Мера процессуального принуждения это

Уголовно-процессуальное право

Мера процессуального принуждения это

Категория «процессуальное принуждение» в уголовном судопроизводстве генетически связана с категориями государственного принуждения и государственной власти. Ведь любое воздействие на субъект права со стороны государства должно основываться на нормах той или иной отрасли права.

Сущность государственного принуждения в том, что это вид социального принуждения. Оно возникает только с появлением государства, в котором образуются институты, наделенные публичной властью. Принуждение обнаруживает себя в качестве «основного свойства» государства и права.

При этом чрезмерное наделение государства и судопроизводства свойствами принуждения — признак произвола тоталитарного или авторитарного государства.

Поэтому стремление предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов должно основываться на принципе «право само не должно быть орудием для бесправия».

Сущность и особенности государственного принуждения как вида социального принуждения состоят в том, что государственное принуждение есть метод правового воздействия на общественные отношения, применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности.

Его содержание заключается в нормативно предусмотренном воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

Принуждение — это всегда внешнее воздействие на внутреннее побуждение человека через его поведение, чтобы заставить субъекта либо совершить действия, либо подчиниться определенным правоограничениям1См.: Масленникова Л.Н.

Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис…. докт. юрид. наук. М.. 2000. С. 369..

Принуждение, как правило, связано с воздействием на волю человека, содержит ограничение нрав, свобод и интересов субъектов правоотношений.

Государственное принуждение представляет собой систему с входящими в нее элементами.

Первичным элементом таковой является мера государственного принуждения, которая используется как количественная и качественная характеристика.

Под видом государственного принуждения понимается отраслевое деление принудительных мер — административные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и др.

Уголовно-процессуальное принуждение — это вид государственного принуждения, заключающийся в физическом и психическом воздействии, применяемом уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих осуществлению уголовного судопроизводства.

Необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное принуждение — это принуждение лица посредством ограничения его в основных правах. Применение уголовно-процессуального принуждения не означает отсутствия возможности у лица реализовать свои права или что лицо временно их лишается.

Обладая правами, лицо имеет возможность реализовывать их, но с существенным ограничением. Ограничение каких-либо прав в ходе применения уголовно- процессуального принуждения не исключает использования лицом иных принадлежащих ему прав, которые не ограничивались.

Лицо все также является носителем всех прав, свобод и обязанностей, которые присущи ему от рождения и приобретены им в ходе жизни, сохраняется его общий правовой статус.

Под мерами процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленным законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.

Среди признаков государственного принуждения в сфере уголовного судопроизводства выделяют как общие, характерные и для других отраслей права признаки (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфические особенности (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения и пр.).

Принуждение никогда не является самоцелью, а выступает средством, позволяющим направить принуждаемого к правомерному поведению, и в то же время средством охраны и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства.

Принуждение в уголовном процессе охватывает все виды воздействия на участников процесса. Уголовно-процессуальное принуждение включает в себя только такое воздействие на участников, которым располагает уголовно-процессуальное право и применяющие его органы государства. При этом важно осознавать, что меры процессуального принуждения не являются мерами уголовного наказания.

Применением мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве наделены исключительно государственные органы и их должностные лица: суд, следователь, дознаватель, орган дознания. За применение процессуального принуждения иными лицами, не имеющими на то право, предусмотрена юридическая ответственность.

Процесс применения любой меры процессуального принуждения проходит несколько стадии:

  1. выясняются наличие условий и оснований применения меры принуждения;
  2. на основе сопоставления цели конкретной меры принуждения и сложившейся процессуальной ситуации принимается решение о применении меры принуждения;
  3. принятое решение приводится в исполнение с соблюдением строго порядка производства;
  4. составляется документ, фиксирующий факт, ход и результаты правоограничения;
  5. мера принуждения подлежит изменению (отмене).

При этом смысл понятия «процессуальное принуждение» акцентирует внимание на вспомогательном предназначении, когда данное принуждение призвано создать предпосылки для реализации последующего этапа воздействия на правоотношения путем дальнейшего применения институтов из отраслей материального (уголовного, гражданского) права.

Реализация нормы материального права сопряжена с возможностью уклонения, противодействия и иных ненадлежащих действий субъектов правоотношений.

Для предотвращения и пресечения такого поведения предусмотрены меры, непосредственно связанные с производством по уголовному делу и применяемые для корректировки поведения широкого круга участников, а соответственно имеющие разнообразные целевые установки, правовые основания, способы нормативной регламентации, правовые гарантии.

Меры процессуального принуждения отличаются степенью и характером принуждения. Различие в характере правоограничений и вытекающая из этого дифференциация процессуальных принудительных мер в зависимости от степени ограничения прав принуждаемого субъекта определяются временными, пространственными пределами ведущегося производства по делу и участниками правоприменительной деятельности.

Понятие «степень» понимается как «мера, сравнительная величина чего-нибудь». Термин «характер» (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Таким образом, меры процессуального принуждения различаются по количественному и качественному содержанию принуждения.

Количество принуждения, ограничивающего свободу передвижения в такой мере пресечения, как заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ), значительно больше (значительнее), чем в подписке о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ).

В то же время каждая из мер процессуального принуждения отличается от других своей направленностью на ограничение какого-либо права (группы прав). В частности, при заключении лица под стражу в первую очередь ограничивается свобода передвижения. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) в своей основе является мерой психологического воздействия.

При наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) применяются правовые ограничения имущественного характера.

Различные степень и характер принуждения существуют в рамках конкретной меры принуждения. Наложение ареста на имущество может заключаться (1) только в запрете распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться имуществом, (2) в изъятии и передаче на хранение другому лицу.

Причем, если запрет на распоряжение имуществом возникает во всех случаях наложения на него ареста, то изъятие происходит не всегда. Следователь, дознаватель ставятся перед выбором: или запретить пользование имуществом, или изъять и передать арестованное имущество на хранение другому лицу.

В последнем случае наложение ареста максимально ограничивает право собственности.

Определяя ту область воздействия, через которую решаются задачи процессуального принуждения, возможно условное разграничение мер принуждения на физические и психические. Но принуждение проявляется как внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей с причинением правоограничений не только личного и организационного, но и имущественного характера.

В сфере уголовного судопроизводства существуют нормы, содержащие принудительные черты и призванные обеспечивать соблюдение прав и интересов в уголовном процессе посредством достижения своих индивидуальных целей.

В связи с этим меры уголовно-процессуального принуждения можно представить в виде мер защиты, превентивных мер и мер уголовно-процессуальной ответственности.

Такое представление оправданно, так как акцентирует внимание на объект воздействия — личность, его внутренний мир и его действия во внешнем мире.

В разделе IV УПК РФ представлена так называемая трехзвенная система мер процессуального принуждения, включающая:

  1. задержание подозреваемого:
  2. меры пресечения:
  3. иные меры процессуального принуждения.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne28.htm

Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

Мера процессуального принуждения это

Меры уголовно-процессуального принуждения — меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что: применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер. Виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения;

иные меры процессуального принуждения.

7.2. Основания и порядок задержания и освобождения подозреваемого

Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.

Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.

Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: — когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; — когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; — когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: — фактическое задержание и личный обыск; — составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); — уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); — допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

— уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

7.3. Меры пресечения: понятие, основания, виды

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.

В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: — подписка о невыезде; — личное поручительство; — наблюдение командования воинской части; — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; — залог; — домашний арест; — заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: — скроется от дознания, предварительного следствия или суда; — может продолжать заниматься преступной деятельностью; — может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: — несовершеннолетие (ст. 105 УПК); — отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); — наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);

— тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

7.4. Заключение под стражу

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания: — обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; — невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения; — обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения: Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.) Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Принятие судьей решения: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.

7.5. Иные меры процессуального принуждения

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: — применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; — применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; — применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: — применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; — применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnyj-process/nauka/tema-7-mery-ugolovno-processualnogo-prinuzhdeniya.html

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе

Мера процессуального принуждения это

Уголовно-процессуальным правом предусмотрена возможность применения государственного принуждения к гражданам, не исполняющим требования закона. Также возможны другие предупреждения такого неисполнения.

Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.

Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.

Определение понятия

Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.

Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:

  1. Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
  2. Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
  3. Имеют особенное содержание и характер.
  4. Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.

Общие основания и предел применения мер процессуального принуждения — это необходимость достижения целей правосудия, обеспечения соответствующего порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.

Общие условия применения процессуального принуждения:

  1. Возбужденное уголовное дело.
  2. Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
  3. Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.

Виды мер процессуального принуждения

Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:

  1. Подписка о невыезде.
  2. Личное поручительство.
  3. Наблюдение командования воинской части.
  4. Присмотр за несовершеннолетним.
  5. Залог.
  6. Домашний арест.
  7. Заключение под стражу.

Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.

Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.

Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.

Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток. В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.

Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.

Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением. Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.

Отличие мер пресечения от других мер принуждения

Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

  1. Субъектах, в отношении которых они применяются. Другие меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении обвиняемого, подозреваемого и других лиц, что участвуют в уголовном расследовании. Другие меры процессуального принуждения могут быть использованы не только по отношению к физическим, но и к юридическим лицам.
  2. Ценностях, что подвергаются ограничению. В соответствии с общими правилами, которые действуют и в 2020 году меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционный прав и свобод личности, к примеру, право на свободу и неприкосновенность.
  3. В порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодательством предусмотрена особая процессуальная форма, включая основания, условия, порядок избрания, изменения либо отмены. Для других мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена.

Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Для этого должно быть одно из таких оснований:

  1. Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
  2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.

Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.

В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Протокол задержания

После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.

В протоколе следует указать все необходимые данные:

  1. Год, число, месяц, день, время и место его составления.
  2. Основания и мотивы задержания подозреваемого.
  3. Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
  4. Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.

О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.

Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.

Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.

Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.

В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.

Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.

В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.

Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.

Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.

Таким образом, задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения применяется для выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению, а также для решения вопроса относительно применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Это возможно только по возбужденному уголовному делу.

Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.

Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц. Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/mery-processualnogo-prinuzhdeniya-v-ugolovnom-processe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть