Меры пресечения как вид уголовно процессуального принуждения

Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения: понятия, виды

Меры пресечения как вид уголовно процессуального принуждения

Определение 1

В качестве уголовно-процессуального принуждения выступает сумма мер принудительного воздействия, которая предусмотрена законом, которая призвана способствовать исполнению участниками процесса ряда своих обязанностей во время производства уголовного дела.

Нельзя воспринимать меры процессуального принуждения как меры ответственности. Их применение обусловлено не только нарушениями обязанностей участником процесса, но и предотвращением этого.

Ряд данных мер применяются как к подозреваемым или обвиняемым, так и к иным участникам процесса. Речь идет о потерпевших, свидетелях и т.д. Для данных мера в какой-то мере свойственно наличие принуждения, проявляющегося в виде ограничения прав и свобод человека.

Это допустимо только в интересах раскрытия незаконного деяния, преступника и разрешения судом уголовного дела.  

Определение 2

Исходя из этого, можно сказать, что в качестве мер процессуального принуждения выступает ряд средств процессуального характера, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которые имеют принудительный окрас, и применяются в порядке, который установил дознаватель, следователь, прокурор и суд относительно участников процесса в целях остановки и ликвидации вероятных преград во время расследования и рассмотрения уголовного дела для того, чтобы обеспечить благополучное осуществление целей уголовного судопроизводства.

На основании УПК выделяется ряд видов мер процессуального принуждения.

Речь идет о задержании подозреваемых, мерах пресечения, обязательствах о явке, отстранении от занимаемой должности на время, наложении ареста на имущество.

Данные виды мер допустимо применять относительно подозреваемых или обвиняемых. Также существуют приводы, обязательства о явке, денежные взыскания, которые применимы для других участников процесса.

Опиши задание

Меры пресечения: определение, основания и виды

Определение 3

В качестве мер пресечения выступает ряд мер процессуального принуждения, которые применимы к обвиняемым, а в ряде ситуаций к подозреваемым, если на то есть определенные основания, для того, чтобы обеспечить их явку в орган предварительного расследования и суд, а также в целях обеспечения необходимого поведения во время производства по делу, или же для того, чтобы обеспечить осуществление приговора.

В виде оснований для того, чтобы избрать меру пресечения выступает информация, которая свидетельствует о том, что обвиняемые могут скрыться от суда, дознания или следствия.

Также в качестве основания для того, чтобы избрать меру пресечения, которая свидетельствует о том, что обвиняемые могут и дальше заниматься незаконными действиями или же могут доставлять опасность для участников процесса, избавиться от доказательств или же другими методами помешать производству по делу.

Замечание N

Помимо этого, важно помнить, что на основании ст.97 УПК в качестве основания для избрания мер пресечения может выступать важность гарантирования исполнения приговора суда.

На основании уголовно-процессуального законодательства можно выделить несколько видов мер пресечения. Речь идет о подписке о невыезде, личном поручительстве, наблюдении командования воинской части, присмотре за человеком, который не достиг совершеннолетия, залоге, домашнем аресте, заключении под стражу.

В ситуациях, когда есть основания для того, чтобы избрать меру пресечения, определен ее тип, для дознавателя, следователя, прокурора и суда допустимо оценить уровень тяжести предъявленного обвинения, информации относительно личности обвиняемого, его возраст, тип занятий и ряд иных обстоятельств.

Особенности мер пресечения

Меры пресечения относительно обвиняемых определяются на время предварительного расследования и судебного разбирательства до того времени пока приговор не вступит в законную силу. В ситуациях, когда продлевается срок расследования, вместе с ним становится больше и срок действия мер пресечения.

Замечание 1

Важно отметить, что исключительно для заключения под стражу свойственно иметь собственный срок исчисления, к которому применимо самостоятельное продление.

Относительно подозреваемых меры пресечения длятся 10 суток. Если в данное время им не будет предъявлено обвинение, то следует отменить меру пресечения. Речь об этом идет в ст.100 УПК.

Меры пресечения, которые были избраны относительно лиц, которые подозреваются в совершении неправомерных действий, которые предусмотрены в ряде статей, действуют в течение 30 суток.

В данный срок им должно быть предъявлено обвинение.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/mery-presechenija-v-sisteme-mer-protsessualnogo-pr/

Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения

Меры пресечения как вид уголовно процессуального принуждения

Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого.

Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица.

Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).

Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения

Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.

Основаниями для избрания меры пресечения являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения (ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).

Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу.

При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения.

И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.

В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса).

Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.

1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 Уголовного кодекса, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).

Порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения. Она связана с наибольшими ограничениями прав личности, поэтому она должна применяться лишь тогда, когда другая мера пресечения не может гарантировать достижения необходимых целей.

