Меры применяемые к несовершеннолетним

Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом принудительных мер воспитательного воздействия

Меры применяемые к несовершеннолетним

Быданцева, О. А. Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом принудительных мер воспитательного воздействия / О. А. Быданцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67233/ (дата обращения: 15.11.2020).



Важно помнить, что исполнение мер в отношении несовершеннолетних подсудимых держится на принципах минимального вмешательства, гуманности, законности, участия общественности и всесторонней защиты их прав.

Для российского общества вопрос борьбы с детской и подростковой преступностью, а также вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства всегда были и будут одними из самых важных и приоритетных направлений при рассмотрении дел в деятельности судов.

Важным этапом в этой сфере явилось принятие Верховным Судом РФ Постановления № 1 01.02.

2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», который определил принципиальный подход осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних подсудимых, который выражается в индивидуальном подходе к исследованию обстоятельств совершенного преступления и способствует эффективному и справедливому обращения с подростком.

Политика государства в отношении несовершеннолетних заключается в применении к ним уголовного наказания как крайней меры ответственности, а при совершении преступлений, не представляющих общественную опасность — ограничение в виде освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, под которыми понимаются меры государственного принуждения к несовершеннолетним, доведения до их сознания отрицательной оценки противоправного поступка, исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Указанные цели достигаются посредством предупреждения, передачей под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированному государственному органу, ограничению досуга и установлению особых требований к поведению подростка.

Освобождение несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия имеет ряд своих особенностей. Во-первых, основанием для их применения является наличие сведений о возможности исправления несовершеннолетнего без назначения уголовного наказания (ч. 1 ст. 90 УК РФ).

Во-вторых, применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно только в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста. В-третьих, отсутствует обязательное условие — совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые (ч. ч. 2 и 3 ст.

15 УК РФ), что позволяет применить меры воспитательного воздействия вне зависимости от наличия у несовершеннолетнего судимости.

В-четвертых, в отличие от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, меры воспитательного воздействия связаны с установлением определенных требований к несовершеннолетнему и его законным представителям, которые должны максимально содействовать их исправлению и соблюдению закона.

При определении оснований для применения принудительных мер воспитательного воздействия суд должен принимать во внимание все данные, характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе сведения о его окружении, обстоятельства и степень тяжести совершенного преступления, наличие у него места учебы или работы, возраст подсудимого, родителей (законных представителей), постпреступное поведение подростка, принятие подростком мер по заглаживанию причиненного вреда, способ которых особого значения не имеет.

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Назначая несовершеннолетнему меры воздействия в виде передачи его под надзор родителей или других лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что эти лица имеют исключительно положительное влияние на подростка и могут обеспечить надлежащий контроль за ним, для чего необходимо истребовать характеризующие данные, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность обеспечить подростка материально и т. д. Кроме того, суд должен получить согласие родителей несовершеннолетнего подсудимого или законных представителей на передачу им подростка под надзор. При его отсутствии несовершеннолетний может быть передан под надзор в специализированный государственный орган, которым является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Передача под надзор тесно связана с обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их, согласно ст. 38 Конституции РФ).

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства прокурора или следователя с согласия прокурора, так и на стадии судебного разбирательства. На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического (не менее 3 раз) неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, эта мера воспитательного воздействия по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Таким образом, правильное и обоснованное применение принудительных мер воспитательного воздействия судом к несовершеннолетним подсудимым является эффективным и по-своему щадящим средством воздействия на девиантное поведение подростка.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2010 г. — М.: Эксмо, 2010.

Источник: https://moluch.ru/archive/296/67233/

Прокуратура Дорогобужского района

Меры применяемые к несовершеннолетним

Административная ответственность несовершеннолетних

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе несовершеннолетний, обязан соблюдать Конституцию РФ и законы. 

В Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность подростков за совершение ряда правонарушений и наступает в зависимости от их возраста, общественной опасности проступка и его последствий.

Порядок привлечения лиц, не достигших 18 лет, к ответственности, условия применения к ним мер принуждения и назначения наказания отличаются от тех же процедур, применяемых в случае привлечения к ответственности взрослых лиц.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

https://www.youtube.com/watch?v=3oFKPjy95h0

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства ребенка.

Статьей 25.

1 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе несовершеннолетнее), вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается с участием виновного лица.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законными представителями подростка являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ). При рассмотрении административного материала в отношении ребенка обязательно присутствует прокурор.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ к несовершеннолетнему может быть применены мера обеспечения производства по административному делу – административное задержание.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица (не более 3 часов), может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений. В большинстве случаев подростки несут наказание за:

– появление в состоянии опьянения, а равно распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ);

– мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

– нарушение правил дорожного движения (глава 12 КоАП РФ);

– нанесение надписей, рисунков на объекты, находящиеся на остановках общественного транспорта, на стены домов, на памятники и другие объекты, расположенные на территориях общего пользования, на транспортные средства, а также внутри них, размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка (ст. 18 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

– уничтожение цветов на газонах, клумбах, цветниках, а также других зеленых насаждений (деревьев, кустарников, иных многолетних растительных культур) на территориях общего пользования в городах и иных населенных пунктах без соответствующего разрешения уполномоченного его выдавать органа или должностного лица (ст. 20 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

– загрязнение территорий городов и других населенных пунктов бытовыми отходами (ст. 21 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

– приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 26 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

– нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время с 22.00 до 06.00 (ст. 27 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

– нарушение общепринятых норм нравственности, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах, подъездах жилых домов и в иных не отведенных для этого местах (ст. 30.1 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области») и др.

Кроме того, ст. 31 указанного областного закона установлена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих)  за пребывание на улице и в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего 18 лет, и назначении ему наказания учитывается требование п. 4 ч. 1 ст. 4.

2 КоАП РФ, согласно которому совершение административного правонарушения в несовершеннолетнем возрасте признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении подростку административного наказания.

К подросткам, как правило, применяются виды наказаний: предупреждение и штраф (взыскивается с виновного, но в силу ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей).

Согласно ст. 3.9 КоАП РФ к лицам, не достигшим 18 лет, не может применяться административное наказание – административный арест.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 2.

3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В частности, статьей 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав 1967 года предусмотрена возможность применения следующих мер взыскания к несовершеннолетним правонарушителям, не относящихся к видам административного воздействия:

– предупреждение;

– выговор;

– строгий выговор;

– сообщение родителям или иным законным представителям;

– возложение обязанности принести потерпевшему публичное или в иной форме извинение;

– направление правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение;

– исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом, указанные меры взыскания можно применять и в отношении несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, до достижения возраста 16 лет, то есть когда подросток не подлежит административной ответственности в силу недостижения возраста ее наступления.

Рассмотрением дела об административном правонарушении либо иного материала в связи с совершением подростком антиобщественного деяния не заканчивается работа с несовершеннолетним правонарушителем. В последующем он попадает в поле зрения органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 – ст.

7 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные органы проводят индивидуальные профилактические мероприятия, в том числе в отношении несовершеннолетних: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

С несовершеннолетними правонарушителями проводят работу следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, образовательные, медицинские и социозащитные организации и учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

При этом указанные органы и учреждения вправе без согласия несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (законных представителей) ставить их на профилактический учет, посещать по месту учебы и жительства с целью беседы и проверки их поведения, вызывать для дачи объяснений, оказывать медицинскую, психологическую, педагогическую и материальную помощь, помощь в трудоустройстве, обучении, организации досуга и отдыха  и т.д.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

И.о. прокурора

Дорогобужского района

советник юстиции                                                                                                  Н.В.Малыхина

Источник: https://dorogobyzh.admin-smolensk.ru/novyj-razdel-391/novost222222222222222/

58.Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие и виды; основания и цели применения

Меры применяемые к несовершеннолетним

58.     Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие и виды; основания и цели применения.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

 1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами “б” и “г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

4.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

 Статья 91. принудительных мер воспитательного воздействия

 1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Основания применения принудительных мер воспитательного воздействия:

– деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

– исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

Принудительными мерами воспитательного воздействия являются:

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием).

Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.

Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков.

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

– от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/58-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть