Мера государственного взыскания

Меры государственного принуждения

Мера государственного взыскания

Принуждение —это психическое, физическое или иное воздействие уполномоченных на то органов государства, должностных лиц на сознание и поведение субъектов путем применения или угрозы применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях правовых норм и связанных с наступлением отрицательных ограничений личного, имущественного, организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями и предупреждения наступления вредных для членов общества последствий, охраны общественной безопасности и правопорядка.

Признаки:

1.Государственное принуждение – форма правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов государства, должностных лиц.

2.Принуждение представляет собой внешнее физическое и психическое воздействие на сознание и поведение субъектов.

3.Принуждение всегда сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют для него отрицательный характер.

4.Фактическим основанием применения мер принуждения является совершение правонарушений, а также возникновение иных нежелательных для общества и государства правовых аномалий.(кроме принудительных мер медицинского характера)

5.Применение мер принуждения осуществляется в определенной, предусмотренной законом процессуальной форме.

6.Под целью государственного принуждения понимается конечный результат, который государство стремится достигнуть при помощи применения его мер.

Виды принуждения.

Под формой или видом государственного принуждения следует понимать объединенные общностью целей, оснований, правовых последствий процедуры применения специфически обособленные группы мер принуждения, которые можно отграничивать друг от друга и классифицировать. Любому виду государственного принуждения присущи свои конкретные меры принудительного воздействия, которые в рамках своей обособленности внешне могут быть самыми разнообразными.

Виды государственного принуждения по российскому законодательству различны, что отражается в отдельных критериях его классификаци

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение.

Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

I. По предмету правового регулирования:

– конституционно правовое принуждение.

– административно-правовое принуждение.

– гражданско-правовое принуждение и так далее.

II. По органам (субъектам) применения:

– применяемые в судебном порядке.

– применяемые во внесудебном административном порядке.

III. Способы обеспечения общественного порядка и правовые последствия:

предупреждение (превенция).

Предупреждение (превенция) — это самостоятельных вид государственного принуждения, в основном присущ административному праву, и данные меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений, общественной безопасности и прав личности.

– пресечение.

Суть этой меры — прекратить налично возникшее или длящееся противоправное действие. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления.

– правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей).

Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением или иными действиями законным интересам или правам личности либо нейтрализовать эти последствия. Главное назначение этой меры принуждения — защита права, принадлежащего управомоченному лицу, восстановление его имущественных и других интересов.

юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это центральное явление права и законодательства.

Понятие и виды юридической ответственности

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.

Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими правомочиями.

Этот вид ответственности включает следующие стадии:

1) обвинение управомоченными государственными органами или должностными лицами определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

2) исследование обстоятельств дела о правонарушении;

3) принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

4) исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;

5) своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции является “состояние наказанности” (судимость – в уголовном праве, наличие взыскания – в трудовом и административном), влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве.

К штрафной, карательной ответственности относятся уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние.

На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения).

Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, в арбитраже) или отказа правонарушителя восстанавливать нарушенный правопорядок (исполнительное производство).

В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные законодательством принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о правонарушении – меры обеспечения доказательств (обыски, выемки и др.) или исполнения решения (опись имущества или его изъятие и др.

), а также меры пресечения (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др.).

Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки (их применением не исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за правонарушение); при применении санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением.

Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, суд может применить принудительные меры медицинского характера, не являющиеся ответственностью (помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа).

Правовая конфликтология

Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке – юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.

Как известно, любое общество богато разнообразными конфликтами, в том числе между не только отдельными индивидами, но и индивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву.

Чаще всего юридическая конфликтология трактуется как комплексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли. При этом выделяются конфликты, возникающие:

· на основе противоречий в правовых нормах и актах;

· вне правовой сферы, но приобретающие впоследствии юридические признаки.

Таким образом, предмет юридической конфликтологии носит двойственный характер, т.е. она имеет дело с двумя видами конфликтов, указанных выше.

Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыслах.

Юридический конфликт в узком смысле представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле – это социальный конфликт, который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется.

Юридическому конфликту присущи две главные функции:

1. отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция);

2. влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).

Принято выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:

1. глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание общих, экологических и иных факторов;

2. общесоциологические, правовые, социально-экономические и др., которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;

3. локальные, которые зависят от конкретного проявления различных факторов на уровне определенной территории или организации;

4. синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.

В настоящее время не существует единой типологии юридических конфликтов. Ее возможно осуществлять по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учреждения, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий и т.д.

Наибольшую научную разработку получила динамика юридического конфликта – его возникновение, развитие и разрешение.

Соответственно выделяют три стадии: предконфликтную; конфликтную; постконфликтную.

В каждой из стадий выделяют определенные этапы. Например, в предконфликтной стадии различают два этапа: возникновение конфликтной ситуации; возникновение конфликтного юридического отношения. При этом субъекты конфликта должны осознавать сложившуюся ситуацию именно как конфликтную.

Собственно конфликтная ситуация связана с определением структуры юридического конфликта, т.е. появлением прежде всего противоборствующих субъектов – основных участников конфликта. Субъектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты – государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муниципальные образования.

В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объектами могут быть общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование. Но объектами могут выступать и реальные ценности, ресурсы, действия, их результаты и др.

Выделяют субъективную и объективную стороны юридического конфликта.

Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта и т.д.

Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства – юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и других.

Одну из центральных частей юридической конфликтологии составляют управление конфликтами, способы их разрешения, юридические процедуры и механизмы правового разрешения и т.д. Инструментарий, используемый по управлению и разрешению юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:

· локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;

· перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;

· создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;

· юридизацию неюридических конфликтов;

· неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях достижения согласия и договоренности (например, коллективные переговоры на производстве), достижение консенсуса, принятие альтернативных решений и др.

Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование.

Под юридическим прогнозированием понимается систематическое, непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовой действительности и процессов, проводимое специальными научными учреждениями и коллективами.

Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридического отношения. Это позволяет организовать эффективную профилактику юридического конфликта.

Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, социальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь.

На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.

Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:

· совершенствование законодательства;

· укрепление правопорядка и законности;

· повышение уважения к закону и праву в целом;

· повышение престижа правовых ценностей в обществе;

· развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой культуры.



Источник: https://infopedia.su/8x110c3.html

Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Мера государственного взыскания

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.

Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.

Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Правонарушение и юридическая ответственность

Мера государственного взыскания
Доброго времени суток! С Вами Persona_grata. Сегодня речь пойдет о двух важных инструментах правового регулирования.Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.

), но не совершил их.

Как и у любого правового явления у правонарушения есть свои признаки,без которых то или иное деяние нельзя охарактеризовать как неправомерное

К ним относятся:

  1. действие или бездействие;
  2. противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. виновное поведение человека;
  4. причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом

Из приведенных признаков, выделим вину.

Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.

В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:

  1. Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
  2. Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:

При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть.

Все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени и характере общественной опасности деяния.

В случае совершения одного из видов правонарушений применяется юридическая ответственность, которая представляет собой применение в установленном порядке мер государственного принуждения к лицу за совершение правонарушения.

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

За совершение преступления наступает уголовная ответственность. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

  • дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);
  • административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);
  • гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Помимо, вышесказанного также выделяют: конституционно-правовую,материальную,международную,семейную,налоговую и процессуальную виды ответственности. Однако,нужно помнить,что самым опасным видом правонарушений являются преступления.

Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части Уголовного Кодекса РФ (ст.

15) закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

Таким образом, правонарушение и юридическая ответственность являются тесно взаимосвязаннымимежду собой инструментами правового регулирования, а именно обеспечения общественного порядка и общественной безопасности,а также защиты прав и свобод человека и гражданина.

На этом у меня все. Спасибо, что дочитали! Пишите, что вы думаете о взаимосвязи правонарушения и юридической ответственности и их функционировании. Ставьте лайки этой статье и обязательно подписывыйтесь на мой канал. Также переходите по этой ссылке, чтобы узнать про юриспруденцию побольше. https://zen.yandex.ru/media/id/5d7cfc4305fd9800ae75f934/chto-est-iurisprudenciia-5d7d62953639e600ad377192До новых встреч:)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d7cfc4305fd9800ae75f934/pravonarushenie-i-iuridicheskaia-otvetstvennost-5d87b41cbc251400ae4bc578

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера – gosekzam

Мера государственного взыскания

Понятие наказания. Отличие наказания от иных  мер уголовно-правового характера

В УК РФесть легальное определение наказания:

1) Мерагосударственного принуждения

2)Назначаемая по приговору суда

3) Лицу,признанному виновным в совершении преступления

4)Заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица

Цели:1)восстановление соц справедливости; 2)исправления осужденного; 3)предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права:

1) Законности – нет наказания без закона. Основание наказание –состав преступления.

2) Равенства – то есть пенализация – установление санкций запреступления независимо от пола, расы…

3) Вины – не допускается наказание за невиновные деяния. Наказаниеносит личный характер.

4) Справедливость – наказание должно быть соразмерным характерудеяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Нет двойногонаказания за 1 преступление.

5) Гуманизм наказания – рациональное экономия репрессий. Болеестрогое наказание ( в рамках предусмотренных санкции) возможно только, еслименее строгий вид не смоет достижения целей наказания.

Признаки наказания:

1) Наказание – мера государственного принуждения. Никакие другиеорганы, кроме государства (в лице судебной власти) не могут выносить наказание.Приговоры – «Именем Российской Федерации….»

2) Наказание – принуждение. Его назначение и осуществлениеосуществляется вопреки воле осужденного.

3) наказания – лишение или ограничение прав и свободосужденного.

       Лишение свободы –лишение свободы и арест

Ограничение свободы – ограничение свободы исодержание в дисциплинарной воинской части.

        Ограничение прав – исполнительныеработы, ограничения по военной службе.

4)Основание назначения наказание – совершение преступление, то ест наказаниеявляется следствием преступления.

5)Наказанию подвергается только то лицо, которое признано судом виновным всовершении преступления

В УК предусмотрены помимо наказаний меры уголовно-правового характера.К ним относятся:

а) Принудительные меры воспитательного воздействия

Назначаются судом взамен наказаниянесовершеннолетнему лицу, виновному в совершении преступлении небольшой и среднейтяжести

Не носяткарательного характера

Адресатом этих мер– лица в возрасте от 14 до 18 лет

Не влекут судимости

б) Принудительные меры медицинского характера.

Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра,а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре (3 типа).

Невменяемые не совершают преступления

Цель –излечение или улучшение психического состояния лица, совершившего общественноопсаное деяния, а также для предупреждения совершения  им нового опасного деяния.

ПММХопределяются судом  в отношении лиц,которые после совершения преступления «тронулись» а так же к ограниченновменяемым наркоманам и алкоголикам

Основания назначения:

1) Совершение деяния

2)Наличие псих. Расстройства, алкоголизма или наркомании

3) наличиеопасности для себя и других лиц

ПММХназначаются на неопределенный срок, который зависит от достижения целиизлечения.

Наказаниеследует отличать также от иных правовых санкций – административных,гражданских, дисциплинарных. Различие проходит по основаниям ответственности,содержанию и последствиям. Имеются также процессуальные отличия.

       Наказание следуетотличать и от так называемых мер безопасности.

Общим между двумя видами уголовно-правового воздействия является то, что они представляют собой официальную (правовую) реакцию государства на совершение уголовно наказумого деяния и применяются в рамках уголовно-процессуальной деятельности с соблюдением всех предусмотренных для нее конституционных гарантий.

Формальное различие состоит в том, что основанием для применения иных мер уголовно-правового характера может служить совершение не только преступления, но и иных общественно опасных деяний (невменяемым лицом). При этом, если применение наказаний всегда является формой реализации уголовной ответственности, иные меры уголовно-правового характера могут применяться:

как форма реализации уголовной ответственности (конфискация орудия преступления, ограничение некоторых прав);

как форма освобождения от уголовной ответственности (например, применение воспитательных мер к несовершеннолетним);

к лицам, не подлежащим уголовной ответственности (невменяемым);

В отдельных случаях иные уголовные меры могут применяться к лицам, не совершившим преступления или общественно опасного деяния (например, конфискация преступно добытого имущества у третьих лиц, которым оно было передано виновным). 

Далее, у иных мер уголовно-правового характера существуют собственные цели, которые лишь частично совпадают с целями наказания. Точкой этого совпадения является превенция (как правило, частная). В отличие от наказания, иные уголовные меры не преследуют целей воздаяния (кары) за совершенное преступление или устрашения. 

Для некоторых из них целью является также устранение последствий преступной деятельности (например, для такой меры, как конфискация преступных доходов). Целью иных уголовных мер может быть также перевоспитание и социальная защита лица (это касается принудительных мер воспитательного характера, применяемых в отношении несовершеннолетних).

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzam/bilet-10

39.Понятие и цели уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного пр

Мера государственного взыскания

39.     Понятие и цели уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Соотношение уголовного наказания с иными мерами уголовно-правового характера.

Статья 43. Понятие и цели наказания

 1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Признаки: наказание представляет собой меру государственного принуждения.

ü  Наказание м/б назначено только от имени гос-ва и в интересах всего общества;

ü  исключительным правом на назначение наказания обладает только гос-во;

ü  наказание м/б назначено лишь за то деяние, кот в соответствии с УЗ является преступлением;

ü  наказание устанавливается только УЗ;

ü  наказание носит индивидуальный характер; наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; принудительный характер наказания означает, что лицо обязано подчиниться вступившему в законную силу приговору суда, и претерпеть лишения и ограничения, связанные с применением наказания; наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод; наказание влечет за собой судимость.

Цели применения наказания:

ü  восстановление социальной справедливости.

ü  Наказание должно быть справедливым;

ü  исправление осужденного, чтобы лицо изменило свое отношение к закону, правам и свободам гр. ;

ü  предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России – УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.

); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер: понести наказание должен сам виновный, а не кто-то другой (представитель и проч.). Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.

У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер.

Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то ее хозяин может нести ответственность как владелец источника повышенной опасности, согласно гражданско-правовым и административным нормам.

5. По содержанию.

Преступление всегда влечет наказание, которое носит признак кары – это наиболее суровая мера государственного воздействия. Оно представляет собой существенное ограничение либо лишение прав и свобод граждан.

За проступки применяются меры взыскания, в основном, восстановительные и профилактические, которые не ставят похожи на возмездие.

Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д. Это компенсационный характер, иными словами, направленность на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов контрагента.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. В ТК РФ предусмотрены замечание, выговор, увольнение (расторжение трудового договора по инициативе администрации в связи с нарушением со стороны работника условий трудового договора).

В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также замечание, выговор. Эти меры в некоторых чертах походят на уголовное наказание, однако существенно отличатся тяжестью правовых последствий для виновного и носят, в основном, восстановительный либо сугубо профилактический характер.

6. По правовым последствиям.

Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Применяемые за проступки меры воздействия не влекут судимости.

            Следует отличать уголовное наказание от сходных мер государственного принуждения. Прежде всего, необходимо иметь в виду отличие наказания от других уголовно-правовых мер воздействия — воспитательного и медицинского характера.

Принудительные меры воспитательного характера согласно статье 90 УК РФ могут быть назначены вместо наказания несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К таким мерам относятся:

— предупреждение;

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 97 УК РФ могут быть назначены лицам:

— совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

— у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/39-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82-%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть