Меры процессуального пресечения

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе

Меры процессуального пресечения

Уголовно-процессуальным правом предусмотрена возможность применения государственного принуждения к гражданам, не исполняющим требования закона. Также возможны другие предупреждения такого неисполнения.

Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.

Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.

Определение понятия

Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.

Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:

  1. Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
  2. Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
  3. Имеют особенное содержание и характер.
  4. Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.

Общие основания и предел применения мер процессуального принуждения — это необходимость достижения целей правосудия, обеспечения соответствующего порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.

Общие условия применения процессуального принуждения:

  1. Возбужденное уголовное дело.
  2. Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
  3. Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.

Виды мер процессуального принуждения

Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:

  1. Подписка о невыезде.
  2. Личное поручительство.
  3. Наблюдение командования воинской части.
  4. Присмотр за несовершеннолетним.
  5. Залог.
  6. Домашний арест.
  7. Заключение под стражу.

Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.

Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.

Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.

Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток. В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.

Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.

Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением. Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.

Отличие мер пресечения от других мер принуждения

Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

  1. Субъектах, в отношении которых они применяются. Другие меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении обвиняемого, подозреваемого и других лиц, что участвуют в уголовном расследовании. Другие меры процессуального принуждения могут быть использованы не только по отношению к физическим, но и к юридическим лицам.
  2. Ценностях, что подвергаются ограничению. В соответствии с общими правилами, которые действуют и в 2020 году меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционный прав и свобод личности, к примеру, право на свободу и неприкосновенность.
  3. В порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодательством предусмотрена особая процессуальная форма, включая основания, условия, порядок избрания, изменения либо отмены. Для других мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена.

Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Для этого должно быть одно из таких оснований:

  1. Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
  2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.

Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.

В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Протокол задержания

После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.

В протоколе следует указать все необходимые данные:

  1. Год, число, месяц, день, время и место его составления.
  2. Основания и мотивы задержания подозреваемого.
  3. Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
  4. Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.

О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.

Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.

Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.

Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.

В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.

Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.

В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.

Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.

Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.

Таким образом, задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения применяется для выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению, а также для решения вопроса относительно применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Это возможно только по возбужденному уголовному делу.

Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.

Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц. Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/mery-processualnogo-prinuzhdeniya-v-ugolovnom-processe/

Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Меры процессуального пресечения

Меры пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого с целью предупреждения попыток скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность либо обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения составляют особую группу потому, что, во-первых, они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; во-вторых, специфичны цели их применения — пресечение действий, препятствующих производству по делу; в-третьих, они обладают особыми основаниями их применения; в-четвертых, они имеют личный характер, то есть ограничивают личную свободу или права обвиняемого или подозреваемого.
К мерам пресечения уголовно-процессуальный закон относит:

  1. подписку о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог;
  6. наблюдение командования воинской части;
  7. отдачу несовершеннолетнего под присмотр.

Настоящие меры пресечения классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от распространения действия меры пресеченияможно подразделить на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог.

Специальными мерами пресечения считаются:

  1. наблюдение командования воинской части, применяемое к военнослужащим;
  2. отдача под присмотр, применяемая к несовершеннолетним.

В зависимости от места нахождения обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения можно выделить меры пресечения, связанные с помещением в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением в специальные учреждения.
В первую группу входят:

  1. заключение под стражу;
  2. наблюдение командования воинской части.

Вторую группу составляют:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  5. залог.

По степени нарастания строгости и правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

  1. подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных объединений, залог, отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  2. наблюдение командования воинской части;
  3. заключение под стражу.

По общему правилу меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу органом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, то есть лиц, в отношении которых вынесено постановление о привлечении их в качестве обвиняемых.

В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений, показаний.

При этом предъявление им обвинения должно последовать не позднее 10 суток с момента задержания или применения меры пресечения (ст. 90 УПК).

Кроме общих процессуальных условий существуют условия для применения отдельных видов мер пресечения.

Основания избрания меры пресечения сформулированы в ст. 89 УПК. Ими являются достаточные данные полагать, что обвиняемый скроется от органов расследования и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего. Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, то есть прогностически.

Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий должен базироваться на конкретных фактических данных, а не на «голых» догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении.

При отсутствии оснований к избранию мер пресечения у обвиняемого следует отбирать обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.
В соответствии со ст.

91 УПК при избрании меры пресечения необходимо учитывать основания ее применения, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. Эти обстоятельства играют роль факторов, индивидуализирующих применение мер пресечения.

О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья выносят мотивированное постановление, а суд — определение. Как и всякое решение, это постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

В описательной части обязательно должны быть изложены фактические обстоятельства преступления, условия, основания и цели применения меры пресечения со ссылками на нормы уголовно-процессуального законодательства.

Эти документы объявляются лицу с одновременным разъяснением ему порядка их обжалования. Копия постановления или определения немедленно вручается обвиняемому или подозреваемому.

Кроме того, при применении мер пресечения составляются подписки, обязательства, протоколы.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением или определением. Отмена или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с его санкции (ст. 101 УПК).

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК) — отобрание от подозреваемого или обвиняемого подписки о выполнении им соответствующих обязанностей.
Личное поручительство (ст. 94 УПК) — принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Поручительство общественного объединения (ст. 95 УПК) — дача письменного обязательства о том, что общественное объединение обеспечит выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Залог (ст.

99 УПК) — внесение подозреваемым, обвиняемым, другим физическим или юридическим лицом в депозит суда денег или иных ценностей, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, в обеспечение выполнения подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Минимальная сумма залога не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда. В случае изменения меры пресечения в виде залога на заключение под стражу, если это не связано с ненадлежащим поведением подозреваемого или обвиняемого, залог возвращается залогодателю.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) — принятие на себя родителями, другими лицами, указанными в законе, администрацией специального детского учреждения письменного обязательства о том, что они обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Применение перечисленных мер пресечения предполагает выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязанностей:

  1. являться по вызовам;
  2. вести себя надлежащим образом (законопослушно);
  3. сообщать о перемене места жительства;
  4. не покидать место расследования или судебного разбирательства без разрешения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) — принятие к подозреваемому или обвиняемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, с целью обеспечения надлежащего их поведения и явки по вызову. Нередко наблюдение обеспечивается путем помещения этих лиц на гауптвахту.

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор).

Заключение под стражу применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет.

В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, указанная мера пресечения может быть применена, если подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на территории России или личность его не установлена.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу может быть применено в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть к нему применена за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами дела и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего — во всех случаях.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи в порядке ст.

2202 УПК возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение под стражу необходимым.

Лицо или орган, в производстве которых находится дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места содержания его под стражей.

Принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных и администрации мест предварительного заключения, основания и порядок освобождения заключенных и другие положения детально урегулированы законом РФ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В некоторых случаях для применения меры пресечения в виде заключения под стражу требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности. Вопрос о задержании, заключении под стражу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решается соответствующими палатами по представлению Генерального прокурора РФ (ст.

98 Конституции РФ). Судья не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. И эта мера пресечения в отношении судьи допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ (лица, исполняющего его обязанности) либо по решению суда (ст. 16 закона РФ «О статусе судей в РФ»).

под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более 2 месяцев.

Этот срок может быть продлен районным прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения — до 3 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено только ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ — до 6 месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ — до одного года и Генеральным прокурором РФ — до полутора лет.

Дальнейшее продление срока не допускается, а содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Однако из этого правила существует изъятие.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ вправе не позднее 5 суток до истечения срока возбудить ходатайство перед судьей суда областного звена о продлении этого срока.

Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

  1. о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на 6 месяцев;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи.

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ст. 97 УПК).

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, предусмотренных ст. 97 УПК.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности.

Источник: https://studopedia.ru/view_ugolovproces.php?id=23

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.