Меры правового воздействия

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав

Меры правового воздействия

Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридиче- ские средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно упра- вомоченным лицом как стороной в гражданском относительном правоотношении без обращения за защитой права к компетентным государ- ственным органам. Выделение мер оперативного воздействия в качестве самостоятель- ной классификационной группы мер защиты гражданских прав опира- ется на особые юридические свойства и признаки, присущие им. Ме- ры оперативного воздействия, как и меры самозащиты, реализуются односторонними действиями самих управомоченных лиц. Однако они существенно различаются.

Во-первых, меры самозащиты направлены на защиту определенной группы абсолютных имущественных прав и на защиту таких нематери- альных благ, как жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и свобо- да передвижения. Меры оперативного воздействия используются только для защиты относительных имущественных гражданских прав.

Во-вторых, фактические действия по самозащите гражданских прав не преследуют юридических целей, т.е. не являются сделками. Они могут породить, как было показано выше, при соответствующих об- стоятельствах только обязательства из причинения вреда.

В отличие от фактических действий по самозащите гражданских прав действия по применению мер оперативного воздействия всегда являются од- носторонними сделками.

Их применение в обязательном порядке вле- чет соответствующее изменение прав и обязанностей в относитель- ных гражданских правоотношениях, участниками которых являются субъекты, применяющие меры оперативного воздействия, и субъек- ты, по отношению к которым они применяются.

Основные особенности мер оперативного воздействия следующие. Во-первых, названные меры являются мерами правоохранительны-ми.

Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь тогда, ко- гда обязанная сторона допустила те или иные нарушения, например: не выполнила обязательства в установленный срок, уклоняется от вы- полнения тех или иных действий, систематически задерживает плате- жи и т.п. Иначе говоря, меры оперативного характера применяются управомоченным лицом только при наличии основания, предусмот-

ренного законом или договором.

Поэтому односторонние действия управомоченных субъектов, не связанные с нарушением обязанностей его контрагентов по относи- тельному правоотношению, нельзя относить к мерам оперативного воздействия, несмотря на их большое внешнее сходство. Например, 

в силу этого нельзя признать мерой оперативного воздействия преду- смотренное ст.

717 ГК право заказчика отказаться в любое время без объяснения причин от исполнения договора до сдачи ему результата работы с уплатой подрядчику части установленной цены пропорцио- нально части работы, выполненной до получения извещения об отка- зе заказчика от исполнения договора.

Во-вторых, меры оперативного воздействия призваны осуществ- лять пресекательные и превентивные функции. Применение их упра- вомоченным субъектом устраняет возможность возникновения у него убытков в будущем. Так, например, отказ от договора поставки товара в случае систематической просрочки поставки предотвращает убытки, которые могли бы возникнуть у покупателя в связи с утратой рынком интереса к этому товару.

В-третьих, особенность мер оперативного воздействия состоит в том, что их применение носит односторонний характер.

Они применяются к правонарушителю непосредственно самим управомоченным субъек- том без обращения к государственным юрисдикционным органам. По- этому они и именуются мерами оперативного характера.

Во всех случаях меры оперативного воздействия применяются управомоченным субъ- ектом в качестве стороны относительного правоотношения.

В-четвертых, односторонний характер мер оперативного воздействия определяет и особый характер гарантий их правильного применения.

Это предполагает в первую очередь точное описание в законе или в до- говоре содержания каждой меры оперативного воздействия и условий их применения.

Также требуется точное описание прав субъектов, по отношению к которым применяются меры оперативного характера.

В-пятых, главная функция рассматриваемых мер состоит в обеспе- чении, стимулировании надлежащего исполнения обязанностей участ- никами гражданского оборота.

Любая мера оперативного воздействия, оставаясь средством защиты интересов управомоченного субъекта, по своей сути выступает в качестве иного способаобеспечениянадлежаще- го исполнения обязательств, помимо тех, которые указаны в ст. 329 ГК.

Например, право продавца товара на приостановку передачи товаров, предусмотренное п. 5 ст. 486 ГК, имеет своей целью обеспечение ис- полнения обязательства покупателя по полной оплате всех ранее пе- реданных товаров.

В-шестых, применение мер оперативного воздействия не может вы- звать появление на стороне правонарушителя юридически обязатель- ных обременительных имущественных последствий; оно может вы- звать лишь юридически необязательные имущественные потери. Так, 

в результате отказа покупателя от договора поставки по причине не- доброкачественности купленного товара у поставщика могут возник- нуть большие убытки, связанные с возвратом оплаты за товар, с не- обходимостью дополнительных складских и транспортных расходов и т.п. Но эти убытки не носят для правонарушителя характер юриди- чески обязательных и не вытекают из содержания такой меры опера- тивного воздействия, как отказ от договора.

Меры оперативного воздействия разнообразны и подразделяются на три вида.

Первый вид – это меры оперативного воздействия, связанные с ис- полнением обязательств за счет должника. Общая норма, касающаяся данного вида мер оперативного воздействия, установлена в ст. 397 ГК.

Согласно ей, если должник не исполняет обязательства по изготовле- нию и передаче вещи в собственность, либо по передаче вещи в поль- зование кредитору, либо по выполнению для него определенной ра- боты или по оказанию ему услуги, кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами и потребовать от должника возме- щения понесенных необходимых расходов и других убытков.

В нормах, касающихся отдельных видов обязательств, содержание и условия применения указанных мер оперативного воздействия кон- кретизируются. Так, если во время выполнения работы станет очевид- ным, что она будет выполнена ненадлежащим образом, заказчик впра- ве назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков.

При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требова- ния заказчик вправе поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика (п. 3 ст. 715 ГК).

Второйвид – это меры оперативного воздействия, связанные с обес- печением встречного удовлетворения.

Целью данных мер является либо понуждение неисправного контрагента к предоставлению встречно- го удовлетворения, либо обеспечение возможности кредитора полу- чить удовлетворение за счет имущества должника, находящегося во владении кредитора.

Функционирование указанной группы мер опе- ративного воздействия опирается на два принципиальных предписа- ния действующего законодательства.

Первое из них гласит, что в случае непредставления обязанной сторо- ной обусловленного договором исполнения либо наличия обстоятельств, 

очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет про- изведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное ис- полнение, вправе приостановитьисполнение своего обязательства.

Сторо- на, на которой лежит встречное исполнение, также вправе приостановить исполнение своего обязательства, если обусловленное договором испол- нение обязательства произведено не в полном объеме (п. 2 ст. 328 ГК). Данное общее положение конкретизируется в многочисленных нормах, регламентирующих отдельные виды обязательства.

Так, в случаях, когда продавец по договору купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной опла- ты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (п. 5 ст.

486 ГК).

Второе принципиальное положение сформулировано в ст. 359 ГК.

В соответствии с ним кредитор, у которого находится вещь, подлежа- щая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательст- во не будет исполнено. Это положение тоже конкретизируется в мно- гочисленных нормах. Так, подрядчику предоставляется право на удер- жание результата работ (ст. 712 ГК); комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче комитенту. Данные права направлены на обеспечение прав подрядчика и комиссионера по их денежным требованиям к контрагентам по обязательствам.

Третий вид – это меры оперативного воздействия, связанные с отказом от совершения определенных действий в интересах неисправного контрагента (меры отказного характера). К ним относятся:

а) отказ от договора;б) отказ от принятия ненадлежащего исполнения; в) отказ во встречном удовлетворении. Отказ от договора как мера оперативного воздействия направлен на прекращение обязательства между управомоченным субъектом и его не- исправным контрагентом и приравнивается законом к одностороннему отказу от исполнения договора (п. 3 ст. 450 ГК). Так, если продавец от- казывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (п. 1 ст. 463 ГК).

Отказ от принятия ненадлежащего исполнения и отказ во встреч- ном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства существенно отличаются от отказа от договора. Их примене

ние не влечет прекращения относительного правоотношения между управомоченным субъектом и лицом, по отношению к которому они применяются. Они возможны, например, в случае передачи продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору. Если это произойдет, покупатель впра- ве отказаться от их принятия и оплаты (п. 1 ст. 468 ГК).
 

Источник: https://pravobez.ru/articles/mery-operativnogo-vozdeystviya-na-narushitelya-grazhdanskih-prav.html

Какие есть меры административного воздействия?

Меры правового воздействия

Добрый день. Какие есть меры административного воздействия?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Меры административного воздействия — это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. Административное воздействие реализуется посредством мер убеждения (разъяснения, предупреждения и так далее) и принуждения. Принуждение реализуется через меры пресечения и наказания. согласно ст.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод; 10) временный запрет деятельности; (п. 10 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст.3.2 Кодекса об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов,

управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/kakie-est-mery-administrativnogo-vozdejstviya/

Способы правового воздействия

Меры правового воздействия

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание).

Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов правового воздействия выделяют следующие.

Применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).

Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

Предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

Стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

Юридическое дозволение.

Именно этому элементу правового регулирования в российском обществе в современных условиях придается все большее значение.

Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, предоставительное предназначение: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются в субъективных правах на собственное активное поведение.

Следовательно, дозволение в праве — это субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плюса»; момент усмотрения; мера юридических возможностей).

В то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес.

Юридические дозволения должны быть выражены в законе, в других нормативных актах. При этом они опосредуются действующим правом по-разному.

Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм — управомочивающих.

Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм (таково, например, дозволение на заключение любых сделок между гражданами, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия совершения сделок и они не противоречат принципам права, его началам, духу).

Особенность именно юридических дозволений — их содержание очерчивается четкими границами, рамками, отделяющими юридическое дозволение от произвольных действий. И еще один момент.

Дозволение, если оно выражено в праве и вследствие этого получило строгие границы, все равно является самой общей юридической формой: оно свидетельствует лишь о разрешенности, допустимости соответствующего поведения.

Юридическое запрещение.

Это необходимое, важное юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений, всего общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения.

Во многих случаях запрещения представляют собой переведенные на юридический язык и оснащенные юридической санкцией моральные запреты (таковы, как правило, юридические запреты в области личных взаимоотношений граждан, неприкосновенности личности, за нарушение которых установлена уголовная и административная ответственность). Вместе с тем есть немало юридических запретов, непосредственно выражающих организационную деятельность государства в сферах государственного управления, охраны окружающей среды и ряде других.

Для юридических запретов, как и для запретов вообще, характерна закрепительная, фиксирующая функция: они призваны утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. И потому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т. е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий известного рода.

Таким образом, запрет в праве — юридическая обязанность.

И с этой стороны для запретов в принципе характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще (принципиальная однозначность, императивная категоричность, непререкаемость, обеспечение действенными юридическими механизмами).

Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выраженное в пассивном характере поведения, т. с. в бездействии тех или иных лиц в данном отношении, ставит запрет в особое положение.

Это и предопределяет особенности многих юридических средств и механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь юридические запреты, в частности их юридическое опосредование в запрещающих нормах, их гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, их реализацию в особой форме — в форме соблюдения.

Для юридических запретов характерно наличие момента требования: существование юридического запрета всегда предполагает, что есть лица, которые вправе потребовать его соблюдения, Такой же момент требования свойствен и соответствующим юридическим обязанностям.

Запреты в праве, отличающиеся юридической общеобязательностью, как бы заряжены юридической ответственностью — уголовной, административной, гражданской.

Законодатель для придания юридическому запрету большей силы и категоричности нередко вводит более жесткие санкции, в частности устанавливает вместо административной ответственности уголовную.

Позитивное обязывание.

В позитивных обязываниях, являющихся одним из средств правового регулирования, выражена преимущественно его активно действенная, принудительно обязывающая сторона.

Путем юридических обязываний регламентируются в основном финансовая деятельность, мероприятия по охране окружающей среды, по технике безопасности, по обеспечению всеобщего образования и т.д.

Вместе с тем надо не упускать из поля зрения негативную сторону позитивных обязываний, на которых строится административно командное, авторитарное управление.

Для позитивных обязываний характерно своего рода новое обременение: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или совершили бы не в том объеме.

Этот способ регулирования с юридической стороны выражается в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, т.е. в обязанностях построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах.

Юридический облик позитивных обязываний весьма прост: они опосредуются относительными правоотношениями, в которых одна сторона обременена юридической обязанностью совершать активные действия, другая же обладает лишь правом требования, а в случае неисполнения — притязанием, призванным обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.

Формулы правового регулирования.(Дополнительно).

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

С правовым регулированием связан правовой режим– специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Отрасль права (дополнительно).

Отрасль права – это совокупность юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных по характеру общественных отношений. В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается определенный круг качественно однородных общественных отношений, который регулируется соответствующей группой юридических норм. Вторым критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет является материальным критерием и отвечает на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод, являясь формально-юридическим критерием, отвечает на вопрос: как, каким образом осуществляется правовое регулирование. Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права.

Методы правового регулирования подразделяются на авторитарные и автономные. Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Данный метод характерен для административного и уголовного права.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Автономный метод дает субъектам правоотношений возможность вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения. Этот метод наиболее характерен для гражданского и семейного права.

Современные тенденции:

Научно-техническая революция выдвинула в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи.

Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их классово-волевая сущность, структура, классификация и система, их объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, юридическая техника и т.д.

Недостаточно разрабатывались такие немаловажные вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования. Эти направления изучения указанной проблемы только развиваются.

В современных условиях, судя по всему, общие дозволения и общие запреты наиболее часто встречаются и, следовательно, с наибольшей вероятностью могут быть найдены там, где:

а) право прямо «выходит» на права и обязанности, прямо опосредует поведение людей через дозволения и запреты;

б) существует необходимость воплотить в самом регулировании его социально-политические, нравственные начала, его направленность — дозволительную или запретительную.

Возможные тенденции: В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.



Источник: https://infopedia.su/8x10f82.html

Понятие и типы правового воздействия

Меры правового воздействия

Человечество немыслимо без управляющего воздействия права, влияющего на сознание, поведение и социальную жизнь общества. Поэтому человек здесь – объект, который воспринимает и познаёт, как влияет право. Отсюда цель, преследуемая правовым воздействием – сохранение правопорядка. Достигается результативным комплексным действием формальных и фактических прав.

Понятие «правового воздействия»

Правовым воздействием называют совокупность специальных и других правовых явлений, осознанно и целенаправленно влияющих на поступки людей и на социальные связи в обществе.

На одной стороне выступают люди, которые управляют, действуя на сознание и поведение управляемых людей другой стороны, регулируя общественные отношения. При этом применяется прямое воздействие на сознание людей с их социальными установками.

Но действуя только в рамках правового сознания человека, знакомя с ответственностью за поступки и нарушения, положительного результата не получится.

Поэтому, правовым воздействием правильнее назвать результативное, нормативно-организационное влияние на общество с помощью правовых средств и правовых явлений, куда входят: правосознание, правовая культура и правовые принципы.

Правовые воздействия: типы

В учебниках по праву одни и те же обозначения называются неодинаково, уточняя или расшифровывая функцию:

  1. При информационном типе воздействия, по-другому информационно-психологический тип, на первом месте – донесение правовой информации до общества: содержание законов с позволительными поведенческими моделями в обществе. Кроме того, ознакомление с предоставлением льгот, поощрений и предоставление информации о других психологических мерах воздействия. Здесь же предупреждается о наказаниях за нарушения, что сдерживает рост преступлений, а другим людям даёт уверенность в защите и в прочных общественных отношениях.
  2. Ценностно-ориентационный тип воздействия права называют ещё воспитательным воздействием. Право заботится об усвоении людьми культурных наследственных ценностей общества, что положительно влияет на мотивацию и поступки людей. Кроме того, правовое воздействие выполняет охранительные функции по отношению к культурным ценностям.

Виды правовых воздействий

Правовое воздействие выполняется активно или пассивно.

При активном воздействии средства и методы используются непосредственно.

Цели этого воздействия:

  • совершенствовать и оптимизировать сложившиеся правовые отношения;
  • пресекать правонарушения;
  • реализовывать юридические меры по отношению к правонарушителям.

Пассивный вид воздействия не влияет напрямую на отношения в обществе, не вмешивается в течение событий. Люди, зная о правовых нормах, законах и наказаниях, воздерживаются, и не совершают противоправных поступков. Это сохраняет сложившийся социальный правопорядок и предотвращает правонарушения.

Правовое воздействие и результаты

Действие права на отдельный субъект или на общество, как и другой процесс, заканчивается результатом. В этом случае чаще рассматриваются негативные последствия, предусмотренные за нарушение нормированных правил поведения.

Но если рассматривать, что правила написаны для законопослушных людей, то негативное последствие не единственно возможный результат. В запрещающих нормах указаны правила поведения, поэтому здесь, как результат – наказание за сделанный проступок, а не за то, что человек нарушил поведенческий стандарт.

При полной санкции негативного результата человек, совершивший нарушение, наказывается лично. При неполной санкции – теряются выгоды в пользу правонарушителя.

Последствия с положительными результатами предусматривают непосредственную выгоду для нарушителя или не наказание ограничительными мерами.

Механизм правового воздействия

Правовое регулирование считается механизмом, управляющим правовым воздействием. В этом процессе правовое воздействие непосредственно регулирует общественные отношения и связи в соответствии с социальными юридическими нормами.

Таким образом, если право связано с поведением субъектов, речь идёт о правовом воздействии и выполняется двумя направлениями:

При общесоциальном действии, похожем на другие социальные явления, нет правовой специфики. Влияние на общество схоже с влиянием политики, религии, экономики, морали и других явлений. Тип воздействия – информационный и ценностно-ориентационный.

С правовым регулированием воздействие права на отношения в обществе упорядочивается с помощью последовательных и фиксируемых действий. Правовое регулирование – специфический правовой процесс, встречающийся только в этой области деяний.

Сущность правового регулирования

Итак, с помощью правового регулирования упорядочиваются отношения в обществе и реализуются позитивные интересы людей.

Механизм регулирования делится на стадии:

  • регламентация – с установлением нормативных норм поведения, отражённых в изданных актах;
  • конкретизация правовых обязанностей и субъективных прав;
  • конечный результат – выполнение общих предписаний правовых норм, упорядочивание позиций в обществе и правомерных поступков субъектов, отчего устанавливается правопорядок.

Для реализации правового предписания, правовым регулированием применяются первичные элементы:

  • запретов (пассивная обязанность) – общих, специальных, прямых, косвенных и управомочивающих, которые предупреждают совершать социально вредные поступки;
  • обязательств (профилактическое средство) – требование воздерживаться или выполнять конкретные социально полезные действия, чтобы не быть наказанным;
  • дозволений – разрешение на совершение указанных деяний, чтобы удовлетворить собственный или общественный интерес, пользуясь правом, свободой и законными нормами. Дозволения стимулируют и поощряют поступки, требующие уважения.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием

С применением правовых воздействий регулируются поступки и действия субъекта, выходя за рамки правового отношения. Здесь правоотношения не всегда влияют на правовые нормы.

Так, право не регулирует, но влияет на отношения, связанные с экономикой, политикой и социальной жизнью.

У человека, изучающего проекты законов и действующие законодательства, договора и другую документацию, происходит изменение сознания, мировоззрения и взглядов на сложившиеся ценности культуры и права.

Правовому регулированию выделяется отдельная ступень в правовом воздействии, без охватывания информационно-психологического, воспитательного и социального типов воздействия. Выполнение правовых норм происходит с затрагиванием взаимоотношений, с установлением конкретных прав и обязанностей человека, указывая на прямые предписания о том, что можно, а что нельзя.

Вывод: предмет правового регулирования относится к правовому воздействию. А сознательное соблюдение общественных норм поведения – не обязательно считается правовым воздействием. Поэтому, эти два понятия, нельзя разделять и противопоставлять друг другу.

Заключение

Специфические детали механизма права, затрагивая социальную жизнедеятельность, проявляются неодинаково. Поэтому, для изучения действий права и приобретения собственной точки зрения, требуются соответствующие подходы и методы, облегчающие понимание задач и целей правового воздействия на общество.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/ponyatie-i-tipy-pravovogo-vozdejstviya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.