Лицо совершившее экологическое правонарушение может быть

Экологические правонарушения: понятие, виды и структура, юридическая ответственность и составы нарушений

Лицо совершившее экологическое правонарушение может быть

В отечественной правовой системе экологическое право, в качестве самостоятельной отрасли, появилось сравнительно недавно. Общая тенденция на расширение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и природного мира, неизбежно привела к систематизации и структуризации нормативно-правовых актов в области экологического права.

Помимо непосредственного регулирования мер по охране объектов природного мира, законодательство Российской Федерации устанавливает конкретные нормы ответственности за совершение правонарушений в области экологического права.

Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Исходя из общего определения отечественного законодательства, экологическое правонарушение заключается в противоправном деянии, совершенном с определенной формой вины, причиняющее вред экологической среде либо создающее угрозу причинения такого вреда в будущем. Также под это определение подпадают действия, нарушающие права и законные интересы субъектов в области экологического права.

Если рассмотреть теоретическую основу правонарушения в сфере экологического права, то можно выделить стандартные для любой правовой системы признаки:

  • противоправность. Лицо, совершающее правонарушение в сфере экологического права, нарушает установленные законодательством запреты поведения в отношении объектов природного мира. В случае совершения какого-либо действия в отсутствие установленного законодательством запрета, формальный состав правонарушения отсутствует;
  • виновность. В действиях лица, совершившего правонарушение в сфере экологического права, должна присутствовать вина в одной из форм, определенных законодательством (прямой, косвенный умысел, неосторожность и т.д.);
  • наказуемость. За нарушение конкретного запрета законодательством должна быть предусмотрена санкция в виде определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение в отношении объектов природного мира. В случае отсутствия установленной законодательством санкции за нарушение запрета в действии или бездействии лица отсутствует состав правонарушения;
  • объективный состав – деяние в сфере действия экологического и смежных с ним отраслей права. Правонарушение не может быть совершено в отношении объектов, не являющихся предметом регулирования экологического права;
  • субъективный состав правонарушения. Законодательством определен четкий круг субъектов, чьи права и интересы могут быть нарушены совершением правонарушений в сфере действия экологического права;
  • общественная опасность. Как и любой другой вид противоправного поведения, правонарушение в отношении объектов природного мира должно представлять общественную опасность, т.е. представлять угрозу как для неограниченного круга лица, так и конкретных субъектов и объектов в области экологического права.

Экологические правонарушения можно структурировать по нескольким категориям:

  • по виду ответственности, наступаемой за совершение правонарушения. В этой категории можно выделить преступления в области экологического права (привлечение к ответственности происходит в рамках уголовного законодательства), административные и дисциплинарные проступки (лицо привлекается в рамках КоАП РФ) и гражданско-правовое правонарушение (ответственность наступает в рамках гражданского права и смежных с ним отраслей). Каждый из перечисленных видов правонарушений обладает отдельным специальным составом признаков;
  • по объекту правонарушения. Комплекс норм экологического права содержит ряд подотраслей и отдельных категорий – земельное право, лесное право, система нормативных актов об охране природного мира и т.д. В зависимости от вида объекта наступают разные виды ответственности за совершение экологических правонарушений, а привлечение к ответственности осуществляют органы, обладающие контрольными и надзорными функциями в данной сфере деятельности.
  • по субъекту правонарушения. Отечественное законодательство определяет три основных группы субъектов, которые несут ответственность за совершение данной категории нарушений: должностные лица, юридические лица, граждане.
  • по объективной стороне правонарушения. Деяние виновного лица должно быть направлено на причинение вреда объектам природного мира и заключается как в конкретном ухудшении качеств и свойств таких объектов, так и в нарушении установленных правил пользования ими.
  • по субъективной стороне. Экологическое правонарушение может быть совершено в форме умысла или по неосторожности, что влечет разные правовые последствия для нарушителя. Форма умысла (прямой или косвенный) также влияет на общую квалификацию правонарушения в области экологического права.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения. КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения. За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что большая часть виновных лиц привлекается к ответственности за совершение экологических правонарушений в рамках КоАП РФ.

Составы экологических правонарушений

Наибольшая часть составов правонарушений в области экологического права содержится в КоАП РФ, глава 8 которого прямо называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Отдельные составы правонарушений содержатся и в других главах КоАП.

Число конкретных составов нарушений в сфере экологического права по КоАП постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния.

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит перечень составов преступлений за совершение правонарушений против природного мира и экологии. По степени тяжести допущенного нарушения правовых актов данные составы превосходят аналогичные нормы административного права, так как наносят несоизмеримо больший вред объектам природного мира.

Ряд составов экологических правонарушений имеют смежный характер между уголовным, административным и гражданским правом.

Выбор вида ответственности (уголовной, административно-дисциплинарной или гражданской) в данном случае будет зависеть от тяжести вреда, фактически причиненного окружающей среде, а также от степени негативных последствий, который могут наступить ввиду совершения противоправного деяния.

Бесплатная консультация по экологическим правонарушениям

Если у вас возник индивидуальный вопрос по экологическим правонарушениям, напишите ниже — в специальной форме под статьей. В течение нескольких минут вам проведут абсолютно бесплатную юридическую консультацию.

Источник: https://uhelp.pro/info/grazhdanskoe-pravo/ekologicheskie-pravonarusheniya/

Новости

Лицо совершившее экологическое правонарушение может быть
Подробности 18 декабря 2019 2488

Развитие экологического законодательства в РФ началось сравнительно недавно – в середине 1990-х годов, после принятия новой Конституции. Существует множество законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану природы:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
  • • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
  • • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
  • • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
  • •Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  • • Земельный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Закон РСФСР «О плате за землю»;
  • • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
  • • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Федеральный закон «О землеустройстве»;
  • • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
  • • Водный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
  • • Лесной кодекс РФ;
  • • Закон РФ «О недрах»;
  • • Федеральный закон «О животном мире»;
  • • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».

Конституция РФ – это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды.

Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ: ст. 9 – об охране, использовании земель, других ресурсов; ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда; ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию; ст.

42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам; ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа; ст.

72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях. Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию.

Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.

Экологическими правонарушениями могут быть, например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод, незаконная охота или рыбная ловля, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах и  др. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.

8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.

3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.

7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.

9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.

11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием.

За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов  – ст. 8.

35; судна и других орудий лова – ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда.

Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в зависимости от тяжести совершённого деяния и последствий, которые это деяние повлекло:

Штраф – самое распространённое наказание за преступления против экологии. Варьируется от 200 до 700 минимальных зарплат преступника. За жестокое обращение с животными может применяться штраф до 80 000 или зарплата до полугода, согласно пункту 1 статьи 245.

Работы обязательного характера. Виновный должен в свободное время бесплатно работать на государство. 480 часов – один из видов возможного наказания за нарушение правил борьбы с болезнями растительности, которые повлекли массовое распространение инфекционных болезней среди диких и домашних животных на определенной территории – эпизоотии (ст.249 УК РФ).

Лишение виновного права выполнять определённую работу или работать в определённой должности до пяти лет.

Таким образом, Уголовный кодекс карает экологические правонарушения, совершённые высокопоставленными лицами, из-за халатности которых окружающая среда страдает.

К примеру, статья 248 УК – нарушение безопасности при обращении с токсинами. Санкция – до трёх лет лишения прав заниматься определённой работой.

Работы исправительного характера. Виновный работает на основном месте работы, но из его зарплаты удерживается сумма от 5 до 20 процентов. К примеру, за порчу почвы можно получить такое наказание до двух лет.

Ограничение свободы до трёх лет. Осуждённый в период, установленный приговором, находится под надзором. Ему запрещено в ночное время выходить из дома, посещать публичные места.

К примеру, пункт первый статьи 247 налагает ограничение свободы до двух лет за захоронение опасных отходов.

Арест до полугода. Виновный полностью изолируется в специальные места. За загрязнение моря УК РФ предполагает арест до четырёх месяцев.

Лишение свободы. Самая суровая уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение экологического законодательства. Экоцид, то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, карается сроком 12–20 лет лишения свободы.

Последствия совершённых против экологии нарушений глобальны. Ведь зачастую вред, причинённый природе, настолько велик, что восстановить благоприятную окружающую среду становиться невозможно. Наказание за такие преступления наступает соответствующее проступку, насколько это реально.

Последствия можно условно разделить на следующие виды:

  1. Отрицательное влияние на качество окружающей среды. Определить данное последствие позволяют проверки конкретных характеристик и норм. К данным последствиям относятся случаи увеличения радиации, отравление воды и так далее.
  2. Потеря природного элемента. К примеру, вырубка леса, сожжение поля.
  3. Физический ущерб, причинённый людям и животным. Данное последствие является одним из самых глобальных, соответственно ответственность за него назначается серьёзная. К примеру, за невыполнением правил перевозки биологических отходов может последовать эпидемия среди людей либо смерть большого количества животных.
  4. Неустановленные изменения в окружающей среде. Сюда относятся иные отрицательные для природы исходы, связанные с несоблюдением человеком экологического законодательства. К примеру, исчезновение целого вида птиц, рыб или животных, в том числе занесённых в Красную книгу.

Законодательство делает всё возможное, чтобы люди понимали, что окружающая природная среда – залог здоровья и будущего. Очень важно понимать, что, причиняя вред природе, человек наказывает в первую очередь себя, своих детей и всё человечество в целом. В Конституции определено право человека на благоприятную окружающую среду. Это право одно из важнейших.

Источник: http://www.mokupchino.ru/index.php/2489-zakonodatelstvo-v-sfere-ekologii-otvetstvennost-za-ekologicheskie-pravonarusheniya

Ответственность в сфере экологии и природопользования

Лицо совершившее экологическое правонарушение может быть

При нарушении действующего законодательства в сфере экологии и природопользования предприятию грозит административный штраф, а должностные лица караются штрафами или уголовным наказанием (в случае нанесения непоправимого вреда окружающей среде или жизни и здоровью людей).

Размеры штрафов определяются в Главе 8 КоАП РФ, в которой прописана административная ответственность. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.  

Административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • приостановка деятельности предприятия.

Рассмотрим наиболее часто применяемые статьи кодекса об административных правонарушениях РФ:

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства от 1 до 2 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 20 до 100 тысяч рублей
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 30 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы от 1,5 до 2 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 2 до 2,5 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 150 тысяч рублей
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации окрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию от 0,5 до 1 тысячи рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 20 до 80 тысяч рублей
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления от 0,5 до 1 тысячи рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты от 0,5 до 1 тысячи рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
для физических лиц –; для должностных лиц –; для индивидуальных предпринимателей –; для юридических лиц –.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения от 2 до 2,5 тысяч рублей от 40 до 50 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него от 1,5 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей от 80 до 100 тысяч рублей
3.Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду от 3 до 6 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений от 5 до 10 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в сфере экологии и природопользования наступает только тогда, когда правонарушение имеет максимальную общественную опасность (ст. 14 УК РФ). Уголовное наказание может быть назначено только в отношении физического лица судом после уголовно-процессуальной процедуры.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстверабот

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,

 – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, –

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/otvetstvennost-v-sfere-ekologii-i-prirodopolzovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.