онохарактеризуется своими задачами ицелевым назначением.

В результатепроизводства решаются такие вопросы,как установление фактического исполнения,объективная юридическая оценка ситуации,всестороннее изучение управленческойи хозяйственной деятельности объектас точки зрения ее целесообразности,принятие эффективного управленческогорешения, а в случае обнаружения нарушений– использование имеющихсяадминистративно-правовых средств сцелью пресечения нарушений. Во-вторых, отличается побудительными обстоятельства,заключающимися в необходимостивосстановления нарушенных правил, норми административно-правовых предписаний.В-третьих, характеризуется содержаниемполучаемых материально-правовыхрезультатов. Объективированнымпоследствием такого производстваявляется властный индивидуально-правовойакт обязательного значения, в которомнаряду с оценкой деятельностиподконтрольного объекта конкретизируютсяего полномочия по устранению ошибок ипросчетов в управленческой либохозяйственной деятельности, по внесениюорганизационных начал в эту деятельность,по определению превентивных мероприятий.

Источник: https://studfile.net/preview/2477587/page:35/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.