Кто курирует прокуратуру

Содержание

Органы прокуратуры

Кто курирует прокуратуру

Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры – это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.

Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.

Генеральной прокуратуре подчиняются прокуратуры субъектов федерации, а им, в свою очередь, прокуратуры городов и районов.

Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

Прокуратура занимается следующими вопросами.

1.

Надзором за исполнением законов федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контролирующими органами и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону их правовых актов.

Заметьте, что надзор не распространяется на Федеральное собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, и на граждан, которые не являются должностными лицами. Также, прокуратура не надзирает и за судами.

Прокурор может беспрепятственно входить на территории учреждений, за которыми он надзирает, знакомиться с документами, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений, а обнаружив, что было совершено преступление или административное правонарушение, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Если у прокурора есть сведения о готовящихся незаконных действиях, он может дать потенциальному правонарушителю письменное предупреждение о недопустимости нарушений закона.

Если прокурор узнает, что каким-то органом издан нормативный или индивидуальный акт (об их различии смотрите главу 2), противоречащий закону, то он может принести в этот или в вышестоящий орган протест, т.е. обратиться с требованием об отмене этого акта или пойти с таким же требованием в суд.

Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.

Часто бывает так, что государственный орган не издает никаких письменных актов, а нарушает права граждан своими действиями. Например, начальник жилищной организации в нарушение законодательства не предоставляет инвалидам скидку с квартирной платы и коммунальных услуг в размере 50 процентов, но не подписывает никаких распоряжений, которые можно было бы опротестовать.

В этом случае прокурор может внести представление, (т.е. письменное требование) об устранении нарушений закона, которое должно быть рассмотрено немедленно, а меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца.

2.

Второй вид прокурорского надзора – это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля и их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор обязан:

•  рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

•  разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

•  принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба;

Здесь прокурор имеет те же полномочия, что и при надзоре за соблюдением законов. Т.е. если он узнает о совершении преступление, то возбуждает уголовное дело и принимает меры для привлечения виновных к уголовной ответственности. Если права гражданина нарушаются в результате совершения административного проступка, то он возбуждает производство по делу об административном правонарушении.

Если права или свободы человека можно защитить только в судебном порядке, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или по другим причинам не может сам отстаивать свои права в суде или если нарушены права и свободы большого количества людей, или по другим причинам нарушение имеет большое общественное значение, то прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Во всех остальных случаях граждане должны обращаться в суд самостоятельно.

Занимаясь надзором за соблюдением прав и свобод человека, прокурор может вносить протесты и представления.

3. Третий вид прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь прокуратура имеет значительно большие полномочия.

Определение. Предварительное расследование преступлений бывает двух видов: дознание и предварительное следствие. Слово “предварительное” используется здесь потому, что основное расследование дела проводится судом.

Дознание – это “облегченный” способ расследования, который включает в себя меньше формальностей. Обычно им занимаются те органы, которые созданы для выполнения других задач.

А предварительное следствие – это основная форма расследования. Оно производится профессиональными следователями по большинству уголовных дел.

Дознание проводится дознавателями (следователями):

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов пограничной службы Российской Федерации;

3) органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) органов Государственной противопожарной службы;

6) прокуратуры.

О том, какие уголовные дела они расследуют, можно узнать в п. 3 ст. 150 УПК РФ, а о правах, которыми обладает прокурор при надзоре за предварительным следствием и дознанием в п. 2 ст.37 УПК РФ.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Определение. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это особая деятельность компетентных органов, которая проводится для защиты прав граждан, безопасности общества и государства от различных преступлений.

Она включает в себя опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент[1]. 

Заниматься ОРД могут органы внутренних дел, федеральной службы безопасности,  государственной охраны, пограничной службы, службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ и таможенные органы.

Гражданин, считающий, что действия органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать их прокурору, в вышестоящий орган или в суд.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами – это четвертый вид прокурорского надзора, поскольку исполнение судебных решений является “узким местом” нашей правовой системы.

Занимаясь им, прокурор имеет те же права, что и при надзоре за исполнением законов.

5. Последний вид прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих меры принудительного характера, по назначению суда, а также администрациями следственных изоляторов и других подобных учреждений.

Здесь прокурор имеет очень большие полномочия, вплоть до того, что он может освободить своим постановлением любого, кто содержится в этих учреждениях незаконно.

6. Еще одной задачей прокуратуры является уголовное преследование, иначе говоря, предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к ее ведению.

Т. е. прокуратура не только надзирает за предварительным следствием, но и сама расследует некоторые преступления и при этом надзирает сама за собой. Перечень преступлений, относящихся к ведению прокуратуры можно найти в п. 2 ст. 151 УПК РФ. Это, например, дела об убийствах, изнасилованиях и т.д.

7. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в уголовном процессе в качестве обвинителей, а в гражданском и арбитражном процессе в качестве лиц, участвующих в деле (т.е. не являющихся ни истцами, ни ответчикам, но заинтересованных в его исходе).

Думаю, что объяснять, что такое государственное обвинение не нужно, поскольку все знают, что в суде прокурор доказывает обвинение, предъявленное подсудимому, и предлагает для него меру наказания.

В гражданском процессе прокурор может обратиться в суд с заявлением  в защиту государственных или общественных интересов, а также прав и интересов граждан.

Прокурор обязан вступить в гражданский процесс, чтобы дать заключение по существу спора, т.е. сообщить суду свое мнение о том, как он должен быть разрешен, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и по некоторым другим категориям дел, которые указаны в законе.

Прокурор может обжаловать приговоры, вынесенные по уголовным делам и решения по гражданским и арбитражным делам, в рассмотрении которых он принимал участие, в вышестоящую  судебную инстанцию, и в этом случае его жалобы будут называться представлениями.

Это важно. Как мы убедились, прокуратура занимается очень широким кругом вопросов, но имеет относительно небольшие полномочия. Поэтому обращение к ней не всегда приносит результат.

К ее помощи нужно прибегать тогда, когда речь идет об уголовном деле, деле об административных правонарушениях или об исполнении уголовных и административных наказаний.

Здесь прокуратура обладает большими правами и может оказать нам реальную помощь.

В остальных случаях беспокоить прокуратуру нужно только по поводу серьезных нарушений закона.

Теоретически от нее можно требовать принятия мер и при отсутствии информации о режиме работы на соседнем магазине, и в случае продажи вам некачественного товара, поскольку и то и другое является нарушением Закона РФ “О защите прав потребителей”, за соблюдением которого прокуратура также должна надзирать.

Но, учитывая, что защитой прав потребителей занимаются специальные органы, имеющие более серьезные полномочия по устранению подобных нарушений (госторгинспекции), обращение в прокуратуру по этому вопросу вряд ли является целесообразным.

С другой стороны, если нарушения достаточно серьезны, или касаются широкого круга лиц, или допускаются правоохранительными или контролирующими органами или если отсутствуют специальные органы, способные их устранить, помощь прокуратуры может быть достаточно эффективной.

Обращаясь в прокуратуру, нужно иметь в виду, что она принимает к рассмотрению только те обращения, которые не подведомственны суду, кроме случаев, когда они касаются защиты общественного интереса или прав социально незащищенных лиц.

[1] Ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г.  № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

Источник: http://www.prigonim.ru/samouchitel/organy-prokuratury.htm

Кто может проверить прокуратуру

Кто курирует прокуратуру

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кто может проверить прокуратуру». Кроме того, ниже Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную онлайн консультацию юриста.

В период 2010-2012 гг. на ведомственном уровне произошла переориентация целей надзорной деятельности прокуроров и сделан акцент на проверку исполнения своих обязанностей контролирующими органами. Ввиду этого в целом по стране сейчас наблюдается снижение количества проводимых прокуратурой внеплановых мероприятий по исполнению трудового законодательства.

Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Можно ли обжаловать результаты проверки?

То есть, в первую очередь это реакция данного ведомства на какое-то нарушение, совершённое вами, о котором ему стало известно из того или иного источника.

С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 10 лет, но ничего не изменилось. По этой причине не остается ничего иного, как рекомендовать НКО руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Правило первое: работники прокуратуры не имеют права вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут отсматривать только документы, которые напрямую относятся к правонарушению.

Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

Это касается взыскания начисленной, но невыплаченной зарплаты и иных платежей, причитающихся работникам.

Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законодательства РФ и соблюдения Конституции РФ. В частности, соблюдение работодателями трудового законодательства.

Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок (в ред.

Чрезвычайно обширны и полномочия, которыми наделяются прокурорские работники в ходе проверки. Прокурор вовсе не обязательно использует во время проверки весь этот зловещий арсенал.

Однако, органы прокуратуры могут осуществлять проверку соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных актов в следующих случаях:

  • При обращение граждан или должностных лиц;
  • При сообщения в СМИ о грубых нарушениях законодательства;
  • При обобщение материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также других материалов, содержащее достаточные данные о нарушениях законодательных актов;
  • По заданию вышестоящей прокуратуры.

Допускается также разделение сферы деятельности по зонам, когда подпадающая под юрисдикцию прокуратуры территория условно делится на участки, закрепляемые за помощниками прокурора. В данной ситуации каждый из них компетентен рассматривать жалобы граждан, проживающих на определенном участке, о незаконном прекращении трудовых отношений.

Но если к визитам инспекторов ГИТ сотрудники кадровых служб уже попривыкли, то визит с проверкой из прокуратуры всегда ждут с нескрываемым волнением. И дело здесь не столько в авторитете проверяющих, а в расширенных их возможностях и допусках. Так, в отличии от инспектора по труду, прокурор может отойти от прописанных в постановлении вопросов в сторону или “копнуть глубже”.

Чем опасны «обиженные» уволенные?

Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.

Обращение в надзорное учреждение (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере.

Так, в нижестоящих звеньях прокурорской системы, с которыми в большинстве случаев сталкиваются работодатели, надзорная деятельность в указанных направлениях ведется из расчета общей штатной численности прокуратур. Надзор за соблюдением законов о труде является составной частью более широкой — социальной — сферы, на которую распространено влияние прокуратуры.

Обращение в надзорное учреждение (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере.

Помимо чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев с тяжкими последствиями, веским основанием для проведения проверки служит обращения в прокуратуру лица, полагающего, что его трудовые права нарушены. В данном случае прокуроры обязаны всесторонне исследовать доводы заявителя, принять меры прокурорского реагирования и осуществить восстановление его законных интересов.

Повод для проведения проверки — обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Второе: четко определены сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения.
Не выполнение требований прокурора (в рамках представленных ему полномочий) может быть расценено, как уклонение от явки по его вызову.

По этой причине не остается ничего иного, как рекомендовать НКО руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток. Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.

При таких обстоятельствах аргументы предпринимателя, в том числе со ссылкой на Постановление КС РФ № 2-П и Приказ Генпрокуратуры № 265, отклонены как не исключающие объективность и действительность результатов проверки и возможность их использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.

Невыездная документальная проверка прокуратурой

Суд пришел к выводу, что прокуратура не доказала, что поводом к возбуждению дела явилось осуществление прокурором надзора в связи с поступившими в прокуратуру заявлениями, жалобами и иными сообщениями.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации,
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации,
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора,
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Не выполнение требований прокурора (в рамках представленных ему полномочий) может быть расценено, как уклонение от явки по его вызову. За что работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ и уголовной по ст. 294 УК РФ.

Задание вышестоящей прокуратуры, в котором районному (городскому) или специализированному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную инспекцию исполнения трудового законодательства на определенной территории или на конкретных предприятиях (объектах).

Причины для проведения проверки прокуратурой

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

Проверка прокуратуры по жалобе работника что проверяют

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

Когда к вам пришли работники прокуратуры с проверкой, обязательно попросите предъявить удостоверение работника прокуратуры.

Арбитры с данными аргументами не согласились.

На основании положений Закона о прокуратуре, других нормативных актов, а также Постановлении КС РФ № 2-П они пришли к выводу, что основание для принятия мер прокурорского реагирования — информация о фактах нарушения законов — может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках.

Проверяемый период законодательно не установлен, но следует руководствоваться принципом разумности и справедливости.

Меры прокурорского реагирования

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.

) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось.

Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Прокурорская проверка — то есть проверка прокурором исполнения законов либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина — это самое распространённое средство прокурорского надзора, применяемое во всех его направлениях и связанное с обнаружением любых правонарушений. Процедура проведения проверки законодательно не закреплена.

Учитывая, что прокуратурой допущены существенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, заявленные требования прокурора о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

При любом использовании материалов ссылка (в сети Интернет – гиперссылка) на прокуратуру Ставропольского края обязательна.

В случае, если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях, допущенных НКО в определенной сфере, в которой контролирующие функции осуществляет другой госорган, первая обязана передать такое сообщение второму по подведомственности.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Источник: https://klopal.ru/administrativnye-dela/4878-kto-mozhet-proverit-prokuraturu.html

Куда жаловаться на бездействие прокуратуры?

Кто курирует прокуратуру

Прокуратура – это государственная служба, которая занимается защитой прав физических и юридических лиц.

Её полномочия огромны – она может назначать проверки, изучать любые сведения, запрашивать помощь у большинства других государственных служб и даже открывать дела в суде.

В большинстве случаев именно жалоба в прокуратуру – самый лучший и быстрый способ добиться справедливости. Кроме того, иногда только с её помощью можно повлиять на другие государственные службы.

Но при этом даже такая ответственная служба может допускать ошибки и правонарушения. И с этим нужно бороться посредством подачи различных жалоб. В этой статье мы расскажем о том, куда жаловаться на бездействие прокуратуры в различных ситуациях.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Куда и когда обращаться

Так как прокуратура – служба весьма влиятельная и изолированная от общего госаппарата, жаловаться на неё не так уж и просто. Существует всего два места, куда вы можете пожаловаться на прокуратуру при бездействии и нарушении ваших прав:

  • Вышестоящее руководство;
  • Различные судебные инстанции.

При этом для жалобы должны быть веские основания. В число причин для подачи заявления с жалобой можно отнести:

  • Неподобающее общение сотрудника: хамство, угрозы, оскорбления;
  • Необоснованный отказ принять ваше заявление с жалобой на нарушение прав;
  • Бездействие при рассмотрении жалобы, умышленное неисполнение обязанностей;
  • Отказ рассматривать важные материалы дела или показания свидетелей;
  • Отказ заводить дело и передавать материалы в вышестоящие службы при необходимости;
  • Распространение персональных данных участников дела;
  • Нарушение гражданских прав участников дела с помощью имеющихся служебных полномочий;
  • Использование служебных полномочий для получения личной выгоды;
  • Получение или передача взяток.

Куда жаловаться на районную прокуратуру

Самая первая ступень, которая рассматривает нарушения гражданских прав – районная прокуратура. Именно в неё поступают жалобы от граждан, и именно с неё начинается большинство дел. Так же именно районная прокуратура наиболее часто выступает в качестве нарушителя прав граждан. Но при этом и пожаловаться на неё достаточно просто.

Для того, чтобы подать заявление с жалобой, нужно обратиться в отделение и найти уполномоченного представителя, ответственного за прием обращений. Так же в большинстве отделений есть специальные ящики и стенды, которые позволяют оставить жалобу не прибегая к помощи сотрудника.

Для того, чтобы пожаловаться на районную прокуратуру, нужно написать заявление на имя её руководителя. В заявлении нужно отметить, какой именно сотрудник, ведущий ваше дело, нарушил ваши права, и как именно он это сделал. Как правило, такой жалобы порой достаточно для того, чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Но что делать в том случае, если само руководство районной прокуратуры нарушило ваши права или же отказалось рассматривать жалобу на её сотрудника, тем самым прикрыв его от последствий его правонарушения? В этом случае есть два варианта – можно либо пожаловаться в прокуратуру вашего города, либо подать исковое заявление в суд.

Как пожаловаться на прокуратуру города

Итак, допустим, вы передали вашу жалобу в прокуратуру города, но она либо ответила неправомерно, либо же проигнорировала ваш запрос, не предоставив убедительного ответа. Как поступить в этом случае? Вариантов не так много.

В первую очередь вам нужно будет обратиться напрямую к руководителю городской прокуратуры, написав жалобу на его сотрудников. В такой жалобе нужно указать, на что именно вы жаловались в вашем обращении и почему ваше заявление не приняли. При этом нужно будет так же указать на то, что вы жалуетесь именно на нарушение со стороны районной прокуратуры и на её руководство в частности.

Но как поступить в том случае, если руководство прокуратуры города не стало рассматривать вашу жалобу? В этом случае можно сделать только две вещи – подать исковое заявление в суд или же обратиться в еще более вышестоящую службу, а именно в районную прокуратуру.

Как пожаловаться на прокуратуру области

Жалоба на прокуратуру района немного отличается от описанных выше, так как подавать её нужно напрямую в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. Это – центральный орган данной госслужбы, который курирует работу прокуратуры во всей стране, разбирает самые серьезные жалобы и регулирует общие нормы работы отделений.

Особенностью генеральной прокуратуры является то, что в неё включено множество подразделений, которые могут проводить самые разные проверки – от разбирательства по бездействию работников до рассмотрения дел о коррупции в рядах правоохранительных служб. При этом жалоба в Генпрокуратуру на бездействие или незаконные действия аналогична тем, что подается в предыдущих случаях.

Составление заявления

Перейдем к самой форме жалобы. Это документ строгой формы, который пишется в соответствии с общими правилами обращений в государственные службы. То есть в нём не должно быть оскорблений, ложных сведений, он должен быть составлен без ошибок, а информация в нём должна быть прописана кратко, но чётко и понятно. При этом само заявление состоит из трех частей.

  • Заголовок. В первую очередь в него вписывают ФИО и звание руководителя отделения, в которое подается жалоба. Затем прописывается полное наименование отделения, принимающего заявление, а так же данные по самому заявителю: ФИО, адрес, контакты;
  • Информационная часть. Содержит описание дела, с которым вы пожаловались первоначально, а так же описание действий, предпринятых сотрудником прокуратуры. Затем подробно описывается проблема, с которой вы столкнулись (если речь идет о бездействии, то нужно описать в чём оно заключается) и ваша попытка мирно урегулировать конфликт. Завершает информационную часть перечень ваших просьб к руководству;
  • Заключение. Содержит опись всех материалов, приложенных к жалобе, а так же подпись заявителя и дату подачи жалобы.

Вы можете скачать образец жалобы на прокуратуру или составить этот документ самостоятельно, но все же лучше обратиться за помощью к юристу – неправильно составленная жалоба не будет рассмотрена, а составленный с нарушениями документ может грозить вам ответственностью за предоставление ложных сведений.

Образец

Скачать образец жалобы на действия прокуратуры.doc

Сроки рассмотрения

Поговорим о сроках рассмотрения обращений. Согласно действующему законодательству,  на рассмотрение различных типов жалоб есть разные временные рамки:

  • Обращения, связанные с нарушением гражданских прав – до двух недель. Может быть продлен до месяца, об этом заявителю сообщают письменно. Если в течение 2х недель ответа нет, то можно жаловаться на бездействие;
  • Жалоба на сотрудников их руководителю (независимо от вида отделения) – до 7 дней;
  • Жалоба в вышестоящее отделение – до 10 дней, при необходимости проведения служебной проверки срок может быть продлен;
  • Жалоба в Генеральную прокуратуру – срок не установлен, так как требуется открытие дела и изучение всех обстоятельств. Как правило, ответ предоставляют в течение месяца.

Подача иска в суд

Выше мы не раз упоминали о том, что спор с прокуратурой можно уладить в суде. Эта практика применяется в двух случаях: если руководство прокуратуры отказывается с вами сотрудничать и если нарушения со стороны прокуратуры наносят вам какой – либо ущерб, который вы хотите компенсировать.

Исковое заявление в суд в целом очень сильно похоже на жалобу в прокуратуру. В нём так же три части, которые содержат следующие данные:

  • Заголовок. Содержит данные по суду, принимающему дело, информацию по истцу (заявителю) и ответчику (сотруднику прокуратуры, нарушившему ваши права);
  • Информационная часть. Аналогична той, что прописывается в жалобе в прокуратуру – содержит информацию о нарушении, с которым вы обратились, подробное описание возникших проблем с сотрудниками прокуратуры, описание ваших требований;
  • Заключение. Включает в себя перечень приложенных к иску материалов дела, подпись истца и дату передачи иска в суд.

Подавать исковое заявление стоит лично, по почте заказным письмом или через представителя с доверенностью.

Жалоба на коррупцию

Отдельно стоит поговорить о такой вещи, как жалоба в прокуратуру на её коррумпированных сотрудников. Дело в том, что взяточничество рассматривается не в общем порядке (то есть за подчиненного отвечает его руководство, а за руководство – более старшее руководство), а проверяется с помощью специального внутреннего отдела прокуратуры.

Для того, чтобы обратиться в этот отдел, потребуется написать стандартное обращение в Генеральную прокуратуру. При этом обращение будет отличаться от стандартной жалобы – в нём нужно будет подробно описать саму взятку: кто, когда, за что её попросил, каков её размер и обстоятельства передачи.

Такие заявления рассматриваются крайне оперативно, с помощью жалобы на взятку можно наказать абсолютно любого сотрудника независимо от его статуса – у отдела по борьбе с коррупцией при Генеральной прокуратуре есть полномочия на проведение проверки и привлечения к ответственности за взятку кого угодно.

Обжалование неправомерного решения

Все описанные выше жалобы касаются только бездействия сотрудников прокуратуры или же их действий, нарушивших ваши права в ходе дела. Но как пожаловаться в том случае, если по вашему делу было вынесено неправомерное или ошибочное решение?

К сожалению, на решение по делу нельзя пожаловаться – оно представляет готовое решение, вынесенное по результатам проведенной прокуратурой проверки. Но его можно обжаловать.

Важной особенностью обжалования судебного решения является тот факт, что обжалование не принимается самой прокуратурой – даже Генпрокуратура не примет вашего обращения.

Абсолютно все обжалования решений проходят через суд с помощью подачи искового заявления.

Исковое заявление об обжаловании решения должно содержать следующие данные:

  • Информация о причине, по которой вы обратились в прокуратуру;
  • Общие сведения о том, как продвигалось дело, а так же подробное описание вынесенного решения;
  • Перечень причин, по которым вы считаете вынесенное решение неправильным, а действия прокуратуры при ведении дела – неправомерными.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya-protiv-poryadka-upravleniya/kuda-zhalovatsya-na-prokuratury

Что такое прокуратура: понятие, полномочия. Закон

Кто курирует прокуратуру

Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Понятие

Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.

Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.

Одним словом, что такое прокуратура? Это закон и порядок нашей страны.

Немного истории

Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.

В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел.

Это и отличало эту систему власти от других видов госдеятельности.

Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.

Полномочия

Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:

  1. Надзор за выполнением законодательных норм.
  2. Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
  3. Контроль за соблюдением прав граждан.
  4. Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
  5. Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
  6. Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
  7. Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
  8. Уголовное преследование за совершенные преступления.
  9. Организация работы органов по борьбе с преступностью.

Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:

  • При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
  • Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
  • Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.

Прокуратура области, города или района может:

  • На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
  • При установлении нарушения:
    • освобождать лицо от незаконного административного задержания;
    • опротестовывать противоречащие закону нормативные документы, обращаться в судебные инстанции для признания данных документов недействительными;
    • вносить представление об устранении нарушений;
    • использовать полномочия, указанные в законе.

Структура

Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура – централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:

  • Генеральная прокуратура.
  • Академия генеральной прокуратуры.
  • Прокуратура субъектов.
  • Прокуратура области, города, района и т.д.
  • Военная прокуратура.
  • Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
  • Научные, учебные организации.
  • Печатные издания прокуратуры.

Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.

Ответственность и правовой статус сотрудников

Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:

Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Отсутствие иного гражданства.
  3. Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
  4. Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
  5. Отсутствие судимостей.
  6. Обязательная дееспособность.
  7. Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.

Обращение в прокуратуру

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:

  • Заявление лишено смысла.
  • Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
  • Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
  • Заявление содержит нецензурные выражения.

После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:

  • Удовлетворение обращения и реакция органов.
  • Отклонение обращения.
  • Дача разъяснения.
  • Направление обращения в другие органы.

Прокурорский надзор

Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:

  1. За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
  2. За соблюдением прав граждан.
  3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
  4. За выполнением работы приставами.
  5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:

  • Ст.23 «Протест прокурора».
  • Ст.24 «Представление прокурора».
  • Ст.25 «Постановление прокурора».
  • Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

Участвует ли прокуратура в судах?

Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:

  1. Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
  2. Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
  3. Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.

Источник: https://FB.ru/article/294375/chto-takoe-prokuratura-ponyatie-polnomochiya-zakon-o-prokurature

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.