Материал проверки сообщения о преступлении

Доследственная проверка сообщения о преступлении. Роль защиты на процессуальной стадии проверки

Материал проверки сообщения о преступлении

Из общего содержания ст.ст. 144-145 УПК РФ следует, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно процессуальным законодательством, принять по нему решение:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по посредственности.

Проверка сообщения о преступлении предполагает проведение соответствующих комплексных проверочных мероприятий к которым можно отнести:

  • Получение объяснений от очевидцев происшествия
  • Осмотр места происшествия
  • Проведение экспертиз
  • Освидетельствование лиц
  • Получение образцов (биологических, почерка и т.д.) для исследований
  • Проведение документальных проверок
  • Производство выемки документальных материалов
  • Сбор документов, содержащих характеризующие сведения и другую информацию (прим.: данные информационного центра о ранее совершаемых лицом правонарушений или преступлений), не защищенную охраняемой законом тайной
  • Истребование и приобщение документов (копий или оригинал) из административного производства (например: протокол досмотра транспортного средства)
  • Истребование и приобщение материалов оперативно-розыскной деятельности.

Перечень проверочных мероприятий уголовно-процессуальным законодательством строго не ограничен, поэтому к ним могут относится и иные способы получения данных, вытекающие из общих определений проверочных мероприятий и незапрещенные законом.

Проводить такие проверочные мероприятия могут только органы дознания и следствия.

Для чего нужен защитник в процессе доследственной проверки:

При проверке сообщения о преступлении органы следствия уже определяют наличие состава преступления в действиях того или иного лица, а потому формируют свою позицию о том, кто является потенциальным преступником, и кто является объектом преступления (потерпевшим).

Есть несколько наиболее типичных вероятных ситуаций при проведении доследственной проверки:

  • Подавляющее большинство доследственных проверок не доходят до возбуждения уголовного дела, поскольку проверка сообщения просто не усматривает состава преступления в действиях конкретного лица либо самого события преступления.
  • При наличии явных признаков преступления, как в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти, следственные органы возбуждают уголовное дело незамедлительно для возможности выполнять необходимые следственные действия.
  • Следственные органы находятся в длительных раздумьях и сомнения в принятии решения о возбуждении уголовного дела, поскольку явные и полные признаки состава преступления отсутствуют, а допустимые возможности по сбору сведений не дают должного результата. Например: обнаружен труп с признаками насильственной смерти, но эти признаки указывают на гибель при пожаре, а вот причина пожара и вероятность поджога остаются неисследованными в должной мере по ряду объективных и субъективных причин.

Лица, заподозренные в совершенном преступлении, могут стать сами источником сведений, достаточных для установления в их действиях умысла о совершенном преступлении, наличия доказательств в каком-либо месте, в том числе вещей, которые могут носить на себе следы преступлений и т.д.

Поэтому очевидцы могут опрашиваться для получения письменного объяснения. С участием очевидцев могут проводиться осмотры места происшествия. В отношении таких лиц также проводиться различного рода экспертизы и оперативно-розыскные мероприятия.

На этапе непосредственного участия в данных проверочных мероприятиях у подвергнутого проверке лица появляются определенные права, обязанности и ответственность. Гарантам соблюдения прав личности в данном случае выступает защитник – адвокат.

Адвокат не только допускается к участию в проверочных мероприятиях для формального присутствия, но и консультирует, помогает определиться с тактикой дачи пояснений по материалу проверки, с целью не допустить искажения полученных от лица сведений, которые могли бы скомпрометировать опрашиваемого.

Адвокат призван способствовать исключению неполноты проводимых экспертиз в рамках проверки и недопущению формального отношения к проводимым административным расследованиям, осмотрам места происшествия и т.д.

Часто следственные органы занимают «однобокую» позицию и заведомо накладывают ответственность за преступление в отношении одного конкретного лица, исключая проверку иных возможных версий.

В сущности лицо подвергается уголовному преследованию уже на стадии проверочных мероприятий, в то же время с юридической точки зрения следственные органы не скованны в тактике выбора действий относительно занятой ими обвинительной позиции. Именно поэтому на данной процессуальной стадии важно заранее формировать позицию защиты лица, заподозренного в преступлении.

Очередная задача стороны защиты не допустить необоснованного и незаконного давления со стороны следствия (дознания), действующего с целью понуждения конкретного лица предоставить сведения, компрометирующие его, указывающие прямо или косвенно на наличие в его действиях признаков преступления, не допустить применения в отношении лица незаконных методов дознания.

цель защиты – это сделать все необходимое для того, чтобы исключить незаконное возбуждение уголовное дело в отсутствии полноты проведенной проверки при недостаточности необходимых признаков преступления.

Примером могут являться ситуации, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела, связанного с обнаружением трупа, где в качестве причины смерти лица экспертиза устанавливает образовавшуюся гематому, развивавшуюся от удара в течении нескольких дней.

Типично для такой ситуации следующее: достоверно неизвестна причина возникновения гематомы. Соударение с твердым тупым предметом не указывает на конкретный предмет и другие сопутствующие условия образования травмы: сказываться и давность получения травмы и неопределенность условий развития гематомы.

В большинстве случаев она может образоваться и ввиду падения с высоты собственного роста и не является насильственной причиной смерти, вызванной действиями другого лица. Вместе с тем, можно косвенно связать смерть погибшего с наличием мотивов у кого-либо применить насилие в отношении потерпевшего (в силу сложившихся неприязненных отношений, долговых обязательств и пр.).

При этом, часто, на признаки приступного умысла «недоброжелателя» указывают родственники погибшего.

При наличии давности причиненной травмы, состоящей в причиной связи со смертью, следует иметь ввиду, что разброс времени причинения повреждений может быть относительно существенным и органы следствия, проверяя версию о насильственной смерти, начинают анализировать соответствие времени и места нахождения заподозренного и погибшего для определения вероятности причинения травмы погибшему умышленно. В отсутствии прямых доказательств, таких как наличие на вероятном месте преступления следов борьбы, биологических следов крови и других признаков преступления, часто следствие предпринимает меры по «пристрастному отбору объяснений» с заподозренного, вкладывая сюда таки незаконные ресурсы как необоснованные административные задержания (в случае вменения административного правонарушения) и угрозы. Данные угрозы могут быть отличны по своему содержанию и часто носят форму исключительно психологического давления, призванные вызвать сильный эмоциональный дискомфорт, приводящий «пытаемого» к стрессу. В крайних случаях может дойти до угроз применения насилия и самому насилию. Последнее чаще становиться возможными при подключении к делу оперативных работников, действующих в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности по поручению органов следствия (дознания).

Конечная цель «давления» – это добиться документальной фиксации полученных от лица сведений, подтверждающих его причастность к совершенному преступлению. Идеальным для следствия в таких случаях является получение явки с повинной, которая по своему значению уже является сообщением о преступлении, одновременно обличающим конкретное лицо в совершении конкретных преступных действий.

Таким образом, адвокат нужен именно для:

  • исключения возможного незаконного давления со стороны следственных органов,
  • изменения хода проверочных мероприятий из одностороннего обвинительного уклона,
  • обеспечения всестороннего изучения получаемых сведений, в том числе на подтверждение алиби заподозренного лица,
  • проведения необходимого комплекса проверочных мероприятий в полном объеме,
  • своевременного реагирования на допущенные незаконные действия следственных органов в активной форме (в т.ч. обжалование процессуальных действий должностных лиц).

Роль адвоката в представительстве заявителя (потерпевшего)

в доследственной проверке

В равной степени правовая помощь необходим и заявителю, сообщающему о преступлении. Чаще всего заявитель одновременно является потенциальным потерпевшим по делу.

Для пострадавшего от преступления вопрос об оперативности проверочных мероприятий играет первостепенное значение, поскольку должное качество проверки будет иметь решающую роль для своевременного и полного установления всех обстоятельств совершенных в отношении лица преступных действий.

Например: если речь идет о применении насилия в отношении заявителя, то необходимо быстро и качественно зафиксировать телесные повреждения, установить и изъять орудие преступления (при использовании такового), зафиксировать на месте происшествия следы преступления и механизм следообразования борьбы, а также иные сопутствующие признаки, указывающие на обстоятельства преступления, принять меры по сохранению следов, изъять вещи и предметы, которые могут носить на себе следы преступления и т.д.

В виду халатного отношения следственных органов, невнятной позиции заявителя (потерпевшего), активного противодействия стороны, причастной к преступлению, и иных вероятных причин (применяемых незаконных административных ресурсов, коррупционного элемента и т.д.

), возникают случаи утраты большого количества доказательственной базы на стадии доследственной проверки, что нередко приводит к необоснованному отказу в возбуждению уголовного дела и лишает возможности заявителя на расследование уголовного дела, установления виновных лиц и привлечению к уголовной ответственности.

В свою очередь такие последствия сведут на нет возможности привлечения виновного к гражданско-правой ответственности и компенсации причиненного ущерба и вреда.

Следует иметь ввиду и тот факт, что заявитель часто нуждается в правовой помощи и на стадии составления, оформления и подачи заявления о преступлении.

Заявителю нужно определиться с вопросами квалификации преступления, определения обстоятельств, имеющих значение для отражения сведений о преступлении (место и время, в отношении кого подается заявление, орудие преступления и т.д.

) принять самостоятельные допустимые законом меры к сохранению следов преступления, определиться с местом и порядком подачи сообщения о преступлении в соответствии с требованием уголовно-процессуального законодательства.

Заявитель также имеет права на адвоката с целью защиты своих прав и законных интересов на стадии доследственной проверки, что, при правильной и активной работе стороны защиты, позволит своевременно принимать решения, способствующие активному, своевременному и качественному проведению проверки сообщения о преступлении, с правильно выбранным эффективным алгоритмом действий.

О сроках проведения доследственной проверки

Сегодня срок проверки сообщения о преступлении ограничен законом 3 (тремя) сутками. Однако, такое ограничение носит формальный характер.

Так, подавляющее число решений по материалам проверки принимаются по истечению 10 суток или 30 суток, что соответствует положениям части 3 статьи 144 УПК РФ, согласно которой руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В то же время не следует считать, что принимаемые в указанные сроки решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются окончательными. Проверки могут длиться даже годами, набирая тома, порой, больше чем дело по убийству. Так бывает например с материалами проверок по экономическим преступлениям.

Для возобновления проверки, руководители следственных органов могут отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконные и необоснованные, возобновлять проверку сроком до 30 дней. Таких процессуальных решений может быть много.

Формальным поводом для этого могут являться затянувшиеся более одного месяца экспертизы, установление ранее неопрошенных очевидцев и т.д.

Правовая основа участия защитника – адвоката в доследственной проверке

Согласно части 1.1.

статьи 144 УПК РФ лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном процессе с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

#уголовныйпроцесс

Источник: https://www.symarokov.com/post/2015/01/22/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

Материал проверки сообщения о преступлении

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки и нарушение сроков при принятии решений по сообщениям, заявлениям предлагаются пути решения данной проблемы.

Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении.

Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона.

В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п. 77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г. №140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель.

Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления. Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст.ст. 128-130 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.

128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Действительно, на практике большое количество сообщений, заявлений не всегда реально рассмотреть в срок 3 суток.

Зачастую продление сроков для проведения проверки необходимо для получения ответа на запрос или же объяснения от свидетелей, потерпевших которые могут дать важную информацию, но по причине не проживания по месту жительства и не появления по месту работы, в связи с требуемым временем для установления местонахождения срок проверки необходимо продлить, также причиной может явиться, например сроки ожидания окончания проведения экспертизы специалистом или экспертом и т.д. В данной ситуации проблему можно обозначить как «быстро и не качественно» и «медленнее, но более качественнее», так как проведение не качественной проверки сообщения, заявления, хотя и в установленный законом срок, может повлечь за собой тот факт, что по заявлению, сообщению будет принято процессуальное решение которое будет во-первых незаконным, а во-вторых необоснованным. В последствии по таким материалам доследственной проверки прокуратурой происходит возврат материалов проверок на дополнительную проверку с требованием устранить нарушения закона при принятии данного процессуального решения.

В связи с тем, что ходатайство подаваемое следователем, дознавателем, органа дознания о продлении срока принятия решения по сообщению, заявлению о преступлении в своем содержании должно отражать все причины в связи с которыми решение в установленный ранее срок не может быть принято, а также в обязательном порядке должно быть отражено какие проверочные действие еще необходимо провести и какой срок для этого необходим. Такие сведения отраженные в ходатайстве позволяют вести надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения, заявления, не допускать факта волокиты со стороны лиц занимающимися проверкой, за счет определения последовательности процессуальных действий и сроков их реализации.

Продление срока рассмотрения сообщения, заявления до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителя следственного органа или по ходатайству дознавателя, в котором обязательно должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с которыми необходимо продлить срок проверки. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем требовании в п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указал на срок проверки сообщения, заявления до 30 суток по ходатайству дознавателя, где должны быть отражены основания предусмотренные ч.3 ст.144 УПК РФ и обязательно предметно должны быть рассмотрены доводы и основания послужившие мотивацией для продления сроков рассмотрения заявления, сообщения.

К сожалению, на практике в связи с разными причинами не всегда в установленный срок удается принять законное обоснованное решение по рассматриваемому сообщению, заявлению, в связи, с чем возникает необходимость вынесения заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Цель данного процессуального действия заключается в выигрыше времени, а последствием принятия такого решения соответственно становиться возврат материала доследственной проверки как необоснованно вынесенного решения, в связи с неполнотой проведенной проверки для проведения дополнительной проверки.

Конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в таком случае более предпочтительное решение для должностного лица, принимающего решение по материалу доследственной проверки, так как после проведенной проверки прокуратура отменит данное решение и направит его для проведения дополнительной проверки с установлением нового срока, соответственно цель достигнута — время выиграно. Но, по истечении срока дополнительной проверки данный круг действий повторяется, вплоть до того момента когда будет получено заключение судебной экспертизы, отпрошены все свидетели и т.д. Решив все поставленные задачи, должностное лицо принимает окончательное решение по материалу доследственной проверки с направлением его в орган прокуратуры. В связи с вышеуказанными действиями срок проведения проверки может затянуться на месяца. При таких обстоятельствах, все решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу доследственной проверки принятые в промежутке до окончательного носят промежуточный характер.

Считаю необходимо отметить, что недопустимо использовать предусмотренную УПК РФ возможность продления срока как «обычное явление» по каждому сообщению, заявлению.

Предусмотренный первоначальный срок в 3 суток является волне реальным для принятия законного решения по многим сообщениям, заявлениям, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности, Каждому сотруднику необходимо помнить, что такое процессуальное действие как продление срока рассмотрения сообщения, заявления, не является его обязанностью, а лишь право на проведение более полной проверки.

Источник: https://novainfo.ru/article/15073

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Материал проверки сообщения о преступлении

Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.

Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

статьи

Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.

В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:

  1. Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
  2. Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
  3. Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
  4. Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
  5. Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.

Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.

Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:

  • поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
  • решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
  • получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
  • запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
  • проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
  • организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.

Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.

Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:

  • отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
  • прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
  • обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
  • поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.

Обстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).

В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.

Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.

Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.

Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:

  • 3 дня – общая продолжительность;
  • 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
  • 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.

Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.

Отдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.

Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:

  1. Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
  2. Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.

Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.

Основной алгоритм проверки

Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-144-upk-rf

Дознание в органах внутренних дел

Материал проверки сообщения о преступлении

Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Проверка сообщения о преступлении. В УПК РФ предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144 УПК).

Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Поручение проверки сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами.

Отметим, что проверка сообщения о преступлении не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, и ее необходимо проводить в исключительных случаях, когда в заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Следует отметить, что в УПК РФ 2002 г.

законодатель определил всего четыре способа проверки сообщений о преступлениях и указал на необходимость такой проверки, а также упомянул о проверке сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации.

В отличие от способов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Уголовно-процессуальный кодекс РФ очень четко регулирует сроки этой проверки. Так, на все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более 3 суток.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и привлечением специалистов, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил начальнику органа дознания право продления срока до 10 суток по ходатайству дознавателя, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя может продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

Решение прокурора о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела.

Иными словами, такая проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как, если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными, и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также отсутствует указание на средства проверки; исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже, и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

Средства доследственной проверки. Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления.

1) В УПК предусмотрены следующие средства проверки сообщений о преступлениях:

  • производство следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование);
  • производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК);
  • требовании, поручения, запросы следователя (ст. 21. ч. 2 ст. 144 УПК);
  • представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

  • получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 Закона РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.).

3) Средства, предусмотренные ведомственными актами:

  • проведение изъятия вещей (приказ МВД России 1999 г. № 840);
  • проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (приказ Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. № 161);
  • проведение исследований веществ и объектов (приказ МВД России от 1993 г. № 261);
  • проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (приказ МВД России от 1999 г. № 840) и т.д.

Следственные действия. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три вида следственных действий, которые возможно проводить в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела — это осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Требования, поручения, запросы дознавателя. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Требования, поручения и запросы должностные лица могут адресовать в различные учреждения предприятия организации. Данные документы являются обязательными для исполнения должностными лицами и гражданами. Они составляются в произвольном виде, но в официальном стиле с указанием всех присущих деловым письмам реквизитов.

Представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами. Данный способ проверки закреплен в ч. 2. 3 ст. 86 УПК и заключается в представлении предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами.

Защитник вправе собирать доказательства путем:

  1. получения предметов, документов и иных сведений;
  2. опроса лиц с их согласия;
  3. истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Документальные проверки и ревизии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ допускается также возможность производства документальных проверок и ревизий.

Но подобные проверки в основном применяются только по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли1Гаврилов В.Н.

Некоторые особенности предварительной проверки и возбуждения уголовных дел по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли // Вопросы теории и практики предварительного следствия в ОВД. Саратов, 1973. С. 183-186..

Проверяя сообщение о преступлении, связанном с финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельностью, должностные лица вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. В ходе документальной проверки выясняется соответствие финансово-хозяйственной деятельности объекта действующему законодательству.

Если же помимо соблюдения законности проверяется еще целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных операций) проверяемого, то имеет место ревизия. Решение о назначении документальной проверки и ревизии целесообразно оформлять постановлением.

В настоящее время порядок проведения указанных действий регламентируется следующими ведомственными нормативными актами:

  • приказ Минфина РФ. МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)»;
  • приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».

Получение объяснений. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает порядок получения и оформления объяснения, однако на практике получение объяснений является самым распространенным способом доследственной проверки.

И это понятно, поскольку допрос возможно производить только по возбужденному уголовному делу, а у должностных лиц есть обязанность проверить сообщение о преступлении. Традиционно при получении объяснений практические работники ссылаются на ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст.

11 Закона «О милиции», ст. 27.7, 27.9, 27.10 КоАП РФ.

Истребование материалов.

Отметим, что на практике повсеместно используются протоколы изъятия, акты изъятия, протоколы досмотра, протокол личного досмотра, досмотра вещей находившихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, но единой практики применения этого способа проверки не существует, поскольку указание в законе о таком средстве доследственной проверки отсутствует. Вез этих документов, как показывает практика, вообще не обходится ни одна проверка по сообщению о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. И даже обычные кражи немыслимы без изъятия похищенных вещей до возбуждения уголовного дела протоколами изъятия. Эта практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий, и суды принимают данные документы в качестве подтверждающих законное изъятие вещей у лица, совершившего преступление, с последующей их выемкой после возбуждения уголовного дела.

Участие специалиста. Направление на исследование. Справки эксперта. Согласно приказу МВД России № 261 и соответствующим приложениям от 1 июня 1993 г.

документ, который дает специалист-эксперт после проведенного исследования, обозначен как справка, которая подписывается в зависимости от вида экспертно-криминалистического подразделения руководителем или экспертом2Приказ МВД России № 261 с приложениями от 1 июня 1993 г. М.. 1993. С. 18..

Отсюда и название этого документа — справка эксперта, которая по своему содержанию и назначению не отличается от заключения эксперта. Направление на исследование традиционно направляется отношением.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания.

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, дознавателя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако данная норма действует только для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания. Главный редактор не может отказаться от свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

Прокурор, орган дознания после проверки сообщения, опубликованного в средствах массовой информации, должен составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания и дознаватель могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

После завершения проверки дознаватель, орган дознания принимают по собранным материалам решение. Полномочия на принятие решения ограничены установленной законом компетенцией.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat37.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.