УПК (ст. 108) допускает применение заключения под стражу в качестве меры пресечения только в отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше двух лет.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Если ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

  1. об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства;
  3. о продлении срока задержания на срок не более чем 72 часа для представления сторонами дополнительных доказательств обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Судья кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части, о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Согласно ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей областного и приравненного к нему суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей.

Если материалы оконченного расследованием уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами дела.

В случае если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного дела обвиняемому и его защитнику, были соблюдены, однако 30 сутокдля ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.

Судья не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих решений:

  1. о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором уголовного дела в суд;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и об освобождении лица из-под стражи.

Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

  1. на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
  2. домашнего ареста;
  3. принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
  4. в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его РФ.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовного дела срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного под стражей ранее.

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/6.html

Основания, условия и порядок избрания меры уголовно-процессуального принуждения в виде задержания

Меры пресечения как вид уголовно процессуального принуждения

Кипрова, Т. Н. Основания, условия и порядок избрания меры уголовно-процессуального принуждения в виде задержания / Т. Н. Кипрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66346/ (дата обращения: 15.11.2020).



Вданной статье на основе анализа действующего законодательства исследуются такая мера уголовно-процессуального принуждения как задержание. Определены основания, условия и порядок избрания данной меры принуждения. Выявлены недостатки действующего законодательства, влекущие трудности применения меры принуждения в виде задержания.

Мерам уголовно-процессуального принуждения в системе государственного принуждения выделяется особое место, поскольку их применение влечет существенные нарушения конституционных прав и свобод личности.

Задачей правоприменителя является применение в каждом конкретном случае таких мер пресечения, которые с одной стороны были бы эффективны, с другой стороны — не создавали излишних ограничений субъекту правоотношений. Применение любой из мер принуждения должно быть обосновано и служить обеспечению выполнения задач уголовного судопроизводства.

Поводом для применения данных мер служит предположение следователя, дознавателя или суда о том, что подозреваемый или обвиняемый может совершить нарушение требований процессуального законодательства.

Меры уголовно-процессуального принуждения подразделяются на три группы: задержание, меры пресечения, иные меры процессуального принуждения. Для каждого из видов мер принуждения в законодательстве определены основания для их применения, которые прописаны в ст.ст.

91, 97, 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Избрание данных мер пресечения возможно в отношении подозреваемого или обвиняемого в ходе досудебного расследования, а в отношении обвиняемого еще и в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

Основания применения мер уголовно-процессуального принуждения принято подразделять на общие и специальные. «Общими основаниями являются фактические данные (доказательства), подтверждающие необходимость применения мер процессуального принуждения»¹.

К фактическим основаниям следует относить определенные жизненные обстоятельства, в результате которых возникают или прекращаются правоотношения.

«К специальным основаниям относятся те случаи и цели, которые прямо указаны в статьях УПК РФ, предусматривающих конкретные виды мер процессуального принуждения» [5].

Одним из отдельных видов принуждения согласно гл. 12 УПК РФ является задержание. В ст.91 УПК РФ определены основания, по которым следователь или дознаватель может произвести задержание подозреваемого или обвиняемого.

К ним относятся случаи, когда лицо застигнуто в момент совершения преступления, либо сразу после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы указывают, что данное лицо совершило преступление; либо когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

В исключительных случаях задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, возможно при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: когда оно пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, если личность его не установлена, а также, если в суд направлено ходатайство следователя, руководителя следственного отдела или дознавателя (согласованное с прокурором) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу данного лица.

Основания для задержания должны быть доказаны с помощью протоколов допросов, осмотра, обыска, а также других документов — рапорт, объяснение, явка с повинной. Условием задержания является наличие возбужденного уголовного дела.

Однако, Верховный суд РФ признал законным задержание подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ до возбуждения уголовного дела.

Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда при рассмотрении кассационного представления по уголовному делу о незаконном задержании был оставлен без изменения оправдательный приговор Пермского областного суда в отношении следователя следственного управления при УВД Мотовилихинского района г.

Перми. В своем приговоре областной суд указывает, что у следователя имелись законные основания к задержанию гражданина, а зависимости между задержанием подозреваемого и возбуждением против него уголовного дела в УПК РФ не имеется [6].

Вместе с тем, А. В. Гриненко, Д.А Иванов обозначают проблему определения момента фактического задержания.

«Исходя из положений международных стандартов, отраженных прежде всего в статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, лицо должно считаться задержанным и получать соответствующие права сразу же с того момента, когда оно лишилось свободы передвижения, независимо от процессуального оформления данного факта» [7].

Задержание лица проводится с целью установления причастности (непричастности) лица к совершению преступления, а также решения вопроса о заключении под стражу.

Процессуальный порядок задержания прописан в ст. 92 УПК РФ и состоит из нескольких этапов:

1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

Задержание проводится на срок до 48 часов, и его течение начинается с момента фактического задержания, т. е.

с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п.15 ст. 5 УПК РФ). С этого момента допускается участие защитника в деле.

2) В течение 3 часов с момента доставления составляется протокол о задержании, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. В протоколе о задержании указываются основания и мотивы задержания, т. е. отражаются конкретные доказательства совершения социально негативных деяний. По просьбе подозреваемого ему вручается копия протокола о задержании.

3) С целью обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в соответствии со ст. 93 УПК РФ, проводится личный обыск подозреваемого или обвиняемого. При поведении обыска вынесение постановления или судебного решения не требуется. Личный обыск проводит лицо одного пола с подозреваемым или обвиняемым, в присутствии понятых того же пола.

4) О произведенном задержании в течение 12 часов уведомляется прокурор, члены семьи или иные родственники задержанного, командование воинской части (в случае, когда задержанный военнослужащий), посольство или консульство иностранного государства (если задержанный является иностранным гражданином или подданным данного государства), о месте нахождения подозреваемого или его смене уведомляется защитник.

5) В течение 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому предоставляется возможность дать показания в присутствии защитника. При этом подозреваемый имеет право до начало допроса на свидание с защитником продолжительностью не менее двух часов.

6) По письменному разрешению лиц, ведущих производство по уголовному делу, допускаются встречи подозреваемого и оперативного работника.

7) По истечении срока задержания в отношении подозреваемого должно быть принято одно из решений:

− об освобождении подозреваемого в связи неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания, истечением срока задержания;

− о применении меры в виде заключения под стражу;

− о продление срока задержания судом не более чем на 72 часа, для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

Таким образом, можно сделать вывод, что задержание является одной из основных мер уголовно-процессуального принуждения, которая способна обеспечить своевременность привлечения лица, в качестве подозреваемого или обвиняемого, своевременность проведения следственных действий, сократить сроки проведения предварительного следствия.

Однако, на практике имеется существенная проблема, заключающаяся в понимании момента фактического задержания, что в значительной мере влияет на соблюдение прав и свобод личности, вызывает затруднения у следователей, дознавателей с исчислением окончания срока задержания.

Решение данной проблемы видится в установлении соответствия между конституционными нормами и уголовно-процессуальным законодательством путем внесения соответствующих изменений.

Литература:

1. Божьев В. П. и др. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002. — 704 с.

2. Калиновский К. Б. Уголовный процесс. Конспект лекций// Уголовный процесс. Сайт. к.Калиновского [Электронный ресурс]. URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/

3. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. — 272 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 22 г. Москва «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста»/ Российская газета — Федеральный выпуск № 211(5035), 2009.

5. Кульков В. В. Уголовный процесс. URL: https://studme.org/74450/pravo/mery_protsessualnogo_prinuzhdeniya (дата обращения: 24.12.2019)

6. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2004 г. N 44-о04–3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 9. С. 17–18.

7. Гриненко А. В., Иванов Д. А. Юридическая наука и практика / Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 2.

Основные термины(генерируются автоматически): РФ, уголовно-процессуальное принуждение, фактическое задержание, мера, основание, совершение преступления, вид заключения, задержание подозреваемого, процессуальное принуждение, уголовное дело.

Источник: https://moluch.ru/archive/293/66346/

Понятие, сущность, виды мер пресечения и процессуального принуждения. Условия и основания применения, изменения, отмены мер пресечения. Соотношение мер пресечения и принуждения

Меры пресечения как вид уголовно процессуального принуждения

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;2) личное поручительство;3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;5) залог;6) домашний арест;7) заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения: 1.

Меры пресечения могут применяться органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора.

2.

При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

3. При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения

1.

О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, Председатель Следственного комитета РБ, Председатель Комитета гос.

безопасности РБ или лица, исполняющие их обязанности, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

2.

На стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога могут применяться прокурором или его заместителем либо Председателем Следственного комитета РБ, Председателем Комитета гос. безопасности РБ или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства – судом.

3. Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения).

4. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

5. Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

6. Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.

Меры принуждения:

Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.Задержанием.б.

применено только:1) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста;2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;3) к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.Задержание производится:1) по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;2) на основании постановления органа уголовного преследования;3) на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.Применение в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Залог заключается во внесении или передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в орган уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства – в суд денежных средств, ценных бумаг, ценностей, ничем не обремененных и не исключенных из гражданского оборота, иного движимого и недвижимого имущества, принадлежащих залогодателю на праве частной собственности, в целях обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, кроме менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Основания для применения иных мер процессуального принуждения:

1.

В целях обеспечения предусмотренного УПК порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, надлежащего исполнения приговора орган уголовного преследования или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь.

2.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, орган уголовного преследования или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю и другим лицам, участвующим в уголовном процессе, меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание.



Источник: https://infopedia.su/15xec3b.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть