Меры пресечения в уголовном процессе статьи

Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Меры пресечения в уголовном процессе статьи

Меры пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого с целью предупреждения попыток скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность либо обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения составляют особую группу потому, что, во-первых, они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; во-вторых, специфичны цели их применения — пресечение действий, препятствующих производству по делу; в-третьих, они обладают особыми основаниями их применения; в-четвертых, они имеют личный характер, то есть ограничивают личную свободу или права обвиняемого или подозреваемого.
К мерам пресечения уголовно-процессуальный закон относит:

  1. подписку о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог;
  6. наблюдение командования воинской части;
  7. отдачу несовершеннолетнего под присмотр.

Настоящие меры пресечения классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от распространения действия меры пресеченияможно подразделить на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог.

Специальными мерами пресечения считаются:

  1. наблюдение командования воинской части, применяемое к военнослужащим;
  2. отдача под присмотр, применяемая к несовершеннолетним.

В зависимости от места нахождения обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения можно выделить меры пресечения, связанные с помещением в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением в специальные учреждения.
В первую группу входят:

  1. заключение под стражу;
  2. наблюдение командования воинской части.

Вторую группу составляют:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  5. залог.

По степени нарастания строгости и правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

  1. подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных объединений, залог, отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  2. наблюдение командования воинской части;
  3. заключение под стражу.

По общему правилу меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу органом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, то есть лиц, в отношении которых вынесено постановление о привлечении их в качестве обвиняемых.

В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений, показаний.

При этом предъявление им обвинения должно последовать не позднее 10 суток с момента задержания или применения меры пресечения (ст. 90 УПК).

Кроме общих процессуальных условий существуют условия для применения отдельных видов мер пресечения.

Основания избрания меры пресечения сформулированы в ст. 89 УПК. Ими являются достаточные данные полагать, что обвиняемый скроется от органов расследования и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего. Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, то есть прогностически.

Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий должен базироваться на конкретных фактических данных, а не на «голых» догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении.

При отсутствии оснований к избранию мер пресечения у обвиняемого следует отбирать обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.
В соответствии со ст.

91 УПК при избрании меры пресечения необходимо учитывать основания ее применения, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. Эти обстоятельства играют роль факторов, индивидуализирующих применение мер пресечения.

О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья выносят мотивированное постановление, а суд — определение. Как и всякое решение, это постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

В описательной части обязательно должны быть изложены фактические обстоятельства преступления, условия, основания и цели применения меры пресечения со ссылками на нормы уголовно-процессуального законодательства.

Эти документы объявляются лицу с одновременным разъяснением ему порядка их обжалования. Копия постановления или определения немедленно вручается обвиняемому или подозреваемому.

Кроме того, при применении мер пресечения составляются подписки, обязательства, протоколы.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением или определением. Отмена или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с его санкции (ст. 101 УПК).

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК) — отобрание от подозреваемого или обвиняемого подписки о выполнении им соответствующих обязанностей.
Личное поручительство (ст. 94 УПК) — принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Поручительство общественного объединения (ст. 95 УПК) — дача письменного обязательства о том, что общественное объединение обеспечит выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Залог (ст.

99 УПК) — внесение подозреваемым, обвиняемым, другим физическим или юридическим лицом в депозит суда денег или иных ценностей, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, в обеспечение выполнения подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Минимальная сумма залога не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда. В случае изменения меры пресечения в виде залога на заключение под стражу, если это не связано с ненадлежащим поведением подозреваемого или обвиняемого, залог возвращается залогодателю.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) — принятие на себя родителями, другими лицами, указанными в законе, администрацией специального детского учреждения письменного обязательства о том, что они обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Применение перечисленных мер пресечения предполагает выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязанностей:

  1. являться по вызовам;
  2. вести себя надлежащим образом (законопослушно);
  3. сообщать о перемене места жительства;
  4. не покидать место расследования или судебного разбирательства без разрешения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) — принятие к подозреваемому или обвиняемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, с целью обеспечения надлежащего их поведения и явки по вызову. Нередко наблюдение обеспечивается путем помещения этих лиц на гауптвахту.

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор).

Заключение под стражу применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет.

В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, указанная мера пресечения может быть применена, если подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на территории России или личность его не установлена.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу может быть применено в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть к нему применена за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами дела и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего — во всех случаях.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи в порядке ст.

2202 УПК возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение под стражу необходимым.

Лицо или орган, в производстве которых находится дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места содержания его под стражей.

Принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных и администрации мест предварительного заключения, основания и порядок освобождения заключенных и другие положения детально урегулированы законом РФ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В некоторых случаях для применения меры пресечения в виде заключения под стражу требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности. Вопрос о задержании, заключении под стражу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решается соответствующими палатами по представлению Генерального прокурора РФ (ст.

98 Конституции РФ). Судья не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. И эта мера пресечения в отношении судьи допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ (лица, исполняющего его обязанности) либо по решению суда (ст. 16 закона РФ «О статусе судей в РФ»).

под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более 2 месяцев.

Этот срок может быть продлен районным прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения — до 3 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено только ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ — до 6 месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ — до одного года и Генеральным прокурором РФ — до полутора лет.

Дальнейшее продление срока не допускается, а содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Однако из этого правила существует изъятие.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ вправе не позднее 5 суток до истечения срока возбудить ходатайство перед судьей суда областного звена о продлении этого срока.

Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

  1. о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на 6 месяцев;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи.

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ст. 97 УПК).

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, предусмотренных ст. 97 УПК.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности.

Источник: https://studopedia.ru/view_ugolovproces.php?id=23

Вопросы применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве

Меры пресечения в уголовном процессе статьи


Вданной статье рассматриваются трудности, возникающие при избрании и изменении мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, и предлагаются варианты решения данных проблем.

Ключевые слова: меры пресечения, залог, заключение под стражу, присмотр за несовершеннолетним, домашний арест.

Мерами пресечения в уголовном судопроизводстве являются предусмотренные УПК РФ средства воздействия на обвиняемого либо подозреваемого, выражающиеся в лишении или ограничении свободы, наложении определенных запретов, угрозе имущественных потерь или установлении присмотра.

Меры пресечения избираются при наличии оснований полагать, что лицо может скрыться от дознания, следствия либо суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ст.97 УПК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Сада РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 (ред. от 24.05.

2016) «О практике применения законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», при разрешении вопросов, связанных с применением законодательства о мерах пресечения, судам и органам предварительного расследования следует соблюдать баланс между публичными интересами и важностью права на свободу личности.

Судьи и органы предварительного расследования в основном правильно применяют нормы уголовно-процессуального законодательства о мерах пресечения, с учетом тяжести преступления, сведений о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраста, состояния здоровья, семейного положения, рода занятий и других обстоятельств, однако некоторые неясности остались и требуют разъяснения.

При решении судом вопроса о мере пресечения в виде залога, запрета определенных действий, домашнего ареста, заключения под стражу, не совсем ясна роль прокурора.

В соответствии с действующим законодательством, следователю для подачи в суд ходатайства об избрании одной из перечисленных мер пресечения согласия прокурора не требуется. Такое согласие получает только дознаватель.

Поэтому прокурор приходит в суд по ходатайству следователя не подготовленный и составляет свое мнение непосредственно перед судебным заседанием, в результате чего мнение прокурора может отличаться от позиции следователя и руководителя следственного органа.

В связи с этим возникает сложная ситуация, когда прокурор возражает против удовлетворения ходатайства следователя об избрании меры пресечения.

В данном случае прокурор не может в полной мере выполнить свою функцию надзорного органа над предварительным следствием, поскольку суд его позицией не связан и вправе вынести любое решение по своему усмотрению.

Многие авторы считают это нелогичным и предлагают наделить прокурора правом отзыва ходатайства следователя об избрании меры пресечения с рассмотрения суда либо правом заявлять о прекращении рассмотрения ходатайства, и суд в таком случае должен прекратить производство по заявленному ходатайству [6, С.7]. Мы не можем подержать данные предложения, ограничивающие полномочия суда, но полагаем целесообразным закрепить в УПК РФ обязанность следователя уведомлять прокурора о подаче в суд ходатайства об избрании меры пресечении либо о продлении ранее избранной меры пресечения в целях согласования позиции по соответствующему ходатайству.

При назначении залога в качестве меры пресечения судьи сталкиваются с проблемой отнесения определенных предметов к ценностям, указанным в качестве предмета залога в ст.106 УПК РФ.

Положение об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. № 569, раскрывая понятие ценностей, указывает на драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, изделия из них.

Однако данная норма не устраняет проблему, поскольку остаются неясности по поводу включения в содержание понятия ценности иных предметов, которые возможно использовать в качестве залога, в том числе произведений и предметов искусства (картин, икон, гравюр, редких музыкальных инструментов и др.

), предметов старины (старинных монет, орденов, медалей, книг и др.), оружия и иного движимого имущества, представляющего ценность. Очевидно, что данный вопрос должен быть решен на законодательном уровне путем расшифровки понятия ценности в ст.106 УПК РФ.

При передаче несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, у органов предварительного расследования и суда могут возникнуть вопросы о необходимости получения согласия перечисленных лиц.

Статья 105 УПК РФ такого согласия от указанных субъектов не требует. Однако подобная позиция представляется неверной в отношении родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, поскольку они могут отказаться от выполнения обязанности по присмотру ввиду их физических или психических недостатков, болезни либо по иным причинам.

В случае отказа, например, родителей от выполнения указной обязанности, целесообразно передать несовершеннолетнего под присмотр другого лица, заслуживающего доверие. В связи с этим, считаем необходимым отбирать у перечисленных субъектов письменное согласие либо ходатайство о передаче несовершеннолетнего под их присмотр.

В случае невыполнения ими принятого обязательства эти документы будут служить дополнительным основанием для привлечения их к ответственности.

Что касается должностных лиц специализированного детского учреждения, то считаться с их мнением, полагаем, нет необходимости, поскольку они на основании закона обязаны присматривать за воспитанниками детских учреждений. В связи с этим и налагать на них денежное взыскание в порядке ч.4 ст.103 УПК РФ будет неправомерным.

Сложные ситуации могут возникнуть при необходимости применения такой распространенной меры пресечения, как заключение под стражу. Согласно ч.1 ст.

108 УПК РФ, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание на срок свыше трех лет, либо в исключительных случаях — на срок до трех лет при наличии обстоятельств, перечисленных в п. п.1–4 ч.1 ст.108 УПК РФ.

Исходя из данной нормы, в случае совершения преступления, за которое вообще не предусмотрено лишение свободы, обвиняемый или подозреваемый может быть подвергнут только мере пресечения, не связанной с заключением под стражу. Поэтому неясно, как поступать в ситуации, когда обвиняемый по такому уголовному делу скрылся от следствия.

Целесообразно объявить его в розыск и соответственно избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, чтобы он вновь не скрылся, однако УПК РФ такой возможности не предусматривает.

Некоторые недочеты имеются и в норме, предусмотренной п.2 ч.10 ст.109 УПК РФ, согласно которой в срок содержания под стражей засчитывается время домашнего ареста.

Данное положение очевидно несправедливо, поскольку условия содержания под стражей существенно отличаются от условий нахождения лица под домашним арестом, и расценивать день домашнего ареста как день в следственном изоляторе абсурдно. В связи с этим, оправданным является внесение изменений в ст.

72 УК РФ Федеральным законом от 03 июля 2018 г. № 186-ФЗ [3, С.2], который коснулся и лиц, находящихся под домашним арестом. Статья 72 УК РФ дополнена ч.3.

4, в соответствии с которой время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня домашнего ареста за один день содержания под стражей или лишения свободы. Указанное нововведение вполне обоснованно, в связи с чем целесообразно внесение соответствующих изменений и в ст.109 УПК РФ.

При решении вопроса о мере пресечения по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, перечисленных в ч.1.1 ст.108 УПК РФ, судьи неизбежно сталкиваются с проблемой установления на данном этапе признаков предпринимательской деятельности в действиях подозреваемого или обвиняемого.

Эти обстоятельства могут быть установлены только в конце расследования, в связи с чем избранная ранее мера пресечения в виде заключения под стражу будет являться нарушением ч.1.1 ст.108 УПК РФ. Суд при решении вопроса о мере пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого обязан руководствоваться ст.

97 УПК РФ, где указаны основания для избрания меры пресечения, и не вправе предрешать вопросы, которые будут предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела, делать выводы о фактических обстоятельствах дела, квалификации деяния. Таким образом, ч.1.1 ст.108 УПК РФ противоречит ст.

97 УПК РФ, что вызывает сложности на практике.

При необходимости изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую в связи с выявлением у обвиняемого или подозреваемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, органы предварительного расследования также сталкиваются с трудностями. В ч.1.1. ст.

110 УПК РФ установлен трехдневный срок для принятия данного решения с момента получения медицинского заключения, однако трех суток очевидно недостаточно для подготовки материалов в обоснование ходатайства и принятия судебного решения об изменении меры пресечения на залог, домашний арест или запрет определенных действий. С другой стороны, указанная норма носит обязательный характер, в связи с чем перед следователем либо дознавателем встает вопрос о необходимости получения согласия руководителя следственного органа или соответственно прокурора для изменения меры пресечения в виде заключения под стражу, как того требует ч.3 ст.110 УПК РФ. Полагаем, что в данном случае получение согласия указанных должностных лиц не требуется, поскольку, исходя из содержания ч.1.1. ст.110 УПК РФ, заключенный, страдающий заболеванием, препятствующим его содержанию под стражей, подлежит освобождению в укороченные сроки и в обязательном порядке.

На основании изложенного, представляется целесообразным внести следующие изменения в УПК РФ: закрепить обязанность следователя уведомлять прокурора о подаче в суд ходатайства об избрании меры пресечении в виде залога, запрета определенных действий, домашнего ареста, заключения под стражу либо о продлении ранее избранной меры пресечения; в ст.

106 УПК РФ расшифровать понятие ценности, указав, какие ценные вещи могут быть предметом залога; закрепить в ст.

105 УПК РФ положение о том, что избранию меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним должно предшествовать письменное согласие либо ходатайство родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц о передаче несовершеннолетнего под их присмотр; внести изменения в ст.

108 УПК РФ, закрепив возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовным делам о преступлениях, за которые не предусмотрено лишение свободы, в исключительных случаях, перечисленных в п. п.1–4 ч.1 ст.108 УПК РФ; дополнить п. п.2 ч.10 ст.

109 УПК РФ, касающийся зачета времени домашнего ареста в срок содержания под стражей, фразой «из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей»; указать в ст.110 УПК РФ, что для изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, не требуется согласие руководителя следственного органа либо прокурора.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/242/55971/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.