Криминальное право как негативные формы права

Теневое право: философский анализ

Криминальное право как негативные формы права

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра онтологии и теории познания

«Теневое право»: философский анализ

Допустить к защите:Зав. кафедрой_________________Анкин Д. В.проф., д.ф.н.Дипломная работастудента 3 курсаЩербины И.С.
Научный руководитель:доцент, к.ф.н.Савцова Н.И.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3                    Глава 1. Многообразие форм правового пространства……………5

    1. Понятие правового пространства……………………………..5
    2. Структура правового пространства….……………………….9
    3. Типология правового пространства…………………………..

Глава 2. Пространство «теневого» права……………………………………20

2.1       Понятие «криминального» права как вида «теневого» права

    1. Источники формирования «криминального» права
    2. Свойства «криминального» права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Коренные перемены в общественной жизни приводят к необходимости изменений в структуре правового пространства. Появляется необходимость осмысления правового пространства как целого и «теневого» права, как его части.

Для того, чтобы осознать сущность «теневого» права и права как такового, необходимо актуализировать то знание в области философии права, которое выработано философами, правоведами. В связи с этим оправдан интерес к работам таких ученых, как В.М. Баранов, А.В. Малько, Е.Н. Трикоз, В.П. Малахов.

«Теневизация» российского права проявилась с началом распада СССР и в дальнейшем стала актуальной проблемой.

Вышеназванные обстоятельства предопределили тему курсовой работы: «Право и “теневое” право: философские аспекты».

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.

Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.

Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие правового пространства;
    2. исследовать структуру правового пространства;
    3. рассмотреть понятие «теневого» права;
    4. выявить источники формирования «теневого» права;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, правовой литературы по проблеме, изучение нормативных правовых актов, материалов правотворческой деятельности, наблюдение, обобщение, сравнение.

Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также указаны  методы исследования.

В первой главе «Сущность правового пространства» в историческом и современном аспектах проанализирована проблема существования правового пространства, дано определение понятия правового пространства, показана необходимость обеспечения единого правового пространства для государства.

Во второй главе «Пространство “теневого” права» «теневое» право рассмотрено в культурно-историческом аспекте, раскрыты общие положения о «теневом» праве в России, выявлены особенности влияния «теневого» права на общество, проанализирована роль «теневого» права в развитии законодательства России. 

В заключении излагаются основные выводы по теме исследования.

В работе имеется список литературы, состоящий из 26 источников.

Глава 1. Сущность правового пространства

1.1 Понятие правового пространства

Понятие правового пространства часто используется в научной литературе.  В юриспруденции используется «широкое» и «узкое» определение данного понятия.

Согласно «широкому» определению, правовое пространство – это отношения, открытые для легального государственного вмешательства, а также отношения, которые обеспечиваются государственной и судебной защитой.

При этом под судом понимается не государственный орган, а представляющий права и интересы гражданского общества орган, который государство вынужденно содержит.

Согласно «узкому» определению, правовое пространство — это собственно юридическая сфера, т.е. специально сконструированная юристами виртуальная реальность. Для этой виртуальной реальности характерны всякого рода умозрительные фикции и артефакты, не наблюдаемые в естественных условиях.

Например, в Древнем Риме считалось, что обращенный варварами в рабство пленный квирит (свободный римский гражданин) как бы обретает свободу за мгновение до своей смерти, и потому его завещание, в отличие от любых прочих деяний и волеизъявлений раба, имеет юридическую силу.

В этой сфере юристы оперируют не природными объектами, а доказательствами, т.е. специально сконструированными правовым образом объектами.

Проблема допустимости доказательств и постоянные споры юристов по поводу того, можно ли какой-то материал (показание лица, информацию, вещь, документ) использовать в процессе или нельзя, связаны как раз с правилами этого узкого пространства. В правовом пространстве юристы общаются не как люди, а как “мантии” или”маски”.

 В этом смысле “потерпевшим” в рамках уголовного процесса является не тот, кто потерпел, пострадал от преступления, а тот, кто признан в этом качестве постановлением органа уголовного преследования, постановлением (определением) суда. Если же до приговора суда, т.е.

 apriori, считать потерпевшим человека, который, как утверждает сторона обвинения, потерпел от преступления, то выходит, что судья не может оправдать подсудимого за отсутствием события преступления.

На самом же деле, “потерпевший” как замаскированный персонаж, который играет на судебных

подмостках предначертанную законом роль — дает показания, выступает в прениях, поддерживает обвинение, — может вовсе не быть пострадавшим от преступления; он может оказаться лжецом, как очень часто бывает по делам об оскорблениях и изнасиловании.

Юриспруденция сплошь состоит из фикций. Свидетель, например, это не очевидец, а человек, вызванный на допрос. Таким образом, в правовом пространстве действуют не люди, а маски, мантии, костюмы.

Термин «правовое пространство» выступает как универсальная

правовая категория, позволяющая анализировать вопросы соразмерности

нормативных правовых актов, договорных механизмов в федеративных

отношениях, исследовать общее и особенное, пределы и объемы действия

правовых актов. Эта категория призвана отразить в себе структуру и

организацию осуществления властных функций государства в пределах

своих границ.

Термин «правовое пространство» не является синонимом иных

категорий правоведения, ни в коей мере не подменяет их, а является

самостоятельной научной категорией, позволяющей на основе современных

достижений право и обществоведения исследовать вопросы государственно-

правовой действительности.

Помимо этого, понятие правового пространства может иметь

существенное методологическое значение при разработке и принятии

правовых актов законодателями на стадии правотворчества, а также в

процессе исполнения правовых актов субъектами права на стадии

правоприменения.

Понятием «правовое» охватываются следующие взаимосвязанные

значения: 1) оно отражает правовую действительность; 2) оно особо

подчеркивает роль права как важнейшего регулятора общественных

отношений.

Термин «пространство» используется для того чтобы показать

выраженность права в материальном мире. Пространство определяет

действие правовой нормы в системе законодательства того или иного

государства.

Многообразие форм правового пространство мы рассмотрим на примере Российской Федерации, таким образом более ясно представив о чем идет речь.

Правовое пространство – это вся совокупность правовых предписаний

правовой системы Российской Федерации, действующих на ее территории.

Единое правовое пространство России определяется как категория,

характеризующая единство правовых предписаний правовой системы

Российской Федерации, их взаимную согласованность и непротиворечивость.

Правовое пространство предстает как сфера действия законов и иных

юридических норм в конкретную историческую эпоху в конкретных

территориальных пределах. Правовое пространство – это форма социального пространства, в которой с помощью норм права устанавливается стабильность в обществе, правопорядок и законность.

Единое правовое пространство Российской Федерации – сфера формирования и действия системы нормативных актов: федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации, общеобязательных актов органов местного самоуправления. Правовое пространство (система законодательства) – система законодательных актов, регулирующих общественные отношения. Состоит из двух взаимосвязанных систем: федерального и регионального законодательства, образующих в своем единстве законодательство Российской Федерации. Правовое пространство – это вся совокупность юридических норм, действующих в пределах России. Они должны быть согласованы между собой и соподчиняться от их юридической силы. В противном случае единое правовое пространство будет нарушено.

Правовое пространство – самостоятельное явление, развитие которого

характеризуется собственной совокупностью ряда признаков: наличием

сложной, иерархичной и жестко организованной структуры, отягощаемой

сложно составным характером устройства государства; внутренним и

внешним его единством; исторической преемственностью; суверенитетом

Российского государства над всей территорией.

1.2 Структура правового пространства

Анализ «правового пространства» как правовой категории позволяет

выделить следующие его составляющие:

1) государство (оно выражает территориальную распространенность

действия правовых норм);

2) правовые предписания (индивидуальное или обобщенное

назначение распорядительных актов властного характера, издаваемых

уполномоченными на то государственными органами или должностными

лицами и подлежащие исполнению со стороны субъектов, их получивших);

3) правовая система (того или иного государства) которая состоит из

следующих компонентов: позитивное право как совокупность действующих

в государстве правовых норм, выраженных в законе и иных признаваемых

государством формах; правовая идеология, т. е. правовые взгляды,

правосознание, правовая культура, концепции и т. д.; юридическая

(судебная) практика.

Все компоненты взаимосвязаны между собой настолько, что выпадение хотя бы одного из них ведет к нарушению внутрисистемных

связей и снижению эффективности всей системы как единого целого. Правовое пространство обладает следующими характеристиками.

Во-первых, правовое пространство – это объективная форма

организации общественных отношений граждан. Правовое пространство как

объективная реальность является независимым от воли, желаний, мыслей

отдельных субъектов правоотношений. В то же время, преломляясь в голове

людей, объективное становится субъективным. Правовое пространство

предполагает взаимодействие объективного и субъективного начала.

Субъективное начало так или иначе связано с сознанием, а именно с

правовым сознанием, тем самым оно так или иначе воздействует на

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/tenevoe-pravo-filosofskij-analiz/409999-1401119-page1.html

Теневое и криминальное право как негативные формы права

Криминальное право как негативные формы права

Замечание 1

Теневое право – это антипод государственной официальной системы нормативного правового регулирования. Теневое право входит в правовую жизнь общества, активно противостоит ей, разрушает нормальное функционирование общества в силу своей антисоциальной природы.

Теневое право является необъявленным, неофициальным, выступает авторитетным руководством для определенных групп и слоев общества. Государство исключительной монополией на право не обладает.

Признаки теневого права:

  • содержит криминальные структуры;
  • обладает юридическим плюрализмом;
  • специфическая форма неправа;
  • присутствуют деформации правосознания, злоупотребления, коррупция;
  • наблюдаются ошибки в праве;
  • разновидность неофициального негативного права и др.

Теневое право является негативным проявлением юридического плюрализма. Неофициальное право находится в состоянии постоянной борьбы и противодействия с официальным правом.

Теневое право содержит свод обязательных, асоциальных предписаний, отношений, символов, жаргона, жестов, ритуалов, посредством которых регламентируются этапы противоправной деятельности, формируется теневой правопорядок, который охраняется специальными физическими, материальными, морально-психическими санкциями.

Теневое право – это своеобразный свод директивных установлений, предписаний, обязательных к исполнению, регламентирующих этапы противоправной деятельности. По своей форме такое право является конгломератом устных суждений, символических жестов, знаков, ритуалов, письменных «воровских» установок, конкретных демонстративных поступков людей.

Правила теневого права обладают специфичной «санкционной защитой». В преступных сообществах за преступления и любые нарушения порядка могут применять такие санкции, как:

  • моральные, или психологические (замечание, обсуждение на «сходке», пощечина);
  • физические (избиение, насилие разного характера, убийство);
  • материальные (конфискация личного имущества, пеня, штрафы).

Теневое право несет значительную социальную опасность. Упрочение криминальных традиций, традиционных «воровских понятий» является значимым внутренним фактором, который определяет рост преступности, развития криминальной обстановки в стране в целом (наряду с профессионализацией преступников, рецидивами). Теневое право является основой воспроизводства преступной сферы.

Теневое право как негативная форма права

Теневое (негативное) право обуславливает декларативность нормативно-правовых предписаний (принципов права, норм и др.), обусловленных искаженным отражением в них действительной реальности, необеспеченностью определенными ресурсами (финансовыми, информационными, юридическими, организационными и т.д.), включая меры государственного принуждения.

Негативное право характеризуется бессистемностью и хаотичностью издаваемых нормативно-правовых актов, их противоречивость и пробельность, несовершенство формы и содержания.

В нормативных правовых актах наблюдается неадекватность отражения в социальных и экономических, публичных и частных, коллективных и личных, государственных и других интересов (так, несовершенство законодательства, которое регулирует налогообложение и предпринимательскую деятельность, серьезно «тормозят» вложение в разные сферы жизнедеятельности инвестиций).

Для негативного права характерны:

  • реальное «верховенство» «ведомственного права», которое выхолащивает ценность (собственную и инструментальную), сущность конституционного и иного законодательства;
  • наличие значительного объема устаревших, но все еще действующих нормативно-правовых актов;
  • противоречивость однотипных общественных отношений в правовом регулировании нормами международного (регионального и общего) и национального, или внутригосударственного права;
  • наличие нормативно-правовых актов и предписаний, нарушающих идеи состояния свободы и справедливости, гуманизма, ответственности и равенства, общественной и личной безопасности.

Существуют и другие качества и черты теневого права, которые позволяют более глубоко и обстоятельно исследовать его дисфункции и природу, роль и место среди иных юридических аномалий.

«Не-право» – это хаотичная совокупность нормативно-правовых общеобязательных предписаний, выраженную внешне в правовых актах, договорах, формально – юридических источниках.

Оно слабо обеспеченно мерами государственного, информационного, финансового, организационного и другого воздействия, изменяющую состояния и идеи ответственности и свободы, равенства и справедливости, безопасности (общественного порядка) и гуманизма, негативно отражающуюся на качестве и эффективности правового регулирования поступков и поведения людей, их организаций и коллективов.

«Негативное право» появляется по ряду причин:

  • внешних и внутренних;
  • субъективных и объективных;
  • индивидуальных и надындивидуальных;
  • организационных и др.

В правотворческой тактике, технике, стратегии, в целом в юридической технологии существуют серьезные изъяны, которые ведут к безграмотному отображению в нормативных актах и иных формально-юридических источниках, существующих реальных общественных отношений. Как правило, создателями «не – права» являются носители юридической антикультуры.

Понятие криминального права

Криминальное право – это отдельная, самостоятельная область права, имеющая ряд общих и специфических признаков. Это системам юридических норм, установленных в обществе. Нормы – обобщенные правила, охватывающие широкий спектр индивидуальных случаев и жизненных ситуаций.

Нормы криминального права являются общеобязательными, то есть обладают общеобязательной нормативностью. Большей частью они выступают в качестве норм-запрета, то есть запрещают отдельные поступки. Нормы устанавливаются органами законодательной власти, закрепляются в соответствующих законах.

Криминальное право обладает формальной определенностью, точно фиксирует в предельно формализованном виде в законах признаки преступлений и соответствующих наказаний. Оно имеет свой метод и предмет правового регулирования.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/tenevoe_i_kriminalnoe_pravo_kak_negativnye_formy_prava/

Теневое право»

Криминальное право как негативные формы права

В 2002 г. под таким названием (без кавычек) в Нижнем Новгороде была опубликована книга В.М. Баранова [1]. Во введении он пишет: «Наименование темы книги, по всей видимости, не может не вызвать недоумения и даже некоторого раздражения у значительного числа юристов (согласен. – В.К.).

…Феномен «теневое право» до сих пор относится к числу не исследованных проблем, как общей теории права и государства, так и отраслевых юридических наук» [1. С. 4.].

С последним тезисом автора не согласен. В качестве основных разновидностей теневого права он выделяет «преступное право» (с. 26 и след.), «правовую демагогию» (с. 116 и след.) и «правовой нигилизм» (с. 134 и след.).

Это же ни какое не право (ни позитивное, ни теневое), а разновидности юридической патологии, проявления ЮАК.

Указанные негативные феномены (за исключением, пожалуй, юридической демагогии) достаточно подробно исследуются отечественными и зарубежными учеными – юристами.

Какие же существенные признаки теневого права выделяет автор?

«Первый признак. Теневое право – проявление юридического плюрализма. Выдвигая этот признак, мы исходим из того, что государство не обладает исключительной монополией на право» [1. С. 5].

С этим положением трудно спорить, если иметь в виду, что нормативные правовые акты (договоры и т.п.) издают и негосударственные организации (органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и т.д.

По поводу же идеи юридического плюрализма, которая в работе В.М. Баранова является методологически исходной, можно отметить следующее: никакой новации в таком подходе мы не видим. Концепция юридического плюрализма начала складываться в конце XIX – начале XX века.

У ее истоков стояли Жени, Эрлих, Петражицкий, Вебер, Гурвич и другие. Наиболее полно она представлена в фундаментальном труде итальянского юриста С.Романо «Правовой порядок» (1918). В 1935 г.

Гурвич писал о многочисленных центрах, вырабатывающих право: государствах, международных организациях, профсоюзах, кооперативах, трестах и предприятиях (см. [3. С. 180]).

Ж. Карбонье, анализируя теории аналитического плюрализма, кроме позитивного права, входящего в правовую систему общества, выделяет так называемые «инфраюридические явления».

К последним он относит: «фольклорное право» (чаще всего «осколки» очень старого права, которые сохранились в народной среде в виде местных и устных обычаев, единственной санкцией за несоблюдение которых служат ирония и насмешка), «детское право» (правила, которые навязаны ребенку обществом взрослых в семье, школе и на улице, а также подражания «юридическим играм» родителей и знакомых) и «вульгарное право» (смесь местных обычаев с элементами заимствованными в искаженном, деформированном виде в праве государства). «В глазах юристов,– по мнению Ж. Карбонье, – это явление (вульгарное право. – В.К.) фактическое, а не юридическое, поэтому они не занимаются им» (см. [3. С. 186 – 194].

На наш взгляд, методологически существенным является следующее положение, изложенное в работе Ж. Карбонье. «И хотя инфраюридические явления похожи на юридические, они отличны от них по существу. Не подошли ли мы здесь к плюралистической иллюзии? Плюрализму казалось, что он отражает борьбу двух правовых систем.

Но то, что он получил в результате и показал нам, – это столкновение правовой системы с тенью другой» [3. С. 184]. Нам теперь ясно, почему книга В.М. Баранова названа «Теневое право» (в определенном контексте синонимом слова «тень» является иллюзия, «видимость».

То есть, когда мы говорим о теневом праве, то подразумеваем видимость права, «не – право»).

Однако продолжим рассмотрение других признаков теневого права, которые выделяются В.М. Барановым, чтобы еще раз убедиться в спорности и двусмысленности используемого им юридико-плюралистического подхода.

«Второй признак. Теневое право – специфическая форма неправа… Мне кажется, – пишет автор, – что теневое право «выбивается» из раздела негативного права. Оно – право совсем другого рода и иной природы.

Теневое право и содержательно, и формально более отдалено от официального, как позитивного, так и негативного. Оно – неправо особого вида, может быть, даже четвертая форма неправа, которую Г.В.

Гегель (он, как известно, обозначил три основных формы неправа) не заметил, либо не счел нужным выделять» [1. С. 10].

Напомним, что Гегель считал первой формой «непреднамеренное неправо» (характерно для субъектов с наивным и неразвитым правосознанием, не видящих разницы между правом и его противоположностью, когда они считают правом все то, чего они желают, к чему стремится их воля).

Вторая форма неправа, по его мнению, это «сознательный обман», позволяющий, как правило, властвующим субъектам создавать видимость права для других с тем, чтобы те не замечали подмены. К третьей форме неправа Гегель относил «преступления» (подробнее об этом см. [2. С.

14 – 20]).

«Третий признак. Теневое право – разновидность негативного неофициального права» [1. С. 10]. Причем теневое право не может, оказывается, быть «абсолютно негативным феноменом». Это связано с тем, что возникновение и становление теневого права происходило и происходит через организационно-деловые обычаи и обыкновения» [1. С. 16].

«Четвертый признак. Теневое право – своеобразный свод директивных установлений, обязательных к исполнению предписаний, регламентирующих все этапы противоправной деятельности… Пятый признак.

По форме теневое право представляет собой конгломерат либо устных суждений, либо символических знаков, жестов, ритуалов, либо письменных «воровских установок», либо демонстративных конкретных поступков людей… Шестой признак. Специфична «санкционная защита» правил теневого права.

За нарушения в преступных сообществах, как известно, применяются следующие санкции: моральные (обсуждение на «сходке», замечание, пощечина); материальные (штраф, пени, конфискация); физические (избиение, насильственное мужеложство, убийство («спросить с гада»)… Седьмой признак. Велика и своеобразна социальная опасность теневого прав.

Упрочение традиционных «воровских понятий» и вновь нарождающихся криминальных традиций – высокозначимый внутренний фактор, определяющий (наряду с рецидивом, профессионализацией преступников) рост преступности и развития криминальной ситуации в целом в стране. Теневое право – основа воспроизводства преступной сферы» [1. С. 16, 18].

Такое «обильное» цитирование было необходимо с целью показать основные признаки теневого права, не исказив при этом мысль автора, а также наглядно продемонстрировать читателям, что под теневым правом в указанной книге понимается, по нашему глубокому убеждению, «не – право», то есть один из существенных элементов ЮАК.

https://www.youtube.com/watch?v=kD5DJG-yG_g

В отличие от права «негативное право» или «не – право» имеет, на наш взгляд, свои следующие черты. Это:

а) декларативность нормативно-правовых предписаний (норм, принципов права и др.), которая обусловлена неверным отражением в них реальной действительности и необеспеченностью соответствующими ресурсами (информационными, финансовыми, организационными, юридическими и т.д.

), в том числе и мерами государственного и иного принуждения (даже, например, конституционные нормы и принципы, провозгласившие Россию демократическим и правовым государством, права и свободы человека – высшей ценностью, неприкосновенность личности и т.п.

, на современном этапе развития общества относятся к благим пожеланиям);

б) хаотичность (бессистемность) издаваемых нормативных правовых актов, их пробельность и противоречивость, несовершенство содержания и формы (например, в настоящее время только на федеральном уровне принято 550 нормативных правовых актов, в том числе 45 законов, 5 кодексов, более 140 постановлений Правительства РФ, 15 указов Президента РФ, большой массив ведомственных актов, ратифицировано 16 основополагающих Международных конвенций в области охраны окружающей среды, в которых накопилось много разночтений и коллизий, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды);

в) неадекватность отражения в нормативных правовых актах экономических и социальных, частных и публичных, личных и коллективных, государственных и иных интересов (например, несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и налогообложение, является серьезным «тормозом» для вложения инвестиций в различные сферы жизнедеятельности российского общества);

г) «верховенство» (реальное, а не формальное) «ведомственного права», выхолащивающего сущность, собственную и инструментальную ценность конституционных и обычных законов;

д) наличие огромного массива устаревших, но до сих пор не отмененных нормативных правовых актов;

е) противоречивость в правовом регулировании однотипных общественных отношений нормами национального (внутригосударственного) и международного (общего и регионального) права;

ж) существование (в прошлом и настоящем времени) нормативно-правовых предписаний и актов, нарушающих идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма, личной и общественной безопасности (например, постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г.

«Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» и постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г.

«О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», по сути дела, легализовали государственный произвол).

Можно выделить и другие черты «не – права», позволяющие обстоятельно и глубже исследовать его природу и дисфункции, место и роль среди других юридических аномалий.

Таким образом, под «не – правом» нужно понимать хаотичную совокупность общеобязательных нормативно-правовых предписаний, внешне выраженную в нормативных правовых актах, договорах и других формально – юридических источниках, слабо обеспеченную мерами государственного и иного воздействия (финансового, информационного, организационного и т.п.), искажающую идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности), негативно отражающуюся на эффективности и качестве правового регулирования поведения людей, их коллективов и организаций.

Причин появления «негативного права» много: внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надындивидуальных, организационных и иных.

Хотелось бы обратить внимание лишь на серьезные изъяны в правотворческой технике, тактике и стратегии, юридической технологии в целом, ведущие к безграмотному отражению в нормативных правовых актах и других формально-юридических источниках реально существующих общественных отношений. Творцами «не – права» в данном случае являются, как правило, носители юридической антикультуры.

Источник: https://studopedia.ru/11_160520_tenevoe-pravo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть