Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами, как проявление коррупции

Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности

Талан Мария Вячеславовна, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Казанского государственного университета.

Коррупция на протяжении веков, по сути, выступает неким негативным неотъемлемым признаком государственной власти, подрывая ее основы. Осознавая это, общество постоянно предпринимает попытки борьбы с данным явлением.

Первой по времени создания среди специальных комиссий магистратов в Древнем Риме была комиссия по взяткам и вымогательствам должностных лиц, учрежденная Законом Calpurnia в 149 г. до н.э. .

Комиссия не только разрабатывала конкретные меры борьбы с коррупцией, но и давала собственное определение взяточничества.

См.: Покровский И.А. История римского права. Изд-е 4-е. Пг.: Издание юрид. кн. склада “Право”, 1918. С. 126.

Термин “коррупция” происходит от лат. слова “corruptio”, что означает подкуп, продажность общественных и политических деятелей и должностных лиц.

Еще Аристотель пытался выделить признаки коррупции и рассматривал борьбу с этим явлением как основу обеспечения государственной стабильности.

Самое главное при всяком государственном строе – “это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться” .
Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 547.

Общепризнанным определением коррупции на международном уровне признается ее понимание как “злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп” . Исходя из такого толкования коррупции, Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

называет разные виды коррупционных проявлений, такие, например, как подкуп, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением.

Следует отметить, что Конвенция говорит не только о коррупции среди публичных должностных лиц, но и о коррупции в частном секторе, имея в виду подкуп в частном секторе, хищение имущества в частном секторе. Представляет интерес ст. 20 Конвенции, в которой дается понятие незаконного обогащения, т.е.

значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Лунеев В.В. Международная конференция о коррупции // Государство и право. 2000. N 4. С. 101.

С начала 90-х гг. в России существовало несколько проектов законов, касающихся коррупции, имеющих не только разное содержание, но и названия. Один из проектов начала XXI в. назывался “Основы антикоррупционной политики”. В этом проекте, в частности, “не вполне ясно и последовательно определена коррупция” .

К коррупционным преступлениям были отнесены и такие деяния, которые не имеют ярко выраженного корыстного мотива, например нарушение избирательных прав (ст. 141 УК РФ). Выделены были иные коррупционные преступления (ст.

145 – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет; ст. 154 – незаконное усыновление, удочерение и др.) и даже преступления, связанные с коррупционными деяниями, что вызывало недоумение.

К ним относились, например, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), укрывательство (ст. 316).
Кузнецова Н.Ф. Заключение по проекту Федерального закона “Основы антикоррупционной политики” // Государство и право. 2002. N 6. С. 123.

Фактически в силу такого толкования к деяниям, связанным с коррупционными, можно отнести любое преступление – от убийства до клеветы. Российский законодатель, вероятно, в зависимости от состава авторов проекта и других обстоятельств предлагал порой совершенно разные подходы к определению коррупции.

В проекте Федерального закона 2005 г. “О противодействии коррупции” она определялась как противоправная, осуществляемая вопреки интересам государства и общества виновная деятельность лиц, указанных в ст.

3 настоящего Федерального закона, носящая характер подкупа-продажности, совершаемая лично или через посредников путем незаконного испрашивания, получения либо предоставления имущества, благ, услуг, а равно путем злоупотребления или превышения власти, полномочий, корыстно использующегося служебного положения, имеющегося статуса, возможностей и направленная на достижение указанными лицами своих личных, групповых, корпоративных целей. В этом проекте было выделено четыре признака коррупции и дано понятие коррупционного правонарушения.

Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568 был утвержден Национальный план противодействия коррупции , в котором были обозначены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции. В качестве первоочередной меры было указано на необходимость подготовки и внесения в Государственную Думу проекта Федерального закона “О противодействии коррупции”.

Российская газета. 2008. 5 авг.

В развитие Национального плана противодействия коррупции 25 декабря 2008 г. Президент РФ подписал Федеральный закон “О противодействии коррупции” , в котором впервые на законодательном уровне дано определение коррупции.

СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

В ст.

1 Федерального закона “О противодействии коррупции” выделены два обязательных признака коррупции: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Определение коррупции ранее было дано в законодательстве Украины.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 5 октября 1995 г.

“О борьбе с коррупцией” под коррупцией понимается деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ.

К преступлениям, связанным с коррупцией, относят получение взятки, злоупотребление властью или должностным положением, злоупотребление военного должностного лица властью или должностным положением, присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением и др. .

См.: Старчиков М. Должностные преступления: кто будет отвечать? // Юридическая практика. 2002. N 48.Вопрос о том, какие иные преступления являются коррупцией, непрост. Можно выделить два направления в этом отношении. Во-первых, ограничить круг таких деяний только преступлениями, объединенными в гл. 23 и гл. 30 УК РФ, а, во-вторых рассмотреть в качестве таковых и другие преступления, совершаемые лицом с использованием служебного положения.

Одной из тенденций развития современного законодательства является увеличение числа квалифицированных составов, предусмотренных в других главах УК РФ, в которых в качестве отягчающих обстоятельств, влияющих на квалификацию, выделяются такие признаки, как совершение деяния должностным лицом или совершение деяния лицом “с использованием своего служебного положения” (п. “б” ч. 2 ст. 141, п. “в” ч. 2 ст. 159, п. “в” ч. 2 ст. 160 УК РФ). Законодатель, отдавая предпочтение логике объекта в построении системы Особенной части УК РФ, расположил ряд основных составов, в которых специальным субъектом преступления является должностное лицо, не в гл. 30, а в других главах УК РФ. Так, например, в гл. 22 УК РФ “Преступления в сфере экономической деятельности” помещены составы воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) и регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), в гл. 31 УК “Преступления против правосудия” предусмотрена ответственность и за общественно опасные посягательства, совершенные лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей при осуществлении своих властных полномочий в рамках уголовно-процессуальной деятельности, а особенно при отправлении правосудия (ст. ст. 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ). В других главах УК РФ тоже есть такие составы.

Кроме того, в отдельных составах в качестве специального субъекта предусмотрены одновременно и должностные лица, и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, а в некоторых – и иные лица (ст. ст. 142, 143, 145.1, 149, 155, 156, 233, 236 – 238, 246, 247, 253, 254 – 257, 259, 261, 262, 266, 269, 270 УК РФ и др.).

Предпосылкой для установления в законе оптимального соотношения общих составов должностных преступлений с так называемыми специальными составами должностных преступлений и составами альтернативно-должностных преступлений является объективный учет законодателем, помимо общих критериев криминализации общественно опасного поведения , еще и характера влияния на типовую степень общественной опасности конкретного деяния особого способа – его совершения должностным лицом с использованием своего служебного положения.

См.: Мальцев В.В. Категория “общественно опасное поведение” в уголовном праве. Волгоград, 1995; Основания уголовно-правового запрета / Под ред. В.К. Кудрявцева и А.М. Яковлева. М.: Наука, 1982. С. 252.

Игнорирование названного критерия приводит порой к тому, что в процессе криминализации уже на законодательном уровне нарушаются системные связи уголовно-правовых норм, а это, в свою очередь, обусловливает несоответствие отдельных санкций сконструированных специальных норм реальной степени общественной опасности предусмотренного в их диспозиции преступления.

Такой подход к классификации рассматриваемых преступлений позволяет выделить в их числе следующие группы: а) общие должностные преступления; б) должностные преступления со специальным составом; в) альтернативно-должностные преступления .

См.: Тарасова Е.В. Квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего служебного положения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 13.

Применяя данный подход к гл. 22 УК РФ, преступления, объединенные в данную главу, можно классифицировать следующим образом: 1) совершаемые только должностными лицами (ст. ст. 169, 170 УК РФ); 2) в том числе и должностными лицами (ст. ст. 193, 195, 196, 197, 199 УК РФ); 3) специальными должностными лицами (ст. ст. 185, 185.1, 199.1 УК РФ).

Определение круга должностных преступлений, ответственность за которые устанавливается в специальных нормах, основано на обязательном учете влияния использования должностным лицом своего служебного положения (как способа совершения данного деяния) на степень общественной опасности соответствующих посягательств.

Следует согласиться с теми авторами, которые считают неоправданным чрезмерную “увлеченность” законодателя конструированием специальных норм об ответственности должностных лиц (а иногда и еще более широкого круга – всех лиц, использующих свое служебное положение) при отсутствии объективных потребностей в этом .

Это вызывает проблемы разграничения ряда составов преступлений.

См.: Волколупова В.А. Должностное лицо как субъект уголовной ответственности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 26.Норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 УК РФ, является общей, но только для тех составов, в которых основные непосредственные объекты преступления совпадают с объектом данного состава (это нормы, объединенные в гл. 30 УК РФ).

Соотношение специальных норм, устанавливающих ответственность за так называемые альтернативно-должностные преступления, с нормой, предусмотренной в ч. 1 ст. 285 УК РФ, вряд ли можно представить в виде упрощенной схемы “специальная норма – общая норма”. Их взаимосвязь носит более сложный характер.

Использование должностным лицом своего служебного положения при совершении многих, а скорее всего, большинства умышленных преступлений (включая и такие, как убийство), связано в первую очередь с изменением способа их совершения, но далеко не всегда это обстоятельство само по себе существенно изменяет типовую степень общественной опасности совершенного таким способом деяния.

В связи с этим встает вопрос о соотношении преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами, с преступлениями, объединенными в гл. 30 УК РФ.

Значительный интерес представляет вопрос о соотношении составов воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст.

286 УК РФ). Поскольку первое из названных преступлений совершается только должностными лицами, обязательным, но дополнительным объектом преступления в этом случае являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Незаконный отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, уклонение от их регистрации или лицензирования, ограничение самостоятельности и прав предпринимателей, иное незаконное вмешательство в их деятельность, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения, являются не чем иным, как злоупотреблением должностными полномочиями или же их превышением. Несомненно, что такие действия (бездействие) способны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан-предпринимателей либо коммерческих организаций, а крупный ущерб, о котором говорится в ч. 2 ст. 169 УК РФ, может рассматриваться и как тяжкое последствие (ч. 1 ст. 185 УК РФ, п. “в” ч. 3 ст. 286 УК РФ).

При этом следует исходить из того, что ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности) .

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/35509-prestupleniya-sfere-ehkonomicheskoj-deyatelnosti-sovershaemye-dolzhnostnymi-licami

Перечень преступлений коррупционной направленности

Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности

1.

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :– наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся  должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.  Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.  Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени  и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;- совершения преступления с только прямым умыслом;

Исключением  являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды  в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;Ст.

184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсовП. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;Ст.204 Коммерческий подкупСт.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельностиСт.290 Получение взятки

Ст.

291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :Ст.

174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путемСт. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Ч.

3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследованияСт.

295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследованиеСт.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследованияСт.302 Принуждение к даче показанийСт.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.

309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:П.п. «а», «б» ч. 2 ст.

141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдумаСт.

170 Регистрация незаконных сделок с землейСт.201 Злоупотребление полномочиямиСт.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторамиСт.285 Злоупотребление должностными полномочиямиСт.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средствСт.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондовСт.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.

3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)Ст.292 Служебный подлог

Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.

188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;Ч. 2 ст.228.

2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размереП. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;3.

5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :Ч.ч.3,4 ст.

183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствияП. «б» ч. 3 ст.228.

1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:а) организованной группой;б) лицом с использованием своего служебного положения;в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;г) в особо крупном размере3.

6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:Ч.ч.3,4 ст.

159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере

Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6)  МошенничествоСт.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельностиСт.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

Версия для печати

Источник: http://r56.fssp.gov.ru/Prkorr7

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть