Меры профилактики насильственной преступности

К вопросу профилактики корыстно-насильственной преступности

Меры профилактики насильственной преступности

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты предупреждения корыстно насильственной преступности и меры по профилактике уличного насилия.

В теории криминологии предупреждение преступности рассматривается, как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных, с одной стороны, на воспрепятствование возникновению причин и условий, способствующих совершению преступления, а с другой – на пресечение или нейтрализацию криминогенных действий. Разработка мер предупреждения преступности, как социального явления в целом и отдельных его видов, в т.ч. и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в отношении женщин, является важным аспектом криминологического исследования [1].

Профилактическая деятельность предполагает использование системного подхода, множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Системный подход, в частности, включает в себя комплекс социально-экономических, организационных, правовых и тактических мер, направленных на предупреждение уличной корыстно-насильственной преступности.

Комплекс мер по предупреждению корыстно-насильственных посягательств осуществляется на трех основных уровнях профилактики: общесоциальном, специально криминологическом и индивидуальном.

Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества, а ее успех определяется социально-экономической политикой, проводимой государством.

Специально-криминологическая профилактика осуществляется специальными субъектами на профессиональном уровне, в число которых входят и органы внутренних дел, и включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.

Индивидуальный уровень профилактики предполагает деятельность в отношении отдельных лиц, совершивших или могущих совершить преступления.

Меры индивидуального предупреждения направлены на психолого-педагогическую коррекцию указанных категорий лиц с целью сформирования у них таких качеств, которые могут обеспечить неуклонное соблюдение социальных норм и правил общественной морали [1].

В наиболее общем виде мероприятия, направленные на предупреждение корыстно насильственных посягательств, могут находить отражение в целевых программах и планах, но такие документы, как показало проведенное исследование, отсутствуют как на республиканском, так и региональном (областном) уровне.

Однако, несмотря на существование такого рода комплексных планов и программ по усилению борьбы с преступностью, успех профилактической работы зависит в немалой степени от реализации планов социально-экономического развития страны, которые сильно влияют на эффективность этих программ борьбы с преступностью. Недостаточное финансирование и пробелы в механизме реализации этих программ приводят к тому, что различные организационные и тактические мероприятия, касающиеся контроля над преступностью в целом, и уличной корыстно-насильственной преступностью в частности, осуществляются далеко не в полном объеме. Более того, анализ целевых программ по борьбе с преступностью, как на республиканском, так и на региональном уровнях, свидетельствует, что профилактика «уличного» насилия на протяжении ряда лет не находит должного отражения в этих программных документах.

Деятельность по предупреждению уличного насилия строится на сложной правовой основе, включающей в себя нормы государственного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, семейного и других отраслей права. В этом направлении должны занимать основное место и играть главную роль в профилактике уличного насилия законодательные акты.

Юридической науке и практике известны различные пути и методы превенции с целью недопущения нарушений социально-экономических, политических, социально-культурных и других прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Одной из таких действенных форм является принятие компетентными субъектами (гражданами, общественными организациями, судами и правоохранительными органами) в конкретных социально-правовых ситуациях адекватных превентивных мер.

Реализация превентивных мер позволяет эффективно контролировать целый ряд негативных тенденций в обществе и государстве, бороться с их причинами, а не тратить огромные усилия и средства на восстановление нарушенных прав и интересов.

Проблема имеет важное научное и практическое (юридическое, политическое, экономическое, нравственное и т.п.) значение в настоящее время в связи с низким уровнем правосознания граждан, их правовой пассивностью, высоким уровнем криминализации и правонарушений в современном обществе [2].

В этом смысле превентивная функция права и правоприменительной деятельности, несомненно, обладает значительным потенциалом.

Сегодня можно говорить о том, что превентивная функция правоохранительной деятельности уже не отождествляется с карательной, право восстановительной и компенсационной функциями права.

Посредством уголовно-правовых норм, касающихся разбоев, посредством применения этих норм при решении практических задач членами общества «сообщается» о наказании виновного именно за разбой.

Деятельность органов внутренних дел, решения судов сводятся к тому, что они доводят сведения о наказаниях за разбой до населения. При этом демонстрируется, что уголовные законы – не пустые угрозы.

Эффективность общего предупреждения разбоев обеспечивается в той мере, в какой наказания удерживают граждан от приобретения оружия, которое они, в противном случае, могли бы использовать в преступной деятельности.

Еще одно направление деятельности по профилактике корыстно-насильственных преступлений – совершенствование мер контроля над оборотом оружия.

Работа по контролю за оборотом оружия должна проводится, с одной стороны, с целью обеспечения соблюдения правил его законного оборота, с другой стороны, недопущение перетекания оружия из сферы легального оборота в незаконный.Для этих целей в Казахстане проведена акция по изъятию оружия у населения с оплатой в 100%, 50% от стоимости оружия.

С 2016 года ограничено приобретение в установленном порядке огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, газовое оружие, искровые разрядники и механические распылители отечественного производства.

Первичная информация о правонарушении определяет и организацию раскрытия преступления по «горячим следам».

При ее получении оперативный дежурный отдела внутренних дел обязан выяснить данные о времени, месте и обстоятельствах преступления, внешности преступника или преступников, наличие у него (них) особых примет, оружия и автотранспорта, направлении его (их) движения с места преступления, состоянии потерпевших, наличии свидетелей и очевидцев преступления и, наконец, данные о лице, заявившем о преступлении.

Эта деятельность исходит от социальных норм (в т.ч. и правовых) и соответствующей деятельности исполнительных органов государственной власти, городского самоуправления и органов местной полиции в пределах, установленных законами и состоит в широком охвате и влиянии на разные слои населения, проводимых профилактических мероприятий, которые имеют своей целью:

  • противодействие криминогенным процессам, укрепление в микрорайонах атмосферы спокойствия и стабильности;
  • устранение угроз правам, свободам и законным интересам личности, возникающих в связи с возможностью совершения в отношении них преступлений;
  • создание эффективной системы социальной защиты граждан от возможной виктимизации;
  • повышение и активизация защитных свойств населения от преступлений;
  • оказание социальной помощи жертвам преступных посягательств.

Достижение указанных целей на общем уровне виктимологической профилактики предполагает решение её субъектами следующих задач:

  • выявление детерминантов виктимности, их анализ и обобщение; 
  • разработка и реализация мер направленных на устранение либо нейтрализацию виктимогенных факторов и ситуаций;
  • изменение законодательных положений с учетом обеспечения необходимой поддержки жертвам преступлений, создание новых государственных и негосударственных структур, работа которых направлена на их защиту;
  • оказание воздействия на отдельные слои населения с целью снижения или недопущения их виктимизации, воспитание граждан и повышение их правового сознания;
  • обучение кадров для работы с пострадавшими.

К мерам общей виктимологической профилактики можно отнести:

  • правовое воспитание;
  • деятельность по разработке и внедрению стандартов безопасности от преступлений (стандарты безопасности – это государственные правила и нормативы, обеспечивающие защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, включая градостроительные, экологические, технические, информационные, медицинские и др.);
  • криминологическую экспертизу нормативных актов;
  • меры организационного, правового и иного воздействия на виктимогенные процессы[3].

Привлечение общественности, различных категорий граждан к предупреждению уличной корыстно-насильственной преступности и охране общественного порядка в жилых массивах, населенных пунктах и на объектах массового пребывания граждан для органов внутренних дел является одним из проблемных направлений предупредительной деятельности в сфере уличного пространства.

Связано это с тем, что прежние формы участия общественности и граждан в предупреждении уличных, в т.ч. корыстно-насильственных преступлений, а также охране общественного порядка сегодня не действуют, они себя попросту исчерпали.

Новые формы не приобрели массового характера и зависят, главным образом, от профессионализма и целеустремленности отдельных сотрудников полиции.

Тем не менее, без привлечения общественности и различных категорий граждан проблемы профилактики уличного насилия не решить, поэтому инициатива должна исходить, прежде всего, от органов внутренних дел (местной полиции).

Интересным представляется имеющийся опыт некоторых зарубежных стран (США, Германия), которые считают эффективным средством защиты организацию своего рода «системы соседского присмотра».

Граждане, проживающие по соседству друг с другом, по договоренности присматривают за домами друг друга, особенно во время длительного отсутствия, обращая особое внимание на появление посторонних или подозрительных лиц[3].

При необходимости они обращаются в полицию. Также полицией повсеместно практикуется информирование населения:

  • об установке нескольких запоров или замков на дверях и окнах жилищ, складов и т.п.;
  • о смене замков при въезде в новую квартиру или при утрате ключей;
  • о необходимости маркировки наиболее ценных вещей и предметов (гравировки, нанесении меток несмываемой или бесцветной краской в виде различных кодовых знаков, номеров, инициалов и т.п., которые уменьшают притягательность данных предметов, ограничивают возможность их реализации, а также снижают стоимость при их реализации) которая оказывает психологическое воздействие на преступника;
  • об обязательной установке дверных «глазков» и цепочек, средств электронной сигнализации, видеонаблюдения и тд.

Целесообразным было бы создание профилактическими службами МВД-ДВД, местной полиции в рамках локальных (городских, районных) компьютерных сетях своего сайта, который бы позволил потенциальным жертвам знакомиться с различными рекомендациями и информацией, направленной на виктимологическое обучение и правовое воспитание населения, обмениваться интересующей граждан информацией виктимологического содержания с другими пользователями данной сети, сообщать по указанному электронному адресу правоохранительным органам сведения о виктимогенных факторах, ситуациях и лицах, имеющих виктимную направленность.

Список использованной литературы: 

  1. Алауханов Е.О., Зарипов З. Предупреждение преступности. Алматы. Юрлит.
  2. Криминология: учебник под ред. Рогова И.И., Алауханова Е.О. Алматы. НИИ Криминологических исследований.
  3. Алауханов Е.О., Каирова Н.И. Преступное насилие в отношении женщин. Алматы. Юрлит.

Фамилия автора: Мусин Арай Кайратович Каирова Нелля Имамуратовна

Источник: https://articlekz.com/article/20426

§ 2. Причины, условия насильственных преступлений и их предупреждение

Меры профилактики насильственной преступности

§ 2. Причины, условия насильственных преступлений и их предупреждение

Криминальное насилие детерминируется в целом теми же причинами и условиями, что и вся преступность. Но круг и интенсивность ряда криминогенных явлений и процессов здесь специфичны, будучи связаны с социальной напряженностью в обществе и микросреде, стереотипами поведения, представлениями о дозволенности насилия.

Затянувшийся экономический кризис в стране неизбежно вызывает обострение отношений между слоями общества, повышение конфликтогенности значительной части населения.

Насильственные преступления как по генезису, так и по содержанию – это всегда конфликты, причем довольно острые и имеющие широкий диапазон и многообразные формы проявления.  В целом в жизни общества произошло значительное увеличение поводов для совершения насильственных преступлений.

Они часто возникают в результате провоцирующего поведения потерпевших, что весьма характерно для детерминации насильственных преступлений.

«На насильственной преступности, – отмечает А.И. Алексеев, – сказывается общее ожесточение нравов, маргинализация и люмпенизация значительных слоев населения, увеличение стрессовых ситуаций, ослабление традиционных форм социального контроля.

Под воздействием указанных и других объективно сложившихся противоречий общественного различия на групповом и индивидуальном уровнях усиливается полимотивированность криминального насилия, создается широкое поле для возникновения и действия самых разнообразных внутренних побуждений к насильственным преступлениям (мести, корысти, стремления к самоутверждению любыми способами и др.)[1]. Для многих людей стало привычным разрешать межличностные конфликты насильственным путем без обращения к соответствующим государственным (прежде всего, правоохранительным) органам.

К основным криминогенным детерминантам, формирующим агрессивно-насильственную мотивацию, относятся:

1. Кризис семьи, пьянствующей, обнищавшей, жестокой, из которой дети и подростки бегут.

2. Недостатки (пороки) школьного воспитания: дети, не способные воспринять стандартную программу, отстают в учебе, начинают прогуливать занятия, озлобляются на одноклассников, бросают школу, и общество утрачивает канал социального контроля над ними.

3. Малоэффективное предупреждение пьянства, наркотизма, токсикомании.

4. Слабая ранняя профилактика бытовых, досуговых конфликтов.

5. Пропаганда культа насилия и порнографии в средствах массовой информации.

6. Развал специальных структур в местных органах власти, прежде работавших с конфликтными семьями.

7. Неразвитость системы  виктимологической профилактики преступлений.

8. Отсутствие нормально функционирующей сети органов выявления и изоляции лиц с патологией психики, генерирующей склонность к насилию.

9. Криминальная самодетерминация – развитие представителями преступного мира склонности к насилию у молодежи.

К криминогенным факторам, формирующим агрессивную направленность личности в детском им подростковом возрасте, относятся:

1. Обстановка в семье, формирующая склонность к разрешению возникающих конфликтов путем применения насилия (примеры распущенности, жестокости по отношению к близким, пьянства, паразитизма и т.д.).

2. Деморализующее влияние ближайшего бытового окружения по месту жительства, работы, учебы; жестокость по отношению к людям, животным; издевательства над младшими и слабыми; участие в неформальных группах с антисоциальной направленностью, со склонностью к насилию; групповые драки, избиения, пьянство и т.д.

3. Целенаправленное вовлечение подростков в пьянство, потребление наркотиков и других одурманивающих веществ, преступную или иную антиобщественную деятельность агрессивного характера взрослыми преступниками и ранее судимыми сверстниками.

Что касается изнасилований, то можно выделить несколько общих криминологически значимых причин, способствующих совершению этих преступлений.

Прежде всего, это недостатки в нравственно-половом воспитании подрастающего поколения и молодежи. Стихийное изменение сексуальной морали в 90-е годы привело к тому, что половая неприкосновенность как нравственная ценность заняла далеко не самое высокое место в системе других ценностей.

Вседозволенность, рост проституции, неуважительное отношение к женщине и т.п.

– все это при отсутствии институтов обучения нормам сексуального поведения и низкой правовой осведомленности населения способствовало не только реальному росту изнасилований, но и большей, чем раньше, незащищенности женщин.

Сексуальные нормы, базирующиеся на принципах «абсолютной половой свободы» и насаждаемые под видом «сексуальной революции», все чаще принимаются и культивируются в некоторых, особенно молодежных, группах. Такие нормы являются отклонением от общепринятой этики сексуального поведения и как бы готовят почву для совершения изнасилований.

Криминогенным ситуативным условием выступает повышенная виктимность потерпевших. Она связана, главным образом, с возрастными особенностями жертвы либо неосмотрительным, легкомысленным поведением.

Общепрофилактическое предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости.

Решающее значение имеют крупномасштабные, осуществляемые на общественном уровне меры, способствующие устранению (блокированию, нейтрализации, уменьшению сферы действия) причин криминального насилия.

В частности, средствами убеждения, воспитания, просвещения необходимо всячески противостоять распространению в массовом сознании культа силы, суперменства, ориентации части граждан, в первую очередь, молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем.

Фундаментальной мерой воздействия на насильственную преступность является государственная забота о семье как ячейке общества. Семья относится к числу первостепенных субъектов профилактики насилия.

В этом плане особое значение имеют два аспекта государственной политики в отношении семьи: 1)  выявление и пресечение фактов насилия в семье, склонности к преступлениям (привлечение виновных к административной или уголовной ответственности), лишение родительских прав, взятие под опеку детей, оказание им медицинской и психологической помощи; 2) активизация профилактического потенциала семейного воспитания путем создания нормальных жилищных и материальных условий, оказание педагогической помощи родителям, координация усилий родителей, учителей и работников правоохранительных органов по защите подростков от вовлечения в преступную деятельность и криминальную среду.

Необходимо расширять сеть кризисных центров, фондов милосердия, учреждений социально-психологической помощи и других государственных структур, призванных способствовать профилактике и пресечению конфликтов в семье, в сфере быта.

Большую роль в профилактике насильственных преступлений играет развитие сферы досуга и формирование здоровой культуры отдыха, постепенное искоренение порочных традиций, которые жестко увязывают отдых с употреблением спиртного. Государство должно обеспечить гражданам возможность снятия стрессов в рамках здорового образа жизни. В профилактике насилия значительную роль играют физкультура и спорт.

Радикальное изменение государственной политики – необходимое условие защиты психики наших сограждан от видеоэкспансии насилия.

Во многих странах используются как правовые, так и технические меры: законы, запрещающие демонстрацию видеоматериалов, рекламирующих насилие, специальные блокираторы на телевизорах, позволяющие родителям контролировать телеэфир.

Причем благодаря именно этим мерам кино- и видеопродукция, изобилующая сценами насилия и секса, была вытеснена из стран, где она производилась.

Среди подразделений, обеспечивающих деятельность основных субъектов по предупреждению преступлений, существенную роль играют дежурные части органов внутренних дел. Основное их назначение состоит в оперативном реагировании на сообщения о насильственных правонарушениях.

Работники дежурной части осуществляют разбирательство с доставленными к ним гражданами, непосредственно пресекают насильственные посягательства, а также семейные, бытовые, досуговые конфликты и скандалы, чреватые совершением преступления, во время выезда по вызовам населения.

Дежурная часть принимает и регистрирует сообщения  и заявления о насильственных преступлениях. Профилактические аспекты этой работы заключаются в следующем. Своевременная регистрация сообщений и надлежащее реагирование на них создают благоприятные предпосылки для раскрытия преступлений.

Кроме того, эта работа обеспечивает снижение латентной преступности и приближение статистики к реальной криминальной картине.

Применительно к ситуациям совершения насильственных преступлений в общественных местах большое предупредительное значение имеет обеспечение «эффекта присутствия милиции», особенно ее патрульно-постовой службы, там, где возможны или назревают межличностные конфликты (скверы, стоящиеся здания, подвалы, заброшенные строения, где собираются пьяницы, ларьки, торгующие спиртным, районы вокзалов и т. д.

В предупреждении насильственных преступлений большая роль принадлежит участковым инспекторам милиции, поскольку они находятся в гуще населения микрорайона, трудовых коллективов, общественных организаций, добровольных формирований.

Участковые инспектора обязаны владеть оперативной обстановкой на своем участке. Они обязаны выявлять лиц, занимающихся наркобизнесом, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, склонных к совершению насильственных преступлений.

Они должны также знать неблагополучные семьи, участников систематических бытовых конфликтов.

Участковые инспектора осуществляют непосредственное воспитательно-предупредительное воздействие на неустойчивых граждан, используя методы индивидуальной профилактики.

Они  посещают лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных посягательств, проводят с ними профилактические беседы, оказывают содействие в  урегулировании конфликтов и ссор, помогают в решении житейских проблем, контролируют места концентрации антиобщественных элементов, принимают меры к разобщению групп, ориентированных на использование криминального насилия, консультируют население по правовым и иным вопросам[2].

Большое значение для предупреждения тяжких насильственных преступлений имеет обеспечение неотвратимости наказания за уголовно наказуемые деяния, предусмотренные нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией: побои, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, незаконное изготовление оружия, небрежное хранение огнестрельного оружия и др. Необходимо усилить надзор прокуратуры за законностью решений милиции по заявлениям, сообщениям, всем сигналам об этих деяниях. Эффективность их профилактического воздействия связана, главным образом, с обеспечением своевременного привлечения к ответственности зав деяния других, создающих условия для совершения более опасных преступлений.

Весьма важна виктимологическая профилактика.

Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, провоцирующего поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в опасные ситуации; лиц, склонных к случайным компаниям, следованию приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах, нахождению в них в позднее время и т. д.).

Предупреждение изнасилований имеет много общего с предупреждениям других насильственных преступлений, но имеет и определенную специфику.

Перечень мер, связанных с предупреждением сексуальных посягательств, включает в себя: 1) распространение нравственных ориентиров, культивирующих уважение к женщине; 2) создание условий для улучшения досуга молодежи, контроля за безнадзорностью подростков; 3) обеспечение надлежащего порядка в общественных местах (парках, скверах, зонах отдыха и т. д.

), где наиболее вероятно совершение половых преступлений; 4) обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершение сексуальных преступлений; 5) запрещение пропаганды насилия, порнографии, “абсолютной” половой свободы в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать и т.д.

); 6) контроль за лицами, составляющими группы «повышенного риска» (ранее судимыми за совершение половых преступлений; за лицами с психическими аномалиями, склонными к совершению сексуальных посягательств, а также за тем, кто проявляет повышенный сексуальный интерес к малолетним девочкам, девушкам-подросткам, или грубо пристающим к женщинам).

[1] Алексеев А.И. Криминология. М., 2004. С. 239-240.

[2] См.: Криминология. СПб., 2000. С. 276.

Источник: https://ebooks.grsu.by/criminal/2-prichiny-usloviya-nasilstvennykh-prestuplenij-i-ikh-preduprezhdenie.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть