Меры физического воздействия

К вопросу о «физическом воздействии»

Меры физического воздействия

Н.С.

Хрущов: «Таким образом, самые грубые нарушения социалистической законности, пытки и истязания, приводившие, как это было показано выше, к оговорам и самооговорам невинных людей, были санкционированы Сталиным от имени ЦК ВКП(б)»
Разоблачая «культ личности» на XX съезде КПСС, среди прочего Никита Сергеевич упомянул и о таком возмутительном факте:

Когда волна массовых репрессий в 1939 году начала ослабевать, когда руководители местных партийных организаций начал ставить в вину работникам НКВД применение физического воздействия к арестованным, — Сталин направил 10 января 1939 года шифрованную телеграмму секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам Управлений НКВД. В этой телеграмме говорилось: «ЦК ВКП(б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП(б)… Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата и притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманна в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦК ВКП(б) считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод». Таким образом, самые грубые нарушения социалистической законности, пытки и истязания, приводившие, как это было показано выше, к оговорам и самооговорам невинных людей, были санкционированы Сталиным от имени ЦК ВКП(б)

(О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза // Известия ЦК КПСС. 1989. №3. С.145).

В отличие от делегатов XX съезда, сегодня мы знаем, что верить на слово Хрущёву нельзя — многие из его «разоблачений» на поверку оказались откровенным враньём и клеветой. Однако в данном случае, на первый взгляд, факт подтвердился — телеграмма опубликована со ссылкой на Архив Президента РФ:

10.01.1939 26/ш Шифром ЦК ВКП(б) Секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам УНКВД ЦК ВКП стало известно, что секретари обкомов — крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным как нечто преступное.

ЦК ВКП разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП.

При этом было указано, что физическое воздействие допускается как исключение, и притом в отношении лишь таких явных врагов народа, которые, используя гуманный метод допроса, нагло отказываются выдать заговорщиков, месяцами не дают показаний, стараются затормозить разоблачение оставшихся на воле заговорщиков, — следовательно, продолжают борьбу с Советской властью также и в тюрьме. Опыт показал, что такая установка дала свои результаты, намного ускорив дело разоблачения врагов народа. Правда, впоследствии на практике метод физического воздействия был загажен мерзавцами Заковским, Литвиным, Успенским и другими, ибо они превратили его из исключения в правило и стали применять его к случайно арестованным честным людям, за что они понесли должную кару. Но этим нисколько не опорочивается сам метод, поскольку он правильно применяется на практике. Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата, и притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманной в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод. ЦК ВКП требует от секретарей обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартии, чтобы они при проверке работников НКВД руководствовались настоящим разъяснением. Секретарь ЦК ВКП(б) И.СТАЛИН АП РФ. Ф.3. Оп.58. Д.6. Л.145–146. Подлинник. Машинопись

(Лубянка. Сталин и НКВД–НКГБ–ГУКР «Смерш». 1939 — март 1946 / Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. М., 2006. С.14–15).

Однако прежде чем каяться, обильно посыпая голову пеплом, имеет смысл обратить внимание на целый ряд странностей и несообразностей приведённого документа. Вначале замечания по форме. «Телеграмма» напечатана не на бланке, а на обычных листках бумаги. На ней нет подписи — ни сталинской, ни чьей бы то ни было. Впрочем, публикаторы «документа» утверждают, будто слова «заядлых» и «заклятых» вписаны сталинской рукой (Там же. С.15), однако не приводят этому никаких доказательств. Также совершенно непонятно, на каком основании делопроизводитель 1956 года оставил пометки на секретном архивном документе 1939 года. Ещё более существенны замечания по содержанию. В тексте «телеграммы» упомянуты фамилии трёх «мерзавцев», «загадивших» метод физического воздействия и понёсших за это «должную кару» — Заковский, Литвин и Успенский. И действительно, комиссар госбезопасности 1-го ранга Л.М. Заковский был арестован 30 апреля 1938 года и расстрелян 29 августа того же года (Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934–1941: Справочник. М., 1999. С.199). Однако комиссар госбезопасности 3-го ранга М.И. Литвин репрессиям не подвергался — 12 ноября 1938 года он покончил жизнь самоубийством:

После дневного телефонного разговора с Ежовым Литвин вечером должен был выехать в Москву. За час до отхода поезда застрелился у себя на квартире. Этот факт в НКВД пытались скрыть: Литвин был похоронен тайно.
(Там же. С.273).

Считать самоубийство «должной карой» будет явной натяжкой. Тут скорее просится на язык формулировка «ушёл от справедливого возмездия». Но это ещё «цветочки». Куда интересней ситуация с третьим персонажем. Нарком внутренних дел УССР комиссар госбезопасности 3-го ранга А.И. Успенский 14 ноября 1938 года бежал из Киева и скрылся, оставив в служебном кабинете записку: «Труп ищите в Днепре». Был объявлен во всесоюзный розыск. Ориентировка для его задержания была направлена в территориальные, транспортные органы и пограничные отряды НКВД. «Должную кару» Успенский в конце концов всё-таки получил: 15 апреля 1939 года он был задержан в г. Миассе Челябинской области, 27 января 1940 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания и на следующий день расстрелян (Там же. С.416–417). Однако на 10 января 1939 года — дату «телеграммы» — бывший чекист всё ещё находился в бегах. Будь «телеграмма» подлинной, Сталину не составило бы труда указать в её тексте фамилии именно тех высокопоставленных сотрудников НКВД, которые действительно были осуждёны и расстреляны за перегибы в следственной работе. А то несолидно получается. Если самоубийство Литвина с большой натяжкой ещё можно трактовать как «должную кару», то Успенский всё ещё на свободе. И вполне может удрать за кордон, как это сделал семь месяцев назад начальник УНКВД Дальневосточного края комиссар госбезопасности 3-го ранга Г.С. Люшков, бежавший 13 июня 1938 года в оккупированную японцами Маньчжурию (Там же. С.281). Вот будет позорище! Зато если «телеграмма» состряпана в 1956 году, всё встает на свои места. Какая разница, был Литвин расстрелян или покончил самоубийством? Какая разница, когда именно был пойман Успенский? Двадцать лет прошло, кто помнит подробности? На таких вот «мелочах» и проваливаются те, кто фабрикует фальшивые документы.

Ещё пара замечаний. В «телеграмме» говорится, что «применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП». Увы, такое «разрешение» нигде не найдено.

Опять же, если применение физического воздействия к подследственным санкционировано ЦК ВКП(б), то и отменить это разрешение может только ЦК. Однако никаких постановлений ЦК об отмене пыток нам не известно. Защитники версии о подлинности «телеграммы» указывают на ряд документов, опубликованных в том же сборнике «Лубянка. Сталин и НКВД–НКГБ–ГУКР “Смерш”», в которых эта телеграмма упомянута. Однако давайте посмотрим эти документы:

«26 января 1939 г. №58лсс Совершенно секретно ЦК ВКП(б) — товарищу СТАЛИНУ И.В. Прошу разрешить ознакомить работников центрального аппарата Прокуратуры СССР, осуществляющих надзор за следствием по делам НКВД, с содержанием шифртелеграммы ЦК ВКП(б) от 10 января с.г.

, адресованной секретарям Крайкомов и Обкомов ВКП(б), ЦК нацкомпартий, НКВД Союзных и автономных республик и УНКВД краёв и областей.

Одновременно прошу разрешить секретарям Крайкомов, Обкомов ВКП(б) и ЦК нацкомпартий ознакомить с содержанием названной шифртелеграммы местных прокурорских работников, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД. А. ВЫШИНСКИЙ

(Лубянка. Сталин и НКВД–НКГБ–ГУКР «Смерш»… С.19)

Ни слова о содержании самой шифртелеграммы. Следующий документ:

27 января 1939 г. Сов. секретно Шифром Копия Секретарям Обкомов, Крайкомов, ЦК нацкомпартий Ознакомьте местных прокурорских работников, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД, с содержанием шифртелеграммы ЦК ВКП(б) от 10 января с.г. за №26/ш о методах следствия. №83/ш Секретарь ЦК И. СТАЛИН

(Там же. С.20).

И опять о содержании самой шифртелеграммы ни слова. Как и в аналогичной записке Сталина от 14 февраля 1939 года, где предписывается ознакомить с её содержанием председателей областных, краевых и республиканских судов (Там же. С.24). Таким образом, достаточно было всего лишь заменить исходный текст шифртелеграммы от 10 января 1939 года поддельным, вписав туда пассажи о допустимости физического воздействия, и всё в порядке. Наконец, непонятен сам смысл написания данного «документа». Упомянутые в тексте «буржуазные разведки» (или, например, современная российская полиция) действительно нередко применяют в своей практике физическое воздействие. Однако никаких официальных письменных разрешений на подобные меры, да ещё и подписанных первыми лицами страны, при этом не требуют. Зато скомпрометировать такая вот телеграмма, да ещё и разосланная по всем обкомам, может запросто. Создаётся впечатление, будто Сталин решил заранее облегчить жизнь будущим десталинизаторам, дав им повод вдоволь позавывать о зверствах «кровавого тоталитарного режима». Игорь Пыхалов

Источник

Источник: http://www.great-country.ru/rubrika_myths/reprisal/00040.html

Применение спецсредств сотрудниками полиции

Меры физического воздействия

На вооружении полиции находится ряд материальных объектов.

В соответствие с Законом «О полиции» сотрудники правоохранительных органов могут использовать их для защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества частных лиц и организаций.

Называются такие материальные объекты «специальные средства». Кроме знакомых всем «дубинок», электрошокеров, слезоточивого газа и наручников, к ним относятся автомобили спецназначения и многое другое.

Что считается специальным средством МВД России?

В соответствие с Законом «О полиции» (статья 21) к спецсредствам относятся:

  • газовые средства (см. пункты 1-5, а также 7 и 8 ч.1);
  • электрошокеры (появились в 1999 г) и светошокеры (применяются так же, как и газовые средства);
  • дубинки (см. пункты 1+5, а также 7, 8, 11 ч.1);
  • средства, которые ограничивают подвижность, если их нет, в качестве спецсредств выступают подручные, которыми можно связать преступника;
  • окрашивающие и маркирующие средства специального назначения (см. пп. 10,11 ч.1);
  • средства принудительной остановки транспорта (пп. 9,11 ч.1);
  • сковывающие движения средства (пп. 1-5 ч.1);
  • водометы (пп. 7, 8, 11 ч.1);
  • средства, разрушающие преграды (пп. 5, 7 ч.1);
  • средства, блокирующие движения групп людей, защищающие охраняемые объекты (п. 1 ч.1);
  • бронемашины, средства световые и акустические (пп. 5, 7, 8, 11 ч.1).

Также к спецсредствам относятся служебные животные. Их использование регламентируется пунктами 1-7, 10, 11 ч.1 Закона «О полиции».

Кто дает разрешение на использование?

Право применения стражами порядка огнестрельного оружия и спецсредств предусмотрено конституционными и федеральными законами. Особого разрешения от вышестоящего начальника не требуется.

Основание для применения спецсредств:

  • неэффективность несилового воздействия;
  • риск жизни и здоровью граждан;
  • угроза свободе граждан РФ и иностранных государств;
  • дестабилизация обстановки;
  • противодействие преступности;
  • охрана общественного правопорядка;
  • обеспечение общественной безопасности.

СПРАВКА! Разрешение на применение водометов и бронемашин дает руководитель территориального отделения полиции с последующим уведомление в течение 24 часов прокурора.

Особенности использования

Особенности применения спецсредств, а также огнестрельного оружия и физической силы подробно описаны в главе 5 статьи 19 Закона «О полиции».

Страж порядка обязан сообщить лицу, против которого собирается применить физическую силу, огнестрельное оружие или спецсредство, что:

  • он работает в полиции;
  • предложить сдаться добровольно;
  • предупредить, что будет стрелять или выполнять иные действия, например, применять слезоточивый газ.

Сотрудник полиции имеет право не выполнять вышеописанные действия, если существует прямая угроза жизни и здоровью – его или задерживаемого гражданина.

Страж порядка при задержании особо опасного преступника действует по собственному плану, при этом старается нанести гражданину минимальный вред.

В случае телесных повреждений или огнестрельных ранений, которые появились в момент задержания:

  • гражданину оказывается первая медицинская помощь;
  • ставятся в известность о произошедшем его родственники (в течение 24 часов);
  • сообщается непосредственному начальнику о применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, а также в случае нанесения вреда здоровью или материального вреда и в течение 24 часов представляется рапорт;
  • если задерживаемый скончался от ран или получил огнестрельное ранение, в известность ставится прокурор (в течение 24 часов);
  • место задержания сохраняется в первоначальном виде – сотрудник полиции должен обеспечить его полную изоляцию и не допускать на изолированную территорию посторонних.

Чем вооружен полицейский?

Рядовой страж порядка носит на поясе дубинку и наручники, в кобуре пистолет, также возможно средство со слезоточивым газом. Этого достаточно для поддержания порядка на улицах населенного пункта.

Полный набор описанных спецсредств, а также автомобильная техника и служебные собаки требуются при проведении крупномасштабных операций:

  • по освобождению заложников;
  • локализации массовых беспорядков;
  • захвату особо опасных преступников.

Немного о слезоточивом газе

Это химическое оружие не летального действия, призванное защитить стражей правопорядка от разгневанной толпы во время массовых беспорядков. Слезоточивые спецсредства, находящиеся у полиции:

  • газовые шашки;
  • аэрозольные баллоны;
  • ручные гранаты, в том числе комбинированного действия (светозвуковые с резиновой шрапнелью, заполненной ирритантом);
  • контейнеры в патронах для отстрела сигнальными пистолетами и спецкарабинами.

Обобщенное название «Черемуха» и «Сирень» с цифровой маркировкой.

Слезоточивый газ применяется:

  • при задержании – гражданина, который может оказать вооруженное сопротивление либо был застигнут органами правопорядка на месте преступления и предпринял попытку к бегству;
  • для пресечения – оказываемого правонарушителем сотруднику полиции сопротивления, уголовного или административного правонарушения, массовых беспорядков;
  • для отражения атаки – если правонарушитель решил напасть на полицейского;
  • для освобождения заложников.

Когда могут применить наручники?

Моменты, при которых целесообразно применять наручные браслеты, подробно описаны в Законе «О полиции». Это:

  • сопротивление гражданина стражам правопорядка при задержании или попытке к бегству;
  • доставка правонарушителя в пункт временного содержания;
  • конвоирование осужденного.

Основная цель такого спецсредства – ограничение действий преступника и недопущение травмирования полицейского.

Важно.Запрещено применять наручники в отношении детей до 14 лет, инвалидов, беременных женщин.

Нюансы пользования специальных средств

Спецсредства применяются сотрудниками полиции в следующих случаях:

  • задержание злоумышленника, застигнутого на месте преступления и при его дальнейшей попытке к бегству;
  • сопротивление сотруднику полиции;
  • задержание вооруженного злоумышленника при попытке оказать вооруженное сопротивление;
  • освобождение заложников;
  • пресечение массовых беспорядков, блокирование вооруженных группировок граждан;
  • остановка транспортного средства, если водитель не реагирует на приказ свернуть на обочину;
  • защита охраняемых объектов;
  • конвоирование и охрана преступников;
  • доставление в пункт полиции задержанных;
  • пресечение попытки побега;
  • пресечение попытки задержанного нанести вред себе или окружающим;
  • отражение нападения;
  • пресечение правонарушений или уголовных преступлений и выявление лиц, их совершивших.

Запрещено:

  • бить гражданина дубинкой по голове, шее, в область сердца, по ключицам, животу, половым органам;
  • использовать водометы при температуре ниже 0°;
  • применять средства остановки к транспорту, который перевозит пассажиров, граждан зарубежных дипмиссий, двухколесным средствам передвижения (мопеды, скутеры, мотоциклы), на участках с ограниченной видимость и на горных дорогах, на ж/д переездах, мостах, эстакадах, в тоннелях, на путепроводах.

Светозвуковое оружие и другая техника

Назначение светозвуковых средств – оказание на противника психофизического воздействия (оглушение и ослепление). На вооружении полиции находятся:

  • кассетные ручные многоэлементные гранаты «Факел» и «Факел-Салон»;
  • спецустройства типа «Гном» и «Туча» – укомплектованы 6 светозвуковыми и 6 дымовыми кассетами;
  • стационарная светозвуковая граната «Пламя» ограниченного действия (радиус не более 2,5 м) и ее ручной аналог «Заря-2» для применения на открытой местности;
  • ручные безосколочные гранаты ГС3-ШТ – воздействуют на противника тремя разными способами:
  • ослепляют, оглушают, поражают резиновой шрапнелью, модификация ГС3-Т без шрапнели;
  • гранатометные выстрелы – сочетают в себе несколько видов воздействия: свето-звуковое + ударно-шоковое или раздражающее, или маркирующее; ударно-шоковое + маркирующее; ударно-шоковое + раздражающее.

Список светозвуковых спецсредств, находящихся на вооружении полиции, намного шире. Ежегодно разрабатываются новые модели гранат комплексного воздействия и разной силы, при этом учитывается максимальная безопасная сила звука (до 172 дБ) и света (до 60 млн кд).

На балансе полиции находится специализированная автомобильная техника:

  • БМП (боевая машина пехоты);
  • БТР-60ПБ, БТР-80 и другие (бронетранспортер);
  • БМД-1 (боевая машина десанта);
  • БРДМ-2 (боевая разведывательная дозорная машина);
  • полицейские легковые автомобили.

Служебные собаки и химическое вооружение

Это не привычные для всех домашние питомцы. На службе в полиции работают следующие породы собак:

  • лабрадоры;
  • доберманы;
  • ротвейлеры;
  • немецкие овчарки.

Последние превалируют, потому что отличаются выдержкой и спокойствием, легко обучаются, послушны. Их чаще всего используют для поиска наркотических веществ.

Служебные собаки обучаются по нескольким направлениям:

  • Патрульно-постовая служба. Собаки-ппсники сопровождают полицейские наряды, значительно увеличивая эффективность их работы.
  • Охрана порядка.
  • Поиск и обнаружение взрывчатки.
  • Поиск и обнаружение наркотиков.
  • Розыск преступников по запаху.

Служебные собаки – верные помощники полицейского, с которым работают. Они:

  • помогают задержать преступника;
  • пойманного нарушителя удерживают до прибытия подмоги;
  • становятся между преступником и полицейским, защищая и принимая удар на себя;
  • участвуют в погоне за правонарушителем.

Основные черты характера служебных собак – недоверие к незнакомым, контролируемая хозяином агрессия, отличные охранные качества, отвага, высокая способность к дрессировке.

Химсредства – отдельный раздел специальных средств. Сюда относятся вещества:

  • люминесцирующие – ими помечают деньги или документы, видны в УФ-лучах, применяются для выявления взяток и вымогательств, могут использоваться и в химловушках;
  • радиоизотопные – в XXI веке не применяются, ранее использовались для пометки грузов и объектов для последующего слежения за ними;
  • запаховые – при попадании на одежду преступника усиливают его естественный запах, облегчая служебным собакам поиск;
  • красящие – используются в химловушках, очень стойкие, при попытке смыть с тела становятся только ярче.

Список химических средств, используемых в полиции:

  • красящие – фенолфталеин, тетрациклин, спецчернила, раствор риванола;
  • люминесцентные карандаши.

Какие еще есть спецсредства?

Сюда относится огнестрельное оружие. По закону сотрудники имеют право применять его в следующих случаях:

  • попытка захвата охраняемого объекта;
  • освобождение заложников;
  • задержание человека, совершившего тяжкое преступление, но при условии, что иных способов справиться с ним нет;
  • задержание лица, вооруженного холодным или огнестрельным оружием при отказе сдать или выбросить его;
  • пресечение попыток побега задержанного или конвоируемого;
  • самозащита или защита граждан от нападения, которое неминуемо влечет причинение тяжкого вреда здоровью или несет угрозу жизни;
  • защита оружия, транспорта, техники, находящейся в ведении полиции.

Работа полицейского опасна и сложна. Для ее облегчения, а также для обеспечения возможности стража порядка эффективно защищаться, используется широкий спектр средств специального назначения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/primenenie-specsredstv-sotrudnikami-policii-5d1e0b53cc20a700ae5103d3

Читать Шпаргалка по административному праву онлайн (полностью и бесплатно) страница 12

Меры физического воздействия

Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицами; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Виды государственного принуждения: административное принуждение; уголовное принуждение; гражданско-правовое принуждение; дисциплинарное принуждение.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, грудовому, административному праву.

Цели административного принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.

Виды мер административного принуждения

1. По характеру и специфике правонарушения:

– меры психического воздействия;

– меры физического воздействия;

– меры материального (имущественного) воздействия;

– меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:

– применяемые индивидуальными субъектами;

– применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:

– основанные на законах;

– основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:

– применяемые в административном (внесудебном) порядке;

– применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:

– основанные на правонарушениях;

– основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия:

– внутриорганизационные меры;

– внешневластные меры.

7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:

– меры административного предупреждения;

– меры административного пресечения;

– меры административно-процессуального обеспечения;

– административные правовосстановительные меры (меры защиты);

– меры административного наказания.

34. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

– административным правонарушением является деяние: действие или бездействие;

– деяние является противоправным, т. е. нарушает установленные в государстве нормы поведения;

– деяние должно быть виновным;

– за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его:

– субъект;

– субъективную сторону;

– объект;

– объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

35. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть:

– психологическими;

– имущественными;

– организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовос-становительную.

Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Структура административной ответственности:

1) основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);

2) субъекты ответственности;

3) условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;

4) меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;

5) административное производство.

Источник: https://mir-knig.com/read_232243-12

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.