Меры пресечения и меры принуждения

Тема 6 Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения / Уголовный процесс: конспект лекций

Меры пресечения и меры принуждения

  • 6.1. Понятие и виды мер процессуального принуждения
  • 6.2. Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения
  • 6.3.

    Порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу

  • Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.

    Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого.

    Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица.

    Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

    Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

    УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).

    Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.

    Основаниями для избрания меры пресечения являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 УПК).

    Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения (ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

    При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).

    Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу.

    При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения.

    И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.

    В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 УПК).

    Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.

    1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 УК, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).

    Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения. Она связана с наибольшими ограничениями прав личности, поэтому она должна применяться лишь тогда, когда другая мера пресечения не может гарантировать достижения необходимых целей.

    УПК (ст. 108) допускает применение заключения под стражу в качестве меры пресечения только в отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше двух лет.

    В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

    К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести.

    При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

    В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

    Если ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.

    Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

    В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

    Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

    1) об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

    2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

    3) о продлении срока задержания на срок не более чем 72 часа для представления сторонами дополнительных доказательств обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

    Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

    Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

    Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.

    Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части, о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

    Согласно ст. 109 УПК срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

    В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести месяцев.

    Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

    Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей областного и приравненного к нему суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

    Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

    Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей.

    Если материалы оконченного расследованием уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами дела.

    В случае если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного дела обвиняемому и его защитнику, были соблюдены, однако 30 сутокдля ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.

    Судья не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих решений:

    1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором уголовного дела в суд;

    2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и об освобождении лица из-под стражи.

    Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

    1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

    2) домашнего ареста;

    3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;

    4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его РФ.

    В случае повторного заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовного дела срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного под стражей ранее.

    Источник: http://www.uhlib.ru/yurisprudencija/ugolovnyi_process_konspekt_lekcii/p7.php

    Меры административного предупреждения, пресечения, наказания, административно-процессуального обеспечения и правовосстановительные меры

    Меры пресечения и меры принуждения

    Определение 1

    Меры административного предупреждения это один из вариантов мер административного принуждения с целью предупредить нарушение законов и предотвратить обстоятельства, которые могут быть опасны для лица, социума, страны.

    Поводом для обращения к таким мерам может послужить предположение о намеренности гражданина нарушить закон или вероятного приближения отрицательных последствий для субъекта, социума или страны, которые могут произойти по причине природных или техногенных катаклизм.

    В качестве такого предупреждения может быть:

    • повторная проверка;
    • проверка документов, различного имущества;
    • досмотр субъекта или его транспорта;
    • административное задержание;
    • введение карантина;
    • принудительное выселение из ветхого жилья;
    • надзор за субъектами, вышедших из мест лишения свободы;
    • контроль за следованием правилам пожарной безопасности и т.д.

    Меры административного пресечения

    Определение 2

    Меры административного пресечения – это разновидность административного принуждения, которое применяется с целью прекратить противозаконные действия или их предотвращения в будущем.

    Такие меры могут осуществляться только в момент противозаконных действий.

    В качестве мер пресечения могут предпринять следующие действия:

    • требовать прекращения совершения противозаконные действия;
    • принудительно лечить граждан, которые, ввиду своей болезни, опасны для окружения;
    • отстранить на какое-то время от работы инфицированных больных;
    • запретить использовать неисправный транспорт;
    • аннулировать лицензию или разрешение;
    • закрыть организацию, учреждение или их подразделение при нарушении пожарной безопасности;
    • запретить провоз взрывоопасных или ядовитых веществ, в случае правонарушения;
    • применить физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.

    Меры административного процессуального обеспечения

    Мерами административно-процессуального обеспечения являются меры административного принуждения, которые применяются для воплощения целей административного процесса.

    Какие меры будут применяться зависит от вида правовых ограничений. Данные меры носят ограничительный характер:

    • личных нематериальных прав;
    • материальных прав;
    • организационного плана.

    По типу функций их можно разделить на меры:

    • административного процессуального пресечения;
    • нацеленные на получение доказательств;
    • направленные на осуществление административных наказаний.

    К более встречающимся можно отнести:

    • административное задержание;
    • личный досмотр или вещей, товаров;
    • конфискация вещей и документов;
    • отстранение от управления транспортным средством;
    • проверку на состояние опьянения;
    • задержание транспортного средства и т.д

    Опиши задание

    Административные правовосстановительные меры

    Административно-правовосстановительными мерами является вид административных мер, которые носят принудительный характер и могут применяться с целью восстановить нарушенный правопорядок принуждением субъекта к исполнению юридических обязанностей.

    К данным мерам можно отнести:

    • компенсацию ущерба, нанесенного административным правонарушением;
    • снесение незаконно-возведенных строений;
    • взыскание недоимки, пени;
    • конфискация имущества или денежных средств, полученные незаконным путем;
    • выселение граждан из занятых без разрешения жилых помещений;
    • восстановление на должность ранее уволенного госслужащего.

    Меры административного наказания

    Понятием административного наказания выступает мера обязательств, которую установило государство за противозаконные деяния с целью предупредить последующие новые нарушения закона этим субъектом или иными лицами.

    Этот вид наказания можно реализовать в качестве:

    • предупреждения;
    • административного штрафа;
    • конфискации оружия или предмета, которым было совершено нарушение закона;
    • лишения специального права, которое предоставили субъекту;
    • заключение под стражу административного характера, депортация иностранных граждан или лиц без гражданства;
    • лишение квалификации;
    • обязательных работ;
    • запрета посещать официальные спортивные соревнования.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/mery-administrativnogo-preduprezhdenija/

    Понятие и виды мер пресечения, отличие их от иных мер процессуального принуждения

    Меры пресечения и меры принуждения

    ⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 80Следующая ⇒

    Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.

    Признаки понятия мер пресечения:

    Они применяются только к обвиняемому, и в исключительных случаях к подозреваемому. В то время как иные меры принуждения могут применяться к достаточно широкому кругу участников процесса (свидетелю, потерпевшему, владельцу арестовываемого имущества…).

    Их содержание состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий, препятствующих доказыванию по делу).

    Они применяются со строго определенными целями: пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого: а) сокрытие от органов, ведущих производство; б) продолжение преступной деятельности; в) воспрепятствование установлению обстоятельств дела; а также обеспечить исполнение приговора (ст. 97 УПК).

    Виды мер пресечения. Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

    По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения – заключение под стражу (ст. 108 УПК) и домашний арест (ст. 107 УПК) – физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества.

    Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения (ст.

    109 УПК).

    Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием.

    Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве), без специально установленного срока. “Добровольный” характер исполнения данных мер позволяет избирать их и без судебного решения.

    Суть психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

    Психолого-принудительные меры пресечения делятся еще на три группы по способу их обеспечения.

    1) Меры пресечения, основанные на личном обещании самого обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК). Подписка считается самой легкой мерой пресечения, поскольку ее содержание состоит в моральном обязательстве самого обвиняемого и не касается других граждан.

    2) Меры пресечения, основанные на имущественной ответственности – залог (ст. 106 УПК). Когда залог вносится самим обвиняемым, тогда его надлежащее поведение обеспечивается угрозой утраты имущества. Залог ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому считается самой строгой из всех психолого-принудительных мер пресечения и применяется с санкции прокурора.

    3) Меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство (ст. 103 УПК), наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК), присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) и залог, вносимый третьим лицом (ч. 3 ст. 106 УПК).

    По характеристике правового статуса обвиняемого меры пресечения последней группы делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).

    Третья группа психолого-принудительных мер пресечения состоит в непроцессуальных действиях иных лиц, обеспечивающих надлежащее поведение обвиняемого.

    Поэтому эти лица должны быть действительно способны влиять на обвиняемого.

    К ним при невыполнении возложенных обязанностей могут быть применены карательные меры: денежное взыскание с поручителей и лиц, присматривающих за несовершеннолетним; обращение в доход государства залога.

    4. Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

    Основания избрания мер пресчения – это уголовно-процессуальные доказательства о конкретных фактах, указывающих на возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 97 УПК).

    Это доказательства о том, что обвиняемый или подозреваемый может: скрыться от дознания, предварительного расследования или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; воспрепятствовать выяснению истины по делу (угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства).

    Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Мера пресечения продолжает действие при апелляционном и кассационном разбирательстве, когда уже вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но он еще не вступил в законную силу. Мера пресечения обеспечивает исполнение приговора, поэтому она не может быть тяжелее грозящего обвиняемому наказания.

    Условия избрания и применения мер пресечения вытекают из возможности назначения и отбывания наказания. Если по делу невозможно назначить наказание (например, в связи с истечением срока давности), то исключается и избрание меры пресечения.

    Специальным условием для мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления. Это условие соблюдается при обоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого. При применении меры пресечения в отношении подозреваемого, это условие особенно значимо.

    Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается в исключительных случаях (ст. 100 УПК) при наличии веского подозрения в отношении данного лица (при наличии оснований для его задержания в качестве подозреваемого).

    При этом обвинение должно быть предъявлено данному лицу не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения или фактического задержания. Если обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется.

    Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, иначе называют мотивами их применения. Статья 99 УПК среди них называет тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий. Этот перечень не исчерпывающий.

    Действие меры пресечения складывается из ее избрания, применения и завершается отменой.

    Избрание меры пресечения это принятие решения о ней. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом – определение) об избрании конкретной меры пресечения.

    Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения.

    Физически-принудительные меры пресечения (домашний арест и заключение под стражу) избираются только по судебному решению.

    Применение меры пресечения – это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения.

    Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируются ст. 102-109 УПК и зависят от ее вида.

    Так, применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, отобрании подписки.

    Отмена меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется при:

    1) Признании незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

    2) Отпадении необходимости в ее применении;

    3) Отпадении общих условий для применения меры пресечения (например, когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование)

    4) Отпадении специальных условий для применения конкретных мер пресечения (например, когда истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого);.

    Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую при наличии соответствующих оснований.

    Мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора. Однако эти правила не распространяются на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения.

    44.Подписка о невыезде и надлежащем поведении и личное поручительство: понятие, основания, условия и

    ⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

    Date: 2015-07-27; view: 821; Нарушение авторских прав

    Источник: https://mydocx.ru/4-55670.html

    Меры процессуального принуждения и меры пресечения

    Меры пресечения и меры принуждения

    Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принужде–ния к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-право–вой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

    Меры государственного принуждения, при–меняемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения.

    От других мер госу–дарственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полно–мочными органами государства в пределах их полномо–чий; применяются к участвующим в деле лицам, ненад–лежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при нали–чии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснован–ность; имеют особые содержание и характер.

    В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следую–щие виды мер процессуального принуждения.

    1. Задержание подозреваемого(гл. 12 УПК).

    2. Меры пресечения(гл. 13 УПК):– подписка о невыезде и надлежащем поведении;– личное поручительство;– наблюдение командования воинской части;– присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;– залог;– домашний арест;– заключение под стражу.

    3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):– обязательство о явке;– привод;– временное отстранение от должности;– наложение ареста на имущество;– денежное взыскание.

    Меры уголовно-процессуального принуждения неоди–наковы по своему характеру и преследуют разные цели.

    Одни из них направлены на пресечение возможного про–должения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности).

    Другие связаны с необходимостью доставления или обес–печения явки лиц в органы расследования или в суд (при–вод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имуществен–ных взысканий (наложение ареста на имущество).

    Отсюда следует, что по своему назначению меры уго–ловно-процессуального принуждения могут быть разделе–ны на средства пресечения, предупреждения противоправ–ного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.

    Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются преду–смотренные уголовно-процессуальным законом принуди–тельные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, об–виняемых в совершении преступлений, а также других участ–вующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препят–ствий для производства по уголовному делу и обеспече–ния надлежащего исполнения приговора.

    Меры пресечения – это меры уголовно-процес–суального принуждения, применяемые при нали–чии оснований и в порядке, установленном зако–ном, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исклю–чительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

    Будучи разновидностью уголовно-процессуального принуждения, меры пресечения направлены на преду–преждение противоправных действий(поступков) обви–няемых (подозреваемых), на принуждение их к вы–полнению необходимых в интересах производства по уголовному делу действий (поступков). Меры пресече–ния – принудительные, они применяются вопреки воле обвиняемых (подозреваемых), принуждают их либо воз–держиваться от совершения деяний, запрещенных УПК, либо, напротив, обязывают, принуждают совершать пре–дусмотренные УПК действия (являться по вызовам, не уклоняться от явки, надлежащим образом вести себя). По своему содержанию меры пресечения оказывают на обвиняемого (подозреваемого) психологическое, физи–ческое, нравственное воздействие(принуждение), могут ограничивать его имущественные права и интересы.

    Субъектами,уполномоченными законом приме–нять меры пресечения, являются: дознаватель, сле–дователь, судья, суд, в производстве которых нахо–дится уголовное дело.

    Мера пресечения избирается в отношении обви–няемого и в исключительных случаях – подозреваемо–го.

    При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения данной меры, а если подозреваемый был за–держан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента его фактического задержания, а не после принятия постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отме–няется, а заключенный освобождается.

    Основания для применения мер пресечения– наличие достаточных оснований полагать, что обви–няемый, подозреваемый:

    1 )скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

    2) может продолжать заниматься преступной деятель–ностью;

    3) может угрожать свидетелю, иным участникам уго–ловного судопроизводства, уничтожить доказатель–ства либо иным путем воспрепятствовать произ–водству по уголовному делу.

    Из установленных в законе мер пресечения к конкрет–ному обвиняемому (подозреваемому) может быть при–менена лишь одна мера пресечения – та, которая явля–ется необходимой и достаточной по данному делу.

    При разрешении вопроса о применении меры пресечения следует учитывать обстоятельства, указанные в ст.

    99 УПК: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семей–ное положение, род занятий и другие обстоятельства.

    Виды мер пресечения:

    1) подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ);2) личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);3) наблюдение командования воинской части(ст. 104 УПК РФ);4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);5) залог (ст. 106 УПК РФ);6) домашний арест (ст. 107 УПК РФ);7) заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).

    2. Общие условия производства в апелляционной инстанции.

    Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядкеосуществляется судьей районного суда еди–нолично и заключается в проверке по апелляционным жалобам и представлениям законности, обоснован–ности и справедливости приговора или постановле–ния мирового судьи.

    Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня поступления апелляционных жалобы или пред–ставления (ст. 362 УПК).

    Изучив поступившее уголовное дело, судья выно–сит постановление о назначении судебного заседа–ния, в котором разрешаются следующие вопросы:– о месте, дате и времени рассмотрения уголовного дела;– о вызове в судебное заседание свидетелей, экс–пертов и других лиц;– о сохранении, избрании, отмене или изменении ме–ры пресечения;– о рассмотрении уголовного дела в закрытом судеб–ном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК РФ.

    В судебном заседании обязательно участие госу–дарственного (частного) обвинителя, подсудимого, который подал жалобу или в защиту интересов кото–рого подана жалоба, защитника в случаях, преду–смотренных ст. 51 УПК. Производство проходит в об–щем порядке с учетом следующих особенностей.

    Судебное следствие начинается с краткого изло–жения председательствующим содержания пригово–ра, а также существа апелляционных жалобы или представления и возражений на них.

    После суд:– заслушивает выступления стороны, подавшей жа–лобу или представление;– заслушивает возражения другой стороны;– проверяет доказательства;– вызывает для допроса свидетелей, которые были допрошены в суде первой инстанции, если их вы–зов суд признал необходимым.

    Стороны вправе заявить ходатайство о вызове но–вых свидетелей, производстве судебной экспертизы, об истребовании вещественных доказательств и до–кументов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.

    При этом суд апелляцион–ной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удов–летворено судом первой инстанции (ст. 365 УПК). По завершении судебного следствия судья выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия.

    Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон (ч. 1 ст. 366 УПК).

    Согласно ст. 367 УПК РФ при принятии решения суд апелляционной инстанции вправе ссылаться в обоснование своего решения на оглашенные в суде показания лиц, не вызывавшихся в заседа–ние суда апелляционной инстанции, но допрошен–ных в суде первой инстанции. Если эти показания оспариваются сторонами, то лица, давшие их, под–лежат допросу.

    Суд апелляционной инстанции по результатам рас–смотрения уголовного дела принимает одно из сле–дующих решении:

    – об оставлении приговора без изменения, а апел–ляционных жалобы или представления – без удо–влетворения;

    – об отмене обвинительного приговора и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;

    – об отмене оправдательного приговора и о вынесе–нии обвинительного приговора;

    – об изменении приговора.

    №29.

    Источник: https://studopedia.ru/8_141554_meri-protsessualnogo-prinuzhdeniya-i-meri-presecheniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть