Легализация доходов полученных преступным путем ук рф

Проблемы квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Легализация доходов полученных преступным путем ук рф


Статья посвящена проблемам квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств, имущество, денежные средства, объект преступлений.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность [2].

Правоохранительными органами уделяется большое внимание выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путём, но вместе с тем возникают и определенные трудности при квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ.

Одна из проблем связана с тем, что перед правоприменителями встает вопрос: возможно ли возбуждение уголовного дела за предусмотренные ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ деяния в отсутствии возбужденного уголовного дела, или обвинительного приговора по делу о преступлении, в результате которого приобретено имущество, ставшее затем предметом легализации.

Одни авторы в данном вопросе, основываясь на ч. 1 ст.

49 Конституции РФ, придерживаются позиции, что установить путь приобретения денежных средств или иного имущества можно лишь на основании вступившего в законную силу приговора суда по первоначальному преступлению, в результате совершения которого денежные средства или иное имущество были получены, в частности В. М. Алиев и И. Л. Третьяков отмечают, что необходимо достаточно точно установить такой признак состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, как вина в первичном преступлении, подтвержденный приговором суда [3].

Другие считают, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Поэтому предлагают легализацию денежных средств или иного имущества считать преступной не с момента вступления в законную силу приговора в отношении лица, совершившего первоначальное преступление, а с момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков состава преступления [4].

Верховный суд в Постановлении Пленума от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» разъяснил, что при квалификации содеянного по статье 174 или статье 175 УК РФ суду необходимо установить, что виновное лицо заведомо знало о преступном происхождении имущества, с которым совершало финансовые операции и другие сделки, а также действия по приобретению или сбыту. При этом, по смыслу закона, лицо может быть не осведомлено о конкретных обстоятельствах основного преступления. А также, что выводы суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ, о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться кроме обвинительного приговора по делу о конкретном преступлении, также на постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.

Таким образом, для установления факта легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного в результате совершения преступления, необходимо признать факт совершения деяния, попадающего под признаки преступления, предусмотренного особенной частью УК РФ, в результате которого были получены денежные средства или иное имущество, которые были легализованы.

Другая проблема связана с тем, что в диспозиции рассматриваемых статей говорится о совершении «финансовых операций и других сделок», в связи с чем в процессе применения данных норм некоторое время необходимо было доказывать их совокупность, что затрудняло квалификацию.

Хотя на практике, в целях придания правомерного вида денежным средствам, бывает достаточно совершения всего одной сделки. Но исходя из прямого толкования закона, в данном случае признаки объективной стороны будут недостаточными. Эту проблему отчасти разрешило постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.

2015 № 32, указав, что ответственность по статье 174 или статье 174.

1 УК РФ наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект). Однако данные разъяснения не следуют из самого текста уголовного закона, следовательно, проблема определения числа совершенных финансовых операций или иных сделок остается.

Поэтому в целях четкого понимания и недопущения двойственности толкования необходимо внести изменения в формулировки диспозиции статей 174 и 174.1 УК РФ. В частности, изменить «Совершение финансовых операций и других сделок» на «Совершение одной или нескольких финансовых операций и других сделок».

Еще одной проблемой правильной квалификации рассматриваемого преступления является проблема определения специальной цели, которая заключается в придании правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем либо в результате совершения преступления. Специальная цель в рассматриваемом случае является криминообразующим признаком и в случае ее отсутствия не будет состава преступления.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 в каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, полагается, что само по себе совершение действий, направленных на получение возможности для легального владения, пользования и распоряжения имуществом, полученным преступным путем не означает наличие цели придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению данными денежными средствами (иным имуществом).

Чаще всего сделки с имуществом, добытым преступным путем совершаются в иных целях, а не для того чтобы придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению незаконно полученным имуществом, это обусловливается тем, что обязанность объяснять источники происхождения имущества возложена только на государственных и муниципальных служащих, поэтому остальным категориям граждан, в случае получения ими денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, нет нужды придавать им легальный характер. В случае же если указанная цель наличествует, доказать тот факт, что лицо действовало именно с целью придания правомерного вида, владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом зачастую очень сложно.

Объясняется это тем, что схема действий по отмыванию преступных доходов представляется сложной и многоэтапной, зачастую тщательно спланированной. Как указывает А. В. Марецкий, трудность заключается в том, что именно сторона обвинения должна установить и доказать причинно-следственную связь между преступным источником и существующими в формально-правовом поле денежными средствами.

Для этого должно быть отслежено движение средств с момента их получения до включения их в законные финансовые операции и сделки. Ситуацию осложняет тот факт, что отмывание денег зачастую осуществляют специально созданные организованные группы, в составе которых каждый участник выполняет заранее определенные функции.

Для того чтобы установить реальное движение денежных средств, следует изучить первичные финансовые и бухгалтерские документы, банковские выписки и иные доказательства незаконного присвоения денежных средств [5].

В связи, с чем на практике возникают сложности привлечения виновных в отмывании денежных средств лиц к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими данными: в соответствии с отчетом о числе осужденных по всем составам преступлений УК РФ Судебного департамента при Верховном Суде, в 2017 году всего по основному составу ст.

174 УК РФ было осуждено 9 человек, при этом все они были осуждены за легализацию по дополнительной квалификации. По статье 174.1 всего было осуждено 220 человек из них 210 также по дополнительной квалификации, за совершение легализации организованной группой 178 человек, в том числе в особо крупном размере 94 человека [6].

Приведенные статистические данные также свидетельствуют и о высоком уровне латентности данных преступлений, что связано со скрытостью субъектов и конечных бенефициаров их совершения, а также областью совершения — преступления в экономической сфере представляют большую сложность для расследования в отличие от общеуголовных преступлений. Учитывая статистические данные, а также результаты исследований международных организаций, представляется, что реальная величина легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в России гораздо выше отраженной в официальной статистике.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/216/52170/

П «б» ч.4 ст.174 ук рф: легализация в особо крупном размере (имущества, приобретённого другими лицами преступным путем)

Легализация доходов полученных преступным путем ук рф

Легализация денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем, в особо крупном размере – не слишком распространенное в России преступление. Так, по данным МВД РФ, в 2018 году было выявлено 423 случая преступной легализации в крупном и особо крупном размерах.

Раскрываемость деяния тоже невысокая: Судебный департамент при ВС РФ сообщает лишь о 15 осужденных по данной статье в 2018 году. В части статистики рассматриваемая статья УК РФ существенно проигрывает по распространенности другому смежному составу, а именно легализации денежных средств, полученных преступным путём (ст. 174.

1 УК РФ). Разница между ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ заключается в предмете преступления: для квалификации деяний по ст. 174 УК РФ легализация должна иметь место в отношении имущества или денежных средств, добытых в результате преступлений другими лицами, тогда как диспозиция ст. 174.

1 УК РФ предполагает совершение легализации тем же лицом, которое добыло данное имущество преступным путём.

Например, гражданин Иванов осуществил сбыт наркотических веществ, а на полученные денежные средства купил себе новый телефон. В данном случае Иванов подлежит привлечению к уголовной ответственности за сбыт наркотических веществ, а также за легализацию денежных средств по ст. 174.1 УК РФ.

Если же вырученные от продажи наркотиков денежные средства гражданин Иванов передал своему знакомому Смирнову, который знал о преступном источнике происхождения денег и положил их, к примеру, на депозит в банк, то действия уже Смирнова подлежат квалификации по ст. 174 УК РФ как легализация денежных средств, добытых другими лицами преступным путём.

Рассматриваемое преступление является тяжким. Наказание за его совершение альтернативное:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 7 лет лишения свободы .

В качестве дополнительных наказаний могут применяться ограничение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью, штраф.

В последнее время все чаще легализация в особо крупном размере осуществляется с использованием криптовалют.

Например, наркоторговцы могут реализовывать запрещенные вещества и получать оплату за них криптовалютой, а затем обменивать ее на традиционные деньги.

Если лицо, вступающее в сделку с наркоторговцев и обменивающее виртуальную валюту на настоящую, знает о преступном характере происхождении денег, ему грозит ответственность по рассматриваемой  статье.

Последствия возбуждения дела по п. «б» ч.4 ст.174 УК РФ

Если следственные органы возбудили уголовное дело по указанной статье, это значит, что предпринимателю грозят серьезные неприятности. Какие именно  – можно рассмотреть на примере ФБК (некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией»).

Предыстория дела следующая:

3 августа СКР было возбуждено уголовное дело по факту отмывания денежных средств в особо крупном размере гражданами, причастными к ФБК.

По версии следствия, в период с 2016 по 2018 год сотрудники Фонда получили от третьих лиц деньги, добытые преступным путем: эти средства были внесены на счета ФБК и некоторых работников организации.

Первоначально речь шла об 1 млрд рублей, но позже следствие объявило, что ФБК «отмыл» около 76 млн рублей. Отметим, что сейчас ни конкретных подозреваемых, ни обвиняемых по данному делу нет.

А вот последствия такого интереса правоохранителей на себе ФБК ощутил в полной мере:

  1. Обыск в офисе ФБК продолжался 11 часов, нормальная работа организации была полностью парализована. Кроме того, обыску подверглись квартиры ряда сотрудников Фонда.

  2. Правоохранители изъяли из офиса около 170 предметов, среди которых – ноутбуки, бухгалтерская документация и даже трудовые книжки сотрудников. После обыска в офисе, по словам одного из работников, пропали 17 тысяч рублей, однако в протоколах не было ни одного слова о том, что деньги изымались.

  3. Сотрудники ФБК подверглись жесткому допросу правоохранителей. К некоторым гражданам была применения физическая сила, хотя оснований на это не было.
  4. Заблокированы как банковские счета ФБК, так и банковские счета его работников (всего около 100 счетов).

    В общей сложности на них находилось 75 млн рублей, 28 млн рублей из которых принадлежало Фонду.

  5. С учетом изъятой техники и документации, а также заблокированных счетов, обычная деятельность ФБК пока невозможна.

При этом далеко не факт, что следствие сформулирует обвинение против конкретных личностей: вполне возможно, что дело не дойдет даже до суда. Однако уже в рамках предварительного следствия, как видно, организация и ее сотрудники испытывают большое давление со стороны правоохранителей.

Что делать, если вас подозревают в легализации денег?

Стать фигурантом уголовного дела по п. «б» ч.4 ст.174 УК РФ просто, особенно если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью и сотрудничаете с другими компаниями или ИП.

Вполне возможно, что контрагент может оказаться неблагонадежным, и тогда компании придется доказывать, что о происхождении поступивших денег она ничего не знала.

Также указанная статья может применяться в качестве оружия, например, в руках рейдеров, желающих захватить бизнес.

Если вы подозреваетесь и обвиняетесь в легализации денежных средств, то вам необходимо немедленно заручиться помощью опытного уголовного адвоката по экономическим преступлениям.  Почему так нужен специалист в сфере уголовного права?

  1. Штатные юристы специализируются на гражданском, трудовом и других видах права: знаний о том, как защититься и что делать во время предварительного расследования, у них нет. Да и защитниками по уголовном делам они быть не могут.
  2. Адвокат подготовит компанию и сотрудников к предстоящим обыскам, расскажет, как себя вести, с каких документов стоит сделать копии и что делать с офисной техникой. Задача защитника – сделать так, чтобы правоохранительные органы не смогли обнаружить не единой «зацепки».
  3. Адвокат будет лично сопровождать процесс обыска, контролировать его ход и тщательно следить за тем, чтобы права руководства и сотрудников компании неукоснительно соблюдались. Кроме того, защитник примет участие в других следственных мероприятиях, например, при допросе
  4. Адвокат поможет снизить риски утраты контроля над имуществом, поможет защитить имущество при потенциальной угрозе наложения ареста.
  5. Защитник не допустит того, чтобы работа компании была парализована. В частности, адвокат предотвратит порчу имущества, изъятие компьютерной техники и т.д.
  6. Если дело все же дойдет до суда, адвокат сделает все, чтобы его доверитель избежал уголовной ответственности или получил максимально мягкое наказание.

Следовательно, серьезных последствий удастся избежать, если вашим вопросом будет заниматься адвокат  с опытом работы по п. «б» ч.4 ст.174 УК РФ. Адвокаты АК «Судебный адвокат» готовы вам помочь!

Источник: https://www.advo24.ru/publication/st-174-p-b-ch-4-uk-rf-legalizatsiya-denezhnykh-sredstv-v-osobo-krupnom-razmere-dobytykh-prestupnym-p.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Легализация доходов полученных преступным путем ук рф

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение  действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок,  финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

Такое явление способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной (отмывание доходов, полученных преступным путем, является одним из элементов организованной преступной деятельности и выступает финансовым рычагом террористической деятельности).

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

  2. Создание видимости законности получения доходов.

  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

  4. Уклонение от уплаты налогов.

  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Мерами по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, являются:

  • определение перечня преступлений, с легализацией доходов от которых следует бороться;

  • определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;

  • определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;

  • установление в законодательстве той или иной страны понятия “легализация незаконно полученных доходов” таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

См. также:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем): подробности для бухгалтера

  • Судебные споры по 115-ФЗ. Оспаривание ограничений банка по счету владельца счета … 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» являются: …

    ̆ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма», согласно … операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Суды … организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма « (утв …

  • Блокировка по 115-ФЗ. Практические рекомендации … . 115-ФЗ, Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию … . 115-ФЗ, Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию …
  • Отмывание денег: функция банка по 115-ФЗ или органов …

    которого является создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Какова эффективность … которого является создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Какова эффективность … , что сделки осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем.
    3. Договор …

  • Взыскание заградительного тарифа с банка при нарушении 115-ФЗ … необходимостью соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В некоторых … необходимостью соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
    В некоторых …

  • Комиссия банка за перевод средств в пользу физлица как незаконный штраф … блокировку в качестве меры, предупреждающей легализацию доходов, при этом есть определенные критерии …
  • «Деньги вперед»: безналоговый перевод активов из иностранных юрисдикций …

    международных организаций по борьбе с легализацией доходов и не допускала налогового освобождения …

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … бухгалтерской отчетности.
    Рассмотрение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма В соответствии …

    Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    целесообразно руководствоваться … аудита – Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
    Уведомление Росфинмониторинга …

  • Дайджест изменений в налоговом и бухгалтерском учете в I квартале 2020 года … соблюдении требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    лицами, оказывающими … -ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (ред …

    с ПОД/ФТ (противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и противодействием …

  • Правовой статус криптовалюты … в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
    В информационном …

    сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
    Последняя фраза … органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Итак, налоговое …

  • Возврат денег контрагенту – повод для банковского контроля …

    организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    [2] Федеральный … № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  • Порядок расчетов с подотчетными лицами на предприятиях в 2019 году …

    операций которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные …

  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.? … по Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…

    », с описанием основания для признания …

  • Побочные эффекты от предпринимательского статуса … называют закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ …
  • Штраф по 115-ФЗ … -ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

    За время его действия он … -ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. За время его действия он …

  • Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности … правового противодействия механизму легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем;
    – не будет способствовать национальной безопасности …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/legalizatsiya_dokhodov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.