Лицо при исполнении

Содержание

Оскорбление представителя власти: статья 319 УК РФ, наказание

Лицо при исполнении

Последнее обновление – Июль 2020

Запрет на оскорбление одних людей другими, кроме морального, имеет еще и правовой аспект. Законом установлено наказание за унижение чести и достоинства, в гражданских правоотношениях его определяет КоАП.

За противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление подрывает авторитет государственных органов управления, а значит, препятствует их нормальной деятельности.

За оскорбление представителя власти наказание определяет ст. 319 УК.

Состав преступления

Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.

Объект

Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.

В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

  • Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.

Подробно: Наказание за оскорбление полицейского при исполнении

  • Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
  • К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
  • Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.

Объективная сторона

Объективная сторона деяния по ст. 319 УК РФ, то есть конкретные действия, образующие преступление, имеет ряд особенностей.

  1. Во-первых, само понятие оскорбления подразумевает определенные признаки:
    • выражается в неприличной форме, то есть противоречит правилам и нормам поведения, принятым в обществе;
    • унижает честь и достоинство того, кому оно адресовано.

Оскорблением могут быть не только нецензурная брань или непристойные жесты, но и физические действия, например, пощечина, плевок или толчки. Также оскорбление может быть нанесено в письменной или графической форме, такой как карикатура или фотомонтаж.

  1. Помимо того, что оскорбление происходит только в отношении лица, обладающего признаками представителя власти, оно должно быть публичным.

Основным признаком публичности является присутствие третьих лиц в момент совершения преступления. При этом место не обязательно должно быть общественным. Например, оскорбление представителя власти в квартире виновного в присутствии хотя бы одного постороннего, также считается публичным.

Следует указать, что оскорбление представителя власти в присутствии только его коллег или других представителей власти суды не расценивают как публичное.

Чаще всего противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, совершают на улице, в отделении полиции или медицинском учреждении, куда доставили виновного для освидетельствования. Также распространены случаи оскорбления в служебном кабинете, на рабочем месте.

Оскорбление может быть совершено и в отсутствие потерпевшего. Под понятие публичного унижения подпадает распространение различных листовок или обращений, размещенных в общественных местах.

С развитием технологий появилась возможность размещать оскорбительную информацию в Интернете, социальных сетях, рассылать при помощи SMS и MMS сообщений, опубликовывать видео на Ютуб и в Инстаграм.

Эти действия также являются публичными, поскольку направлены на неограниченный круг лиц.
  1. Следующая особенность – оскорбление должно быть донесено исключительно при исполнении должностным лицом своих обязанностей по службе или связано с их исполнением. В противном случае ответственность у виновного может наступить по общей статье 5.61 КоАП, которой установлено наказание за оскорбление обычных граждан.

Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.

Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.

Какое наказание предусмотрено

Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:

  • штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
  • до 360 часов обязательных работ;
  • до 1 года исправительных работ.

Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.

Оскорбление представителя власти по КоАП

Если лицо, представляющее власть, оскорбляют в обычной жизни не в ситуации исполнения служебного долга и никак с ним не связанной, то применяется административная ответственность по ст. 5.61 КоАП об унижении чести и достоинства гражданина. В качестве наказания виновный должен будет заплатить штраф до 3 000 рублей.

Какие доказательства можно использовать

Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:

  • заявление потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • запись камер видеонаблюдения;
  • аудио и видеозапись;
  • распечатка SMS сообщений;
  • скриншоты интернет-страниц;
  • должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
  • рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.

В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.

Следует указать, что доказывание факта совершения преступления – обязанность уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Однако ни потерпевшему, ни подозреваемому/обвиняемому не запрещается ходатайствовать о проведении тех или иных следственных действий, приобщении доказательств и т. д., которые могут помочь в установлении всех обстоятельств происшедшего.

Подследственность и подсудность

По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.

Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.

Министерство внутренних делСледственный комитет

То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.

Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.

Совокупность преступлений

Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.

В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.

Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.

Преступления в отношении отдельных представителей власти

За оскорбление некоторых категорий служащих Уголовным кодексом предусмотрены отдельные нормы для привлечения к ответственности.

Ст. 297 УК устанавливает наказание за неуважение к суду. За оскорбление участников процесса, в том числе судьи, присяжных и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурор, эксперт, потерпевший, подсудимый, свидетель и пр.

), виновному грозит штраф до 200 000 рублей, либо до 480 часов исправительных работ, либо до 6 месяцев ареста.

Под неуважением к суду понимают не только прямое унижение чести и достоинства, но и публичные действия или обнародование информации, цель которых принизить авторитет и вызвать недоверие к судебной системе.

При расследовании обстоятельств дела особое внимание обращают на место и способ совершения противоправных действий. Если преступление совершено не в зале заседания, то оно должно быть связано с ролью участника процесса в судебном разбирательстве.

Освобождение от ответственности

  • Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
  • Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
  • Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
  • Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.

В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст.

319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.

Заключение

Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти.

Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность.

Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://Zakonved.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-vlasti/oskorblenie-predstavitelya-vlasti.html

Можно ли снимать сотрудников полиции на камеру?

Лицо при исполнении

Нередко сотрудники полиции нарушают права граждан, злоупотребляя своими полномочиями. В таких случаях, для доказательства собственной правоты люди снимают действия полицейского на камеру. Зачастую сотрудники выказывают недовольство таким поступком и пытаются запретить видеосъемку. Но имеют ли они на это право? Попробуем разобраться.

Что сказано в законе?

Запрета на видеосъемку действий полицейских сотрудников нет. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Деятельность полиции открыта для общества, в соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». Но это не значит, что представителей власти можно снимать на камеру где угодно. съемка сотрудников полиции разрешена. Однако, есть некоторые нюансы.

Съемка в отделениях МВД устанавливается пропускным режимом. Чтобы снимать на камеру происходящее в отделах внутренних дел, нужно получить разрешение вышестоящих органов.

Запрещено вести съемку в колониях. Для этого нужно разрешение руководства ФСИН или администрации колонии.

Закон умалчивает о том, допустим ли контроль со стороны полиции в фото- и видеосъемке.
Снятые в публичных местах материалы не всегда доступны распространению.

Чаще всего героями видеороликов становятся сотрудники ГИБДД. И именно они любят препятствовать съемке и даже запугивать водителей.

Следует запомнить, что разрешение на аудиозапись, фото- и видеосъемку сотрудников ГИБДД зафиксировано в Приказе МВД “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения”. Кроме того, на многих автомобилях установлен видеорегистратор, автоматически записывающий происходящее.

Сотрудник ГИБДД вправе препятствовать съемке на камеру только в том случае, если она запрещена другим нормативно-правовым актом. Но об это полицейский должен сообщить заранее. При наличии обстоятельств, действительно запрещающих съемку, стоит выключить камеру.

Съемка на камеру — крайняя мера, необходимая для доказательства собственной правоты в спорных и конфликтных ситуациях. Не стоит браться за камеру, только завидев полицейского.

Разрешено ли вести фото или видеосъемку полицейских при исполнении?

Однозначно, съемка сотрудников при исполнении разрешена. Но важно учесть, что в кадр могут попасть другие физические лица.

В этом случае распространение видеозаписи может быть разрешено только с согласия лиц.

Запрещено использовать скрытые камеры. Камера телефона к таковым не относится. Перед началом съемки нужно известить полицейского о своих намерениях.

Если есть нормативно-правовые акты, препятствующие видеосъемке, то сотрудник полиции должен об этом сообщить.

Могут ли полицейские препятствовать съемке?

Полицейские не имеют права препятствовать съемке, если она не запрещена другими нормативно-правовыми актами. Однако, сотрудники часто нарушают права граждан и злоупотребляют должностными полномочиями.

Что грозит за препятствие съемке?

В случае, если полицейский препятствует съемке, его действия расцениваются как самоуправство и превышение полномочий.

За незаконное препятствие проводимой съемке должностное лицо должно понести ответственность по ст. 286 УК РФ за превышение своих полномочий. Эти нормы применимы и в том случае, если полицейский удалит с носителя отснятый материал.

Если своими действиями полицейский нанес вред гражданину или его имуществу, то нарушение будет рассматриваться как преступление согласно ст. 330 УК РФ.

Если сотрудник полиции изъял видеокамеру или карту памяти, гражданин вправе руководствоваться статьей 161 УК об открытом хищении чужого имущества.

Как должны себя вести сотрудники во время видеосъемки?

Представитель закона должен разъяснить права гражданина и при наличии запретов на съемку указать на них. Но полицейский при исполнении не вправе аргументировать запрет, ссылаясь на Гражданский кодекс, так как взаимоотношения физических лиц и лиц при исполнении не попадают под нормы этого законодательного акта.

При взаимодействии с гражданином, сотрудник полиции должен:

  • Назвать свою должность и ФИО.
  • Предъявить удостоверение и сообщить о причине (цели) обращения.
  • Полицейский обязан разъяснить свои полномочия гражданину и выслушать его.
  • Если отсутствуют запреты на съемку, сотрудник не должен препятствовать действиям граждан.
  • Во время съемки представитель власти не должен отворачиваться, закатывать и прятать глаза, при разговоре с собеседником смотреть прямо на него, а не в камеру. Также сотрудник должен держаться спокойно и с достоинством, не теряя самообладание и не поддаваясь эмоциям. Сотрудник правоохранительных органов при общении с гражданами или выполнении своего долга не может держать руки в карманах или на бедрах, размахивать ими, жестикулировать.

Если оснований для запрета съемки нет, но сотрудник пытается отобрать камеру, загородить объектив и помешать любым другим способом, то он нарушает права гражданина. Подобные действия могут привести к судебному разбирательству, особенно если в результате противоборства полицейский испортит чужое имущество.

Разрешена ли фото или видеофиксация удостоверения?

Законодательством не установлен запрет на фото- и видеосъемку удостоверения полицейского. Но и здесь есть некоторые тонкости.

Снимать удостоверение можно в том случае, если сотрудник полиции сам подошел к вам, и показал удостоверение (либо показал по просьбе).

Запрещено подходить к полицейскому и требовать показать удостоверение, с целью фото- или видеосъемки.

Отдельно не предусмотрены правила фото и видеофиксации удостоверения. Чаще всего в этом нет необходимости.

Что делать если препятствуют съемке?

В первую очередь нужно убедиться, что у сотрудника нет законных оснований для запрета на видеосъемку.

Прежде чем доставать камеру, гражданин должен быть хорошо осведомлен об актах, разрешающих и запрещающих съемку.

В противном случае он может стать жертвой превышения полномочий должностного лица.

В любом случае, при подобном конфликте с должностным лицом гражданин может доказать свою правоту в суде.

Если сотрудник полиции требует прекратить съемку, следует, не выключая камеры, задать следующие вопросы:

  • Законны ли ваши требования о прекращении съемки?
  • Какими нормами закона вы руководствуетесь?
  • На основании какой статьи я должен прекратить съемку?

Полицейский обязан ответить на все эти вопросы без угроз, манипуляций, провокаций и других недопустимых действий.

Чтобы обезопасить себя от должностных лиц, превышающих свои полномочия, внимательно изучите свои права. При конфликте не поддавайтесь эмоциям, не грубите полицейскому. При сомнениях в законности действий сотрудника полиции лучшее решение — звонок адвокату. Главное правило: не грубить сотрудники полиции, ведь за это предусмотрено отдельное наказание.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/mojno-li-snimat-sotrudnikov-policii-na-kameru-5d71500dd4f07a00aed9f50a

Закон о видеосъемке физических и должностных лиц

Лицо при исполнении
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сегодня, когда почти у каждого человека есть под рукой смартфон с камерой, записать на видео происходящее вокруг можно без особого труда.

Но случаются ситуации, когда процессу активно препятствуют посторонние лица, мотивируя отказ тем, что существует закон о запрете видеосъемки. Или гражданин попадает в объектив камеры, не дав на то согласия.

Любительская видеосъемка является предметом многочисленных и весьма жарких дискуссий, особенно, если речь идет о видео с участием должностных лиц. Вызывает споры и наличие видеокамер в общественных местах.

Кого и когда можно снять на видео? Как регулируется процесс видеосъемки? Можно ли наказать тех, кто сделал видеоролик с участием постороннего лица без его разрешения? Подробнее в статье.

Общие положения закона о видеосъемке в общественных местах

Ситуация такова, что в российском законодательстве нет самостоятельного акта, посвященного запрету на видеосъемку. Пребывая в людных местах, граждане должны осознавать, что они могут оказаться в объективе видеокамеры каждую секунду, и это не будет считаться нарушением их права на частную жизнь.

Но то, что закон о запрете видеосъемки без согласия или ее разрешение не оформлены отдельно, не означает, что в законодательном своде нет других инструментов для регламента этого процесса.

На текущий момент операторы-любители или фотографы могут прибегать к статье 29 Конституции РФ, в которой сказано, что каждое лицо может изготавливать и добывать информацию с помощью подручных средств в любых местах массового скопления людей.

Читайте о ФЗ о банкротстве по ссылке:

Также прочитайте об основных положениях Федерального закона №416. Подробности по ссылке:

Еще одним актом, регулирующим положения о видеосъемке в местах публичного пользования, можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ (27.07.2006). Последняя редакция данного закона была произведена 25.11.2017. В п. 1 ст.

7 закона указано, что информация, не имеющая ограничения к их доступу, имеет статус общедоступной. Это, как подчеркивается в пункте 2, дает право любым лицам свободно использовать такие сведения, соблюдая соответствующие ограничения.

Препятствие съемке и непосредственно физическая агрессия по отношению к ее инициатору будут восприняты как нарушение правопорядка.

Когда допустима видеосъемка должностных лиц?

Случаются ситуации, когда рядовые граждане пытаются запечатлеть на видео сотрудников государственных служб. В частности, мотивом может быть превышение служебных полномочий, некорректное поведение, нарушение прав гражданского лица или любые другие причины.

Часто рядовые граждане опасаются того, что за действия такого рода они сами могут привлекаться к ответственности. Однако реального повода для опасений нет: установлено, что должностное лицо не может препятствовать видеосъемке с его участием в месте общественного пользования.

Применение силы к лицу, проводящему съемку, считается самоуправством и может быть зафиксировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации АП.

Если при подобных действиях инициатору видеосъемки был причинен вред, то нарушителя можно привлечь к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного Кодекса.

К тому же, если инициатор пытался запечатлеть совершение должностным лицом какого-либо правонарушения, то препятствие видеосъемке может рассматриваться как незаконное вмешательство в ход следствия.

Этот тезис отображен в ст. 3 ФЗ 273 «О противодействии коррупции».

Еще одним законодательным актом, подтверждающим право граждан проводить видеосъемку должностных лиц при исполнении, можно считать Указ Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993). Согласно п.

3 данного закона, деятельность должностных лиц и государственных институтов власти, госпредприятий и заведений подчиняется принципам открытости в вопросах информации. Ситуация касательно проведения видеосъемки сотрудников МВД и ГИБДД отображена в ФЗ 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Закон подтверждает, что представители данных служб не могут возражать против записывания аудио-, фото- и видеоматериалов водителями и пассажирами автомобилей и пешеходами.

закона о видеосъемке физических лиц

Любой гражданин, посещающий публичные места, может быть запечатлен на камерах наблюдения или в ходе другого съемочного процесса. Его личное согласие на это не требуется.

Конституция РФ разрешает проведение съемки в местах общественного назначения, будь то любительская или профессиональная видеосъемка. Выступать авторами видео могут как представители СМИ, так и обычные граждане (закон о СМИ здесь:).

Нельзя считать нарушением права на частную жизнь видео- и фотоматериалы, полученные в ходе съемки в публичных местах. Автор съемки, изготовивший и опубликовавший фото или видео без разрешения запечатленных на них лиц, не понесет ответственность перед лицом закона.

К нему не будут применены меры закона и в том случае, если съемка проводилась в целях причинить моральный ущерб лицу, запечатленном на видео. Доказать последнее будет крайне трудно.

Не накладывается вето на съемку в учреждениях культурного назначения и посещающих их лиц, если она не проводится с целью получения коммерческой выгоды. Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом.

Запрет на видеосъемку

Воспрещение на проведение видеосъемки оформлено в Гражданском кодексе РФ (18.12.2006). Статья Федерального закона под номером 230 включает ст. 152.

1, имеющую название «Охрана изображения человека».

данной части описывает невозможность использования видео для собственных целей или с целью получения выгоды, если запечатленные на нем лица не дали свое согласие в письменном виде.

Не возбраняется видеосъемка физических лиц в следующих ситуациях:

  • Создание видео было инициировано с подачи и в целях интересов государства;
  • Упомянутое видео – часть блока новостей;
  • съемка велась с целью освещения стороннего события, и запечатленный на нем человек попал в кадр по стечению обстоятельств;
  • является частью съемочного процесса массовых акций и мероприятий;
  • материал относится к съемке сотрудников службы полиции, которые находились при исполнении служебных обязанностей.

съемка в общественных местах проводится повсеместно, за исключением следующих объектов:

  • Место заседания суда. Учреждения, относящиеся к пенитенциарной системе (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
  • Закрытые заседания Государственной Думы;
  • Объекты военного и стратегического назначения;
  • Пункты таможенного оформления и пункты пограничного контроля, находящиеся на расстоянии до 5 км от границы (приказ ФСБ от 10.09.2002). Подробности про закон ФСБ можно прочесть по ссылке:

Если после запроса, адресованного официальным уполномоченным лицам, выдается соответствующее разрешение, то видеосъемка может быть проведена.

Предусмотрено ли наказание?

Установленного законом официального наказания, накладываемого на лицо, проводящее видеосъемку в общественном месте, не существует. Сбор информации в публичных местах, отведенных под посещение большим количеством людей, не признается вмешательством в личную жизнь третьих лиц. Но ограничения есть.

Если содержание изготовленного видео несет негативный характер, порочащий заснятого человека, последний вправе потребовать изъять видеоматериал из обращения и публичного доступа. Применить к автору видео уголовное наказание (на основе ст. 138 УК РФ) реально в той ситуации, если успешно доказана корыстная и злонамеренная цель сбора информации о запечатленном на видео субъекте.

Жалобу можно адресовать в ближайшее отделение полиции на основе официального заявления.

Скачать закон о видеосъемке в последней редакции

На данный момент нет единого законодательного акта о видеосъемке. Те, кто желает ознакомиться с регламентом владения общедоступной информацией, могут изучить текст упомянутого ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Скачать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ в последней редакции можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-videosemke/

Закон о видеосъемке: можно ли снимать на камеру должностных лиц, сотрудников полиции, в общественных местах или магазине, школе

Лицо при исполнении

Фото и видеосъемка стала неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Однако, доставая фотоаппарат или видеокамеру, и собираясь использовать их для запечатления какой-либо информации, нужно знать, законны ли планируемые действия. Разберем, что говорит закон о съемке в общественных местах, на какие нюансы нужно обратить внимание и что поможет предусмотреть возможные проблемы.

Где можно снимать – закон о видеосъемке в общественных местах, общие сведения

Существует несколько нормативных документов, говорящих о видео и фотосъемке в общественных местах.

Один из них – статья 29 Конституции РФ, которая дает право каждому человеку свободно собирать, производить, владеть и распространять информацию общего доступа.

Еще один норматив, позволяющий снимать в общественных зонах – Закон о защите прав потребителей, также подтверждающий право на беспрепятственное получение информации.

Основной нормативный документ, затрагивающим законность фото и видеосъемки, это Федеральный закон №149 «Об информации».

Он регламентирует основные понятия, устанавливает правила съемки и ограничения, применяемые при съемочном процессе в общественном месте. Сразу стоит указать, что по закону фотографировать и снимать на видео можно практически все.

Однако если речь заходит о дальнейшем коммерческом использовании собранного материала, проявляются различные ограничения и запреты.

Что можно снимать на камеру по закону

Каждый гражданин России имеет право на сбор, получение, распространение и передачу информации, находящейся в общем доступе (ст.29 Конституции РФ).

Следовательно, снимать на камеру можно практически все, но при условии, что место съемки считается публичным и общественным.

Что касается съемки на территории, являющейся частной собственностью, или на объектах стратегического назначения (метро, воинские части, отдельные производственные цеха), то здесь проведение любых действий по фиксации информации дозволяется исключительно по письменному распоряжению собственника или органа государственной власти.

Снимая в общественных местах нужно помнить о том, что распространение информации не всегда доступно.

Закон защищает граждан и их право на частную жизнь. Следовательно, если в обозримом будущем материл используют в коммерческих целях, потребуется предварительное письменное согласие объекта съемки на публикацию (за исключением ситуаций, указанных в законе).

Фото и видеосъемка в магазине

Торговые объекты относят к местам общего пользования, следовательно, устанавливать любые ограничения касательно запрета на фото и видеосъемку невозможно. Закон предусматривает, что потребитель вправе получать информацию о товарах и услугах любыми законными способами, в том числе и с помощью фотоизображений и видеороликов.

Даже если в магазине (торговом центре) имеются знаки, запрещающие съемку, они не будут законными. При попытках противодействовать пользователю, решившему вести съемку в магазине, действия сотрудников будут попадать под ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Можно ли фотографировать в магазине товар с ценами

Многие предприниматели настаивают на том, что цены на товар и внешний вид полок магазина относятся к коммерческой тайне, ссылаясь на соответствующий закон. Подобное утверждение не правдиво и вводит пользователей в заблуждение.

Закон устанавливает запрет на съемку продукции с ценами только в том случае, если процесс не происходит в общественном месте.

Чтобы информация приобрела статус коммерческой тайны доступ к ней нужно ограничить. Следовательно, все объекты, находящиеся в общественном доступе (включая ценники) изначально не могут считаться коммерческой тайной.

Если при попытках провести фото или видеосъемку охрана вызывает полицию, их действия носят противозаконный характер. Фотограф вправе попросить прибывших сотрудников защиты правопорядка привлечь нарушителей к ответственности по ст.19.13 КоАП РФ за ложный вызов полиции.

183 ФЗ о видеосъемке должностных лиц

Нередко чиновники выступают категорически против видео и фотосъемки, оперируя своими полномочиями и ссылаясь на непонятные законы. На деле установить запрет на съемку они не могут, так как действует принцип полной информационной открытости.

В положениях ФЗ-273 «О противодействии коррупции» указано, что вся деятельность чиновников должна быть открытой и доступной. Также утверждается право гражданина лично отслеживать качество работы и добросовестность должного лица. Делать это можно в частности с помощью фото и видеосъемки.

Если чиновник пытается выполнить препятствие, он привлекается к административной ответственности, так как нарушает принцип информационной открытости. Если на пленке находиться факт нарушения (дача или получение взятки), попытка препятствовать съемке расценивается как препятствие следствию, что влечет за собой более суровое наказание для коррупционера.

Можно ли снимать в суде

Беспрепятственно осуществлять видео и фотосъемку в зале суда можно только при условии, что разбирательство проходит в открытом формате (ч.7 ст.10 ГПК РФ). И то, для исполнения права на проведение съемки пользователю потребуется получить согласие судьи.

Что касается закрытых заседаний в суде, то съемка будет запрещена, если дело затрагивает государственные интересы или конфиденциальные данные. Во всех иных ситуациях фиксация судебного процесса путем фото или видеосъемки допускается при наличии разрешения от судьи.

Можно ли снимать сотрудника полиции при исполнении

Законодатель не устанавливает запрет на съемку полицейских, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Действует указ Президента РФ №2334 от 31.12.

1993 года, согласно которому деятельность государственных органов осуществляется на принципах полной информационной открытости.

Данный принцип предполагает гражданский контроль за профессиональной деятельностью полицейских и государственных чиновников.

Следовательно, сотрудников полиции снимать не запрещено, и препятствовать съемке они не могут.

В школе

Образовательные учреждения, в частности школа, попадают в категорию общественных мест, и проводить фото и видеосъемку тут не запрещено. Забрать камеру нельзя, так как данное действие может расцениваться сотрудниками полиции как грабеж.

Однако следует учитывать требования ст.152.1 ГК РФ.

Данный норматив гласит, что если в кадре находятся граждане, публикация и распространение фото и видеоматериала без получения разрешения не допускается. Здесь будут некоторые особенности.

Дать разрешение на распространение материала могут дети старше 14 лет, для более младших школьников потребуется согласование вопроса с родителями (опекунами).

В кинотеатре

Вопрос законности съемки в кинотеатре поднимается очень часто. Согласно положениям ст.1276 ГК РФ, кинотеатр является местом свободного посещения, и демонстрируемые здесь произведения, подлежащие защите авторского права, фотографировать и снимать не запрещается.

Но и тут имеются свои особенности. Запрещено снимать таким образом, чтобы демонстрируемое произведение становилось основным объектом съемки (экранная копия фильма). Кроме того, категорически запрещено снимать с целью наживы. Если в дальнейшем пользователь сделает копию видеозаписи и распространит ее, это будет считаться нарушением. Злоумышленника привлекут к уголовной ответственности.

Можно ли снимать людей на улице

Производить съемку посторонних лиц на улице можно без проблем, так как съемочный процесс осуществляется в публичном месте.

Единственное, о чем следует помнить – конституционное право человека на сохранность частной жизни. Следовательно, если фото и видеоматериалы в дальнейшем планируется обнародовать, потребуется получение согласия частного объекта. Исключение составляют ситуации, когда происходит документирование, осуществляется журналистская деятельность или снимаются новостные выпуски.

съемка физических лиц на рабочем месте

Выполнять видео и фотосъемку граждан, находящихся на рабочем месте и осуществляющих профессиональную деятельность запрещено без их согласия. Исключение составляют сотрудники правоохранительных органов и чиновники, в отношении которых сформирован принцип информационной открытости.

Для проведения съемки потребуется получить предварительное разрешение от администрации работодателя, а также от самого служащего, чье лицо окажется на пленке.

Съемка частного лица без его разрешения

Неотъемлемым конституционным правом любого человека является сбор и получение информации. Одним из механизмов получения данных считается фото и видеосъемка.

Однако, законодатель оговаривает, что съемка частных лиц без разрешения должна соответствовать требованиям закона. Если съемка ведется в общественном месте, это не запрещено, при условии, что конкретный человек попал в кадр случайным образом, и его изображение не является основой съемочного процесса.

Фотографируя или запечатлевая посторонних на видео нужно помнить о том, что использовать материал в коммерческих целях и для публичного доступа нельзя, и за это гарантировано наказание.

съемка несовершеннолетних без согласия родителей: закон

Осуществление съемки несовершеннолетних производится по тем же принципам, что и запечатление обычных граждан. Фотографировать и снимать ребенка на видео можно (если несовершеннолетний не является основным объектом съемки), но часто фотографы сталкиваются с недопониманием со стороны родителей (вплоть до физических воздействий).

Если фото и видео материал в последующем будет использован для коммерческой цели или обнародован, потребуется получить письменное разрешение на публикацию снимка (видео). В случае с детьми до 14 лет, разрешение выдается их законными представителями (родители, опекуны детей).

Имеют ли право журналисты снимать без разрешения

Журналисты, в рамках исполнения профессионального долга, имеют право на проведение фотографической и видеосъемки в публичных местах без разрешения. Даже если материал будет обнародован, привлечь журналистов к ответственности можно будет исключительно в случаях, когда установлена публикация данных, порочащих честь и достоинство, вредящих деловой репутации гражданина.

Что касается съемки на территории, являющейся частной собственностью, то тут потребуется согласие владельца, за некоторыми исключениями (в больнице, образовательных заведениях снимать можно в рамках проводимого расследования). Если съемка разрешена, журналист без проблем осуществит профессиональную обязанность.

Еще один важный момент, касающийся журналистской деятельности – репортер обязан предупредить человека о съемке и при необходимости продемонстрировать документ, удостоверяющий его личность и полномочия.

Фото и видеосъемка запрещена: табличка

Многие пользователи сталкиваются с табличками, гласящими о запрете фото и видеосъемки. Однако далеко не всегда они имеют законный характер. Приобрести и повесить подобный знак может каждый человек, однако реальность запрета устанавливается в соответствии с требованиями закона.
Табличка сама по себе ничего не меняет.

Если пользователь уверен, что съемка не является противозаконной, а место съемочного процесса относится к категории публичных, он вправе игнорировать предупреждение, на которое указывает табличка.

Ответственность за съемку без разрешения

Если фотографирование осуществляется в общественных местах, никакой ответственности не устанавливается. Это объясняется тем, что закон защищает только частную жизнь граждан, а материалы, полученные в зонах свободного доступа, включая банк, магазин и т.д., никоим образом не относятся к данной категории.

Если фото или видеоматериал каким-либо образом порочит, унижает или оскорбляет человека, он вправе обратиться к правоохранителям с требованием изъять изображение (видео) из общего доступа.

Если же незаконная съемка осуществляется в отношении конкретного лица с целью дальнейшей наживы или опорачивания, тогда пользователь может охранять свои интересы и открыть уголовное дело. Для этого потребуется написать заявление в полицию с требованием к привлечению к ответственности по ст.138 УК РФ. Несанкционированная съемка влечет за собой денежный штраф и компенсация морального вреда.

Случаи, когда ответственность не наступает

В 2006 году в ФЗ-230 была внедрена ст.152.1 «Охрана изображения человека». Согласно обозначенному нормативу запрещено личное или коммерческое использование фото и видеоматериалов без письменного согласия граждан. Правонарушение данного типа влечет за собой кару. Однако, в ряде ситуация ответственность не устанавливается:

  • материал создан в интересах государства;
  • является непосредственной частью новостной публикации СМИ;
  • гражданин попал в кадр случайным образом, и он не выступает в качестве основного объекта съемки;
  • фото сделано на личный телефон, и не планируется к публикации;
  • фотографии (видеозаписи) подготовлены в общественном месте;
  • материал получен на массовых публичных мероприятиях (концерты, митинги, забастовки);
  • материал касается должностных лиц и полицейских.

Можно ли использовать запись с видеорегистратора в суде

Использование видеорегистраторов абсолютно законно с точки зрения государства. Единственное, о чем нужно помнить – о запрете на распространение информации без согласия граждан, запечатленных на камере (за исключением сотрудников ГИБДД).

В ст.28.1 КоАП РФ указано, что запись видеорегистратора может считаться доказательством, если на ней запечатлен момент совершения преступления. Следовательно, использование таких записей в судебном порядке абсолютно законно.

Разрешение, согласие на фотосъемку, видеосъемку: образец

Скачать примерный образец разрешения на проведение съемочных операций вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть