Мера государственного принуждения

Понятие и виды государственного принуждения

Мера государственного принуждения

Понятие “принуждение” и его сущность

Понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насили­ем: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает опре­деленную зависимость воли подвластного от воли властвующего.

Ха­рактерная особенность процесса принуждения:

    • подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям.

Принуждение обеспечивает исполнение индивидуального акта власти, индивидуального веления, и если это веление не опирается на общее правило, на нормативное положение, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол.

Сущность принуждения:

    • в игнорировании, а часто и в подавлении воли лица, к которому оно применяется. Властное воздействие субъектов, уполномоченных на применение принуждения на сознание, волю и поведение лица, в отношении которого используются принудительные меры имеет целью заставить его поступать согласно воле принуждающего. 

Государственное принуждение – основанное на нормах действующего законодательства и в предусмотренной в нем форме психическое либо физическое воздействие государственных органов или должностных лиц на поведение субъектов права, с позиции обязывания их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата.

Следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее – воли господствующей социальной группы.

В этом своем качестве государственное принуждение является средством организации волевых устремлений субъектов с целью их подчинения государственной воле.

Оно характеризует такое фактическое состояние, которое если и не исключает решение человека из цепи причинно-следственных связей, то, во всяком случае, ставит человека в положение, когда у него нет выбора для избрания иного варианта поведения.

Признаки государственного принуждения:

    1. это деятельность государства в лице его органов (как обязательного субъекта) либо должностных лиц, выраженная в специфической форме правоприменения, в которой наиболее ярко проявляется деятельность государства, а также в форме соблюдения и исполнения;
    2. формы государственного принуждения закреплены в нормах действующего законодательства;
    3. цель государственного принуждения состоит в достижении социально полезного результата, усилении режима законности и правопорядка, охране прав и законных интересов личности, общества и государства.
    4. обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
    5. применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
    6. основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
    7. применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
    8. реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения

    • административное принуждение;
    • уголовное принуждение;
    • гражданско-правовое принуждение;
    • дисциплинарное принуждение.

Государственное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Эффективное применение государственного принуждения невозможно без специального государственного механизма. Им является механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:

    1. субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение;
    2. норма, закрепляющая полномочия государственного органа на применение государственного принуждения;
    3. объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению;
    4. акт государственного органа, содержащий юридические и фактические основания применения государственного принуждения;
    5. деятельность государственных органов по реализации акта.

В развитом демократическом государстве этот механизм должен включать еще один важнейший компонент — правозащитную процессуальную деятельность. Этот компонент позволяет недопустить государственного произвола и перейти к понятию государственно-правового принуждения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya

Меры государственного принуждения: понятие и виды

Мера государственного принуждения

Юридическая ответственность — это прежде всего принуждение. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами.

Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение.

Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности.

Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют.

Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного.

К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл.

19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ).

Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст.

99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Меры государственного принуждения – это меры принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами для защиты прав граждан и юридических лиц.

К числу таких органов относятся суд, арбитражный суд, третейский суд, в некоторых случаях – административные органы.

Меры государственного принуждения можно разделить на три труп- пы: 1) меры предупредительного характера; 2) меры регулятивного характера; 3) меры гражданско-правовой ответственности.

Меры предупредительного характера применяются государственными органами с целью не допустить возможных правонарушений либо для предупреждения наступления последствий противоправных деяний.

К мерам предупредительного характера относятся:

1) предупреждение о необходимости прекращения допускаемых нарушений законодательства;

2) признание права, принадлежащего лицу, у которого отсутствуют доказательства наличия у него данного права. Признание права устраняет возможность возникновения спора по данному праву в будущем;

3) признание факта, имеющего юридическое значение, что служит основанием для возникновения у данного лица определенного права;

4) внешнее управление юридическим лицом, назначаемое судом для оздоровления имущественного состояния предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве;

5) признание ничтожности договора устранит возможность наступления неправомерных последствий исполнения такого договора.

Меры регулятивного характера применяются государственными органами для разрешения споров, возникающих между сторонами гражданского правоотношения в случае, когда они сами не в состоянии решить данный спор. Применение этих мер не связано с правонарушениями, поэтому здесь не идет речь о применении гражданско-правовых санкций, они лишь направлены на восстановление нормального положения. К ним относятся:

1) меры, направленные на урегулирование разногласий между участниками гражданских правоотношений (например, в случае, когда лица, имеющие дом на праве общей собственности, не могут договориться о доле каждого в праве собственности, это поможет им сделать суд);

2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы лица. Так, суд может помочь в этом лицу, у которого без достаточного основания было изъято имущество или которому мешают пользоваться его имуществом без лишения его владения;

Правовая культура.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирется на него.

Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

1.Правовая культура общества-Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др.

Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция.

Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

2. Правовая культура личности- Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); 2.

превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез); 3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е.

поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.

Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное – активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

3.Правовая культура группы- В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права.

Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/13890.html

Меры государственного принуждения и меры административного пресечения — novaum.ru

Мера государственного принуждения

Научный руководитель: Шепелева Е.В., к.ю.н., доцент.

Ключевые слова: МЕРЫ ПРЕЧЕЧЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; PREVENTIVE MEASURES; ADMINISTRATIVE LAW; STATE COERCION.

Аннотация: В статье рассматриваются меры административного пресечения как форма государственного принуждения.

Рассматривать меры административного пресечения невозможно отдельно от рассмотрения сущности мер государственного принуждения в целом. Государственное принуждение является внешним, формально определенным воздействием уполномоченных органов на поведение субъектов, совершающих противоправные поступки, которые наносят вред общественным отношениям, регулируемым нормами административного права.

Наука административного права также выработала такое понятие как средство защиты общественных отношений, которые складываются в различных сферах жизни общества для предупреждения и прекращения посягательства и в целях предупреждения и предотвращения наступления последствий, угрожающих общественной опасности. Целью государственного принуждения является защита общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизни общества [2].

Юридическая ответственность отображает применение мер государственного принуждения по отношению к нарушителю прав.

Человек за свои деяния отвечает перед судом и законом (это отличие юридической ответственности от моральной, при которой основной оценкой поведения выступают совесть и стыд человека).

Юридическая ответственность тесно связана с нормами права, государством, противоправным поведением и обязанностями граждан, а также их объединений.

Юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Она всегда сопровождается причинением нарушителю отрицательных последствий, ограничением или ущемлением имущественных, личных и других интересов, т. е. связана с определенными лишениями [4].

В сфере принуждения деятельность государства строго регламентируется законом.

Субъекты данной деятельности: прокуратура, суд, полиция, администрация разных государственных учреждений, специально занимающихся рассмотрением дел о нарушениях.

Чтобы возложить юридическую ответственность важно наличие определенных условий: противоправность поведения нарушителя, наличие вреда, вина правонарушителя, причинная связь между поведением и противоправным результатом.

Для юридической ответственности характерны следующие признаки: базируется на государственном принуждении (конкретная форма введения санкций правовых норм); воплощается в процессуальной форме; связана с общественным осуждением и наступает за правонарушения; выражается в некоторых негативных последствиях для нарушителя, выступающих новой юридической обязанностью, не существовавшей до свершения противоправного деяния и представляющих собой лишения организационного, личного или имущественного характера.

Основания возникновения юридической ответственности Возможность появления юридической ответственности определяется через санкции юридических норм.

Это подкрепляется принудительной силой государства, обеспечивает выполнение норм права даже вопреки воле отдельных субъектов. Основание для возникновения юридической ответственности – наличие полного состава правонарушения.

Если в деянии лица отсутствует какой-либо элемент состава правонарушения, то привлечение такого лица к юридической ответственности становится невозможным [3].

Цель юридической ответственности: гарантировать и обеспечить реализацию юридических норм; привести лицо, совершившее нарушение, к правопорядку. Юридическая ответственность, как особая форма правоотношения, имеет свои формы реализации.

юридической ответственности: обязанность лица отвечать за свершенное правонарушение, нести для себя неблагоприятные последствия; право организаций и лиц, чьи права нарушены, привлечь нарушителя к ответственности, привести его к неблагоприятным последствиям, которые предусмотрены различными санкциями юридических норм. Принципы юридической ответственности Юридическая ответственность является правовым институтом. Она базируется на следующих принципах: Человек несет ответственность исключительно за противоправное поведение, мысли к ответственности не ведут.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за мысли, не получившие внешнего выражения, они становятся известными только в формах проявления. Мысли обретают реальность только в проявлении.

Ответственность при наличии вины в действиях нарушителя указывает, что без этой вины говорить о правонарушении беспредметно.

К примеру, действие не является преступлением (даже если и подходит под признаки деяния, предусмотренного законодательством, но совершенное при защите интересов общества, государства, прав и свобод гражданина и человека, а также иного лица от общественно опасного деяния путем причинения вреда посягающему.

Принцип законности указывает, что юридическая ответственность может наступить только в случаях, которые предусмотрены нормами права. При этом субъектами применения ответственности выступают специально уполномоченные органы государства [5].

При привлечении к юридической ответственности должны быть учтены все обстоятельства дела, важно руководствоваться только законом и избегать предвзятости.

Справедливость, как принцип юридической ответственности проявляется в том, что мера данной ответственности должна быть соразмерна совершенному деянию, то есть должна соответствовать его тяжести.

За одно нарушение может быть назначено только одно юридическое наказание, при этом недопустимо унижение человеческого достоинства. Целесообразность ответственности. Данный принцип отображает соответствие избираемой меры государственного принуждения социальным качествам правонарушителя.

Соответствующий орган государственной власти или должностное лицо применяют к правонарушителю индивидуальные карательные меры, исходя из его личности, уровня осознанного отношения к совершенному противоправному действию.

Неотвратимость юридической ответственности. Принцип указывает, что любое правонарушение должно быть наказано.

Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов государства, способствует формированию правовой стабильности общественных отношений. Принцип гуманности.

Широко проявляется в законодательстве, которое устанавливает юридическую ответственность, в деятельности правоохранительных органов, эту ответственность применяющих. Не допустимы меры взыскания и наказания, унижающие человеческое достоинство или причиняющие физические страдания.

Не разрешается применение наиболее суровых мер ответственности к беременным женщинам. Все эти нормы и принципы устанавливаются в целях защиты личности, для обеспечения адекватных условий исправления правонарушений, профилактики таких правонарушений в будущем.

Формы государственного принуждения можно квалифицировать по разным основаниям. Основываясь на предмете правового регулирования можно выделить уголовно-правовые, административно-правовые. Основываясь на содержании: физические, имущественные и организационные.

Исходя из субъектов применения судебные, внесудебные, общественное принуждение. Исходя из нормативных оснований можно выделить материально-правовые и процедурно-процессуальные.

Если исходить из фактических оснований, то выделяют предупредительные, восстановительные и юридическую ответственность.

Государственное принуждение наряду с пресечением, правовосстановлением и юридической ответственностью включает в себя процессуальное предупреждение и процессуальное обеспечение. Такие формы как процессуальное принуждение и пресечение получили свое развитие как раз в сфере административно- правового регулирования.

Меры административного принуждения, которые применяются органами внутренних дел являются методами воздействия на сознание и поведение людей и связаны с применением мер воздействия физического, материального и организационного характера с целью выполнения физическими и юридическими лицами их обязанностей в связи с совершенным правонарушением. Задачами мер пресечения является пресечение совершения правонарушений, привлечение виновных лиц, а также обеспечение безопасности жизнедеятельности общества.

Административное принуждение как форма и вид государственного принуждения имеет идентичные ему свойства и могут быть классифицированы по различным рода основаниям в зависимости от целевого признака. В рамках мер административного принуждения выделяют меры, которые имеют многофункциональный характер: предупреждение, пресечение, обеспечение.

Сущность мер административного пресечения проявляется в том, что само принятие и применение данных мер носит специфический характер, а определение самой категории мер вытекает из назначения мер административного пресечения.

Так, В.В. Йонаш отмечал в своем исследовании: «административное пресечение — термин сугубо юридический.

Его генезис носит доктринальный характер и обусловлен необходимостью обозначения общественных отношений, возникающих в случае противодействия обязанного субъекта воле государства, выраженной в нормах права».

Однако, на наш взгляд, при изучении данного понятия, необходимо обратиться к изучению целей применения мер административного принуждения уполномоченными на то субъектами [6].

К таким целям применения мер административного пресечения относят прекращение неправомерных деяний, ликвидацию противоправных состояний, предупреждение наступления вредных последствий, а также создание условий, обеспечивающих привлечение правонарушителя к ответственности.

Однако следует отметить, что приведенный перечень целей применения мер административного пресечения нельзя назвать исчерпывающим.

Некоторые из приведенных аспектов назначения применения мер административного пресечения и по сей день вызывают бурные обсуждения в доктрине отечественного административного права, что обусловлено прежде всего отсутствием легального закрепления перечня целей применения мер административного пресечения.

Кроме того, в настоящее время как в доктрине административного права России, так и практике применения административного законодательства существует проблема разграничения категории «меры административного пресечения» и «меры процессуального обеспечения» в силу пересечения сущности некоторых целей применения как мер административного пресечения, так и мер процессуального обеспечения.

Список литературы

Источник: https://novaum.ru/public/p1559

Меры государственного принуждения

Мера государственного принуждения

Принуждение —это психическое, физическое или иное воздействие уполномоченных на то органов государства, должностных лиц на сознание и поведение субъектов путем применения или угрозы применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях правовых норм и связанных с наступлением отрицательных ограничений личного, имущественного, организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями и предупреждения наступления вредных для членов общества последствий, охраны общественной безопасности и правопорядка.

Признаки:

1.Государственное принуждение – форма правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов государства, должностных лиц.

2.Принуждение представляет собой внешнее физическое и психическое воздействие на сознание и поведение субъектов.

3.Принуждение всегда сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют для него отрицательный характер.

4.Фактическим основанием применения мер принуждения является совершение правонарушений, а также возникновение иных нежелательных для общества и государства правовых аномалий.(кроме принудительных мер медицинского характера)

5.Применение мер принуждения осуществляется в определенной, предусмотренной законом процессуальной форме.

6.Под целью государственного принуждения понимается конечный результат, который государство стремится достигнуть при помощи применения его мер.

Виды принуждения.

Под формой или видом государственного принуждения следует понимать объединенные общностью целей, оснований, правовых последствий процедуры применения специфически обособленные группы мер принуждения, которые можно отграничивать друг от друга и классифицировать. Любому виду государственного принуждения присущи свои конкретные меры принудительного воздействия, которые в рамках своей обособленности внешне могут быть самыми разнообразными.

Виды государственного принуждения по российскому законодательству различны, что отражается в отдельных критериях его классификаци

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение.

Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

I. По предмету правового регулирования:

– конституционно правовое принуждение.

– административно-правовое принуждение.

– гражданско-правовое принуждение и так далее.

II. По органам (субъектам) применения:

– применяемые в судебном порядке.

– применяемые во внесудебном административном порядке.

III. Способы обеспечения общественного порядка и правовые последствия:

предупреждение (превенция).

Предупреждение (превенция) — это самостоятельных вид государственного принуждения, в основном присущ административному праву, и данные меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений, общественной безопасности и прав личности.

– пресечение.

Суть этой меры — прекратить налично возникшее или длящееся противоправное действие. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления.

– правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей).

Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением или иными действиями законным интересам или правам личности либо нейтрализовать эти последствия. Главное назначение этой меры принуждения — защита права, принадлежащего управомоченному лицу, восстановление его имущественных и других интересов.

юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это центральное явление права и законодательства.

Понятие и виды юридической ответственности

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.

Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими правомочиями.

Этот вид ответственности включает следующие стадии:

1) обвинение управомоченными государственными органами или должностными лицами определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

2) исследование обстоятельств дела о правонарушении;

3) принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

4) исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;

5) своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции является “состояние наказанности” (судимость – в уголовном праве, наличие взыскания – в трудовом и административном), влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве.

К штрафной, карательной ответственности относятся уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние.

На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения).

Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, в арбитраже) или отказа правонарушителя восстанавливать нарушенный правопорядок (исполнительное производство).

В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные законодательством принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о правонарушении – меры обеспечения доказательств (обыски, выемки и др.) или исполнения решения (опись имущества или его изъятие и др.

), а также меры пресечения (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др.).

Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки (их применением не исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за правонарушение); при применении санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением.

Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, суд может применить принудительные меры медицинского характера, не являющиеся ответственностью (помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа).

Правовая конфликтология

Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке – юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.

Как известно, любое общество богато разнообразными конфликтами, в том числе между не только отдельными индивидами, но и индивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву.

Чаще всего юридическая конфликтология трактуется как комплексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли. При этом выделяются конфликты, возникающие:

· на основе противоречий в правовых нормах и актах;

· вне правовой сферы, но приобретающие впоследствии юридические признаки.

Таким образом, предмет юридической конфликтологии носит двойственный характер, т.е. она имеет дело с двумя видами конфликтов, указанных выше.

Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыслах.

Юридический конфликт в узком смысле представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле – это социальный конфликт, который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется.

Юридическому конфликту присущи две главные функции:

1. отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция);

2. влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).

Принято выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:

1. глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание общих, экологических и иных факторов;

2. общесоциологические, правовые, социально-экономические и др., которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;

3. локальные, которые зависят от конкретного проявления различных факторов на уровне определенной территории или организации;

4. синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.

В настоящее время не существует единой типологии юридических конфликтов. Ее возможно осуществлять по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учреждения, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий и т.д.

Наибольшую научную разработку получила динамика юридического конфликта – его возникновение, развитие и разрешение.

Соответственно выделяют три стадии: предконфликтную; конфликтную; постконфликтную.

В каждой из стадий выделяют определенные этапы. Например, в предконфликтной стадии различают два этапа: возникновение конфликтной ситуации; возникновение конфликтного юридического отношения. При этом субъекты конфликта должны осознавать сложившуюся ситуацию именно как конфликтную.

Собственно конфликтная ситуация связана с определением структуры юридического конфликта, т.е. появлением прежде всего противоборствующих субъектов – основных участников конфликта. Субъектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты – государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муниципальные образования.

В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объектами могут быть общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование. Но объектами могут выступать и реальные ценности, ресурсы, действия, их результаты и др.

Выделяют субъективную и объективную стороны юридического конфликта.

Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта и т.д.

Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства – юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и других.

Одну из центральных частей юридической конфликтологии составляют управление конфликтами, способы их разрешения, юридические процедуры и механизмы правового разрешения и т.д. Инструментарий, используемый по управлению и разрешению юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:

· локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;

· перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;

· создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;

· юридизацию неюридических конфликтов;

· неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях достижения согласия и договоренности (например, коллективные переговоры на производстве), достижение консенсуса, принятие альтернативных решений и др.

Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование.

Под юридическим прогнозированием понимается систематическое, непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовой действительности и процессов, проводимое специальными научными учреждениями и коллективами.

Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридического отношения. Это позволяет организовать эффективную профилактику юридического конфликта.

Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, социальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь.

На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.

Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:

· совершенствование законодательства;

· укрепление правопорядка и законности;

· повышение уважения к закону и праву в целом;

· повышение престижа правовых ценностей в обществе;

· развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой культуры.



Источник: https://infopedia.su/8x110c3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.