Кража печати

Украли печать: что делать?

Кража печати

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, 2009, N 6

Кража всегда досадное событие. Однако если хищение материальных ценностей на момент ее обнаружения, как правило, уже причинила ущерб, то хищение печатей и штампов может обернуться неприятностями в будущем (например, если какая-либо фирма предъявит претензии или подаст судебный иск). Какой же порядок действий в подобных случаях?

Заявление о краже

В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в органы внутренних дел – районный отдел милиции. После принятия заявления его сотрудники произведут осмотр помещения, из которого была совершена кража, выслушают объяснения лица, которое об этом заявило.

При подаче заявления необходимо подробно отразить в нем все обстоятельства совершенной кражи. Причем можно представить в органы милиции и оттиск похищенной печати (например, сделать копию какого-либо документа, заверенного печатью).

В случае подачи в органы внутренних дел заявления о краже печати можно получить справку, подтверждающую факт хищения. Следует отметить, что данная справка выдается по заявлению потерпевшего.

Таким образом, в случае кражи печати можно рекомендовать:

получить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи (на основании пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ).

В постановлении будет зафиксировано, что конкретно похищено; провести инвентаризацию; представить примерный расчет убытков в органы внутренних дел, которые были нанесены хищением.

В расчете нужно отразить не только стоимость похищенных ценностей, за которую они были приобретены, но и стоимость, которая существует на момент кражи (для этого к расчету необходимо приложить счета соответствующих организаций).

Сообщаем всем

Копию заявления о краже и справку о факте кражи следует предоставить в банк.

Основные денежные средства организации, как правило, хранятся в банке, следовательно, противоправные действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, будут направлены в основном на снятие или перевод денег с расчетного счета.

Чтобы предотвратить подобные действия, можно позвонить в банк и объяснить ситуацию, а затем представить указанные документы. Чем быстрее фирма сообщит о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться похищенной печатью. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и задержать преступников.

Чтобы оградить себя от претензий, например, в случае заключения людьми, похитившими печать, договоров с третьими лицами и получения мошенническим путем по этим договорам денежных средств, целесообразно дать объявление о краже в СМИ.

На практике предотвратить использование печати таким образом вряд ли удастся (маловероятно, что потенциальные жертвы мошенников прочитают либо запомнят такое объявление), но поскольку потерявшая печать организация выполнила все возможные меры предосторожности, то ответственность на нее возлагаться не будет.

Заказываем новую печать

Работать без печати невозможно: она потребуется и в банке, и в налоговой инспекции, и при заключении договоров. Поэтому следующий шаг после похищения – заказать новую печать. При этом существует два основных варианта:

новая печать идентична похищенной печати;

новая печать отличается от похищенной печати. При этом наряду с соответствующим заявлением необходимо представить эскиз.

У каждого из этих вариантов имеются как достоинства, так и недостатки.

В частности, если новая печать не будет отличаться от старой, не потребуется письмо с уведомлением о смене печати в налоговую инспекцию, а также менять банковскую карточку (что связано с дополнительными денежными вложениями).

Однако при этом лицо, укравшее печать, используя ее, может снять или перевести деньги со счета по поддельному чеку или платежке. Еще более реальной такая ситуация может стать, если наряду с печатью похищена и чековая книжка. В данном случае возместить ущерб за счет банка вряд ли удастся.

Более целесообразным (хотя и более дорогостоящим), на наш взгляд, является решение о заказе печати по новому эскизу. При этом необходимо:

сообщить о замене печати в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. В противном случае могут возникнуть проблемы со сдачей отчетности;

оформить в установленном порядке новую карточку с образцами подписей и оттиска печати и предоставить ее в банк;

о новой печати можно сообщить своим партнерам (всем или только основным).

Похищенная печать в обороте

Что же предпринять, если похищенная печать все же была использована и в организацию поступают заявления от лиц, которые перевели денежные средства по якобы заключенным с ней договорам?

Необходимо опять же обращаться в органы внутренних дел. Но на этот раз уже с заявлением о мошенничестве, т.е. об использовании украденной печати для получения денежных средств у третьих лиц. Рекомендуется это сделать сразу.

В противном случае с заявлением о мошенничестве, но только направленным против организации, у которой похитили печать, обратятся “обманутые” организации.

Может так случиться, что о фактах использования похищенной печати станет известно лишь от самих органов (например, после проведения встречной налоговой проверки с фирмой, у которой найдутся накладные, счета и другие документы, заверенные ранее похищенной печатью).

Во всех этих ситуациях желательно, чтобы представляемые документы были составлены позднее, чем совершена кража. Если это так, то достаточно представить документы, подтверждающие факт хищения. Хуже, если документ составлен “задним” числом (т.е. юридически получается, что он составлялся в то время, когда печать находилась в законном владении организации). В таком случае потребуется провести ряд экспертиз.

Итак, кража печати может стать причиной многих неприятных ситуаций, но все же принять меры, которые сведут потери и их вероятность к минимуму, под силу каждому.

О.Шерстнева

Юрист

ООО “Априори”

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/56692-ukrali-pechat-chto-delat

Что делать, если украли печать?

Кража печати

В жизни любой даже самой обычной компании случается множество событий, как радостных, так и весьма неблагоприятных. Чем дольше организация существует, тем больший опыт приобретают управленцы, которые в ней занимают свои должности.

Среди прочего, порой, могут происходить самые неприятные и едва ли предсказуемые казусы, среди которых почетное место занимают банальные кражи. Сегодня в рамках нашей статьи мы поговорим о кражах печатей – одном из самых «злодейских» деяний преступников, имеющих цель нанесение материального вреда организации.

Давайте рассмотрим различные примеры: что будет, если преступники воспользуются украденной печатью, как организации без нее функционировать, на ком лежит ответственность в случае ее хищения и некоторые другие. Для начала мы расскажем вам небольшую историю о реальной краже.

Собственно, она и стала поводом для написания этого материала. Более того, мы смеем предположить, что описанный нами случай не является чем-то из ряда вон выходящим.

«Была, да сплыла»

(по просьбе нашего рассказчика мы изменили его имя и название фирмы)

Тамара Григорьевна является генеральным директором и по совместительству главным бухгалтером ООО «МедиаЭдвайс». Компания существует на рынке консалтинговых услуг более 10 лет и имеет внушительный пул как довольных, так и недовольных клиентов. Вот, что рассказывает Тамара Григорьевна:

«Год назад мы переехали в новый офис поближе к центру города. Ну, понимаете, как-то и денег заработали, и престижа дополнительно захотелось. Все-таки мы не последняя компания в городе. Вы знаете, как это бывает с переездами? Перевозили вещи частями.

То из одного кабинета столы, стулья, папки, цветы и прочее нажитое перевозим, то через несколько дней из другого. «На перекладных» мы были практически десять дней.

Мой кабинет переезжал последним, а, вы знаете, я всегда щепетильно отношусь к документации – ранее работала в ФНС и знаю точно, как функционирует их структура – не дай Бог какой-нибудь документ пропадет, потом придется восстанавливать. В общем, мы все-таки переехали.

Стали разбирать коробки, и тут я к большому удивлению для себя обнаружила, что пропала чековая книжка и печать. Стали смотреть в других коробках – так и не нашли. Сильно тогда переволновалась, опросила своих подчиненных – никто ничего не знает и печати с чековой книжкой не видели.

В общем-то я знаю, как надо себя вести в этой ситуации, и сразу же обратилась в полицию. Составили протокол, а далее возбудили уголовное дело на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 42 УПК РФ. Следственные мероприятия длились не долго, т.к. злоумышленники нашлись быстро.

Они, кстати, оказались нашими бывшими клиентами, причем недовольными… Вот, видимо, и решили отомстить. Попались они как раз в тот момент, когда пытались снять деньги с нашего расчетного счета в банке. Благо, мы успели их (банк) известить о пропаже, и они среагировали оперативно. Вот, как-то так. Сейчас все благополучно, правда, из-за этого инцидента нам пришлось практически приостановить нашу деятельность примерно на две недели – мы не могли заключать договоры обслуживания. В общем, было тяжело и неприятно».

Рассказанная Тамарой Григорьевной история смогла отчасти ответить на вопрос, почему злоумышленники ставят себе целью похитить печать. Ответ простой – наличие печати (лучше с чековой книжкой) позволит снимать деньги со счета ровно в том количестве, в котором это возможно руководству организации.

Также на лицо верная последовательность действий Тамары Григорьевны в решении этого вопроса – одновременное обращение в правоохранительные органы, а также в банк, где о продаже знали заранее. Благодаря этим действиям, наша героиня благополучно решила проблему в достаточно сжатые сроки.

Однако это история только одного человека и ситуации, при которых пропадает печать, может быть гораздо больше.

Какие еще могут возникнуть проблемы?

Эта тем нас заинтересовала настолько, что мы решили ознакомиться с тем, что обсуждают наши коллеги на форумах. Выяснилось, что находится множество тех директоров, которые попросту «забывают» про то, что у них печать пропала. Правда, в конце своей истории они все же рекомендуют от этой пагубной привычки избавиться.

Так директор одной организации, оставив печать с документами на переднем сиденье своего автомобиля, обнаружил, что печати и бумаг на месте нет. Налицо был факт взлома машины, но по каким-то едва ли объяснимым причинам он не стал обращаться в полицию, а решил просто заказать новую печать. Она имела точно такой же оттиск, как и украденная.

Спустя приблизительно месяц ему стали звонить незнакомые люди с угрозами, что подадут на него в суд, если тот или не окажет услуги по договору, или же не вернет деньги… Непонимание со стороны директора и вполне объяснимое, и в то же время откровенно глупое. Нехитро будет догадаться, что фирменной печатью его организации уже успели воспользоваться злоумышленники.

Благо дело до суда не дошло, но нашему герою пришлось изрядно «побегать» по инстанциям в целях урегулировать сложившуюся ситуацию.

Еще одна проблема – вредительство ради вредительства. В какой-то степени это возвращает нас к истории с Тамарой Григорьевной, где ее недовольные клиенты могли преследовать цель не только финансовой «наживы», но еще и своеобразной «мести» за те разногласия, которые у них, возможно, были.

О составлении заявления в полицию

Как мы уже это успели выяснить, в правоохранительные органы желательно обратиться сразу по факту обнаружения пропажи. Это нужно для того, чтобы оперативники как можно раньше приступили к розыскным мероприятиям, а также для того, чтобы был создан протокол, подтверждающий произошедшее.

Здесь очень важно зафиксировать, при каких обстоятельствах печать могла быть похищена, идет ли речь о взломе офиса, автомобиля или кражи сумки прямо на улице. На основании этого документа практически исключается возможность того, что следствие пойдет «не по тому пути» и начнет допытываться до директора или бухгалтера (может, они сами инсценировали пропажу).

Далее полицейским желательно предоставить нотариально заверенную копию какого-нибудь документа, где можно будет различить оттиск пропавшей печати. Если эта бумага прилагается к заявлению о краже, об этом следует написать в заявлении, а если копия представляется после, то нужно получить подпись следователя на сопроводительном письме.

В дальнейшем заявление позволит получить справку из полиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Однако в этом документе не перечисляется, что именно было похищено. Отметим, что по собственной инициативе полиция, скорее всего, такую справку не выдаст.

Так что фирма должна взять инициативу в свои руки. Потерпевшей организации в подобной ситуации можно посоветовать следующее. Во-первых, нужно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи (подпункт 13 пункта 2 статьи 42 УПК РФ. О котором мы писали выше). А уже в постановлении будет отмечено, что конкретно было похищено.

Во-вторых, рекомендовано провести инвентаризацию, дабы у правоохранителей не было основания полагать, что пропавшая печать просто куда-то «закатилась» (люди в погонах тоже бывают ленивыми, если честно).

До тех пор, пока печать не восстановлена…

Вот здесь для компании фирмы начинается самое интересное. В частности, как это было сказано выше, на примере Тамары Григорьевны, организация становится практически парализованной, т.е. она может фактически приостановить свою деятельность.

Подписывать договоры, пожалуйста, однако без печати контрагенты могут попросту отказаться от сотрудничества, т.к. документ, не имеющий ее, не является таковым по определению. Самое неблагоприятное здесь то, что на возвращение к обычному режиму работы влияет не только скорость и оперативность действий потерпевшей компании, но и качество работы полиции.

В каждом отдельно взятом случае сроки решения данной проблемы могут тянуться от нескольких дней до нескольких месяцев. При этом организацию никто не ограничивает в том, чтобы буквально за один-два дня сделать себе новую печать. Однако до тех пор, пока ее «клон» будет находиться в руках у злоумышленников, спокойно жить вряд ли получится.

Вообще, желательно, чтобы ее нашли как можно быстрее. Это поможет в наикратчайшие сроки свести данную проблему на «нет».

Рекомендации

В качестве заключения нашего скромного рассказа хотим пожелать нашим коллегам большей внимательности и осмотрительности.

Хорошо известно, что далеко не всегда лично директор подписывает и «пропечатывает» выставляемые счета – это обязанность может по факту лежать на плечах бухгалтера, координатора, секретаря и т.д. Случиться может всякой.

Вдруг главному бухгалтеру срочно потребуется выехать посреди рабочего дня в ИФНС, а печать оставить просто некому. Далее главбух механически забирает ее с собой в сумочку и едет в Налоговую.

Едва ли поездка будет безопасной с точки зрения потенциальных угроз – сумочку могут украсть, ее можно нечаянно оставить в такси или в метро, в конце концов, печать можно просто выронить – здесь и от везения тоже многое зависит. В любом случае, отличным местом для печатей все-таки остается не «коробка в тумбочке», а хороший и надежный сейф. На то он, в общем-то и создан, дорогие читатели.

Желаем Вам успехов и благодарим за внимание!

Источник: https://SCloud.ru/blog/chto_delat_esli_ukrali_pechat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть