Меры воспитательного характера

Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия

Меры воспитательного характера

В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Не случайно в декабре 2016 г. В.

В Путин дал поручение правительству на разработку мер, направленных на декриминализацию подростковой среды. Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности.

Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.

К сожалению, увеличивается число несовершеннолетних употребляющих спиртные напитки, а так же снижается возраст, с которого их употребление начинается [1, с. 47]. Специфические черты преступности привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

По мнению В. Б.

Боровикова, достижение целей уголовной ответственности несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько уголовный закон учитывает особенности личности данной категории лиц (возрастные, психофизические, социальные и др.).

При адекватном отражении этого обстоятельства в законодательстве создаются условия для реализации продуманной, научно обоснованной уголовно-правовой политики в сфере борьбы с подростковой преступностью [2, с. 92-93].

Законодатель придерживается политики гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, это выражается в видах и размерах предусмотренных для них наказаний. Кроме этого, уголовный закон предусматривает возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера.

Однако, анализ статистических данных показывает, что в настоящее время суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Так, в России в 2010 г. судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия в отношении 752 подростков, в 2011 г. – 822, а в 2012 г.

число освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия снизилось до 461, или на 43,9%; в специальные учебно-воспитательные учреждения в 2010 г. было направлено 337 человек, в 2011 г. – 432 человека, а в 2012 г.

это число сократилось до 270, или на 37,5%, их доля от основного числа осужденных составила, как и в 2012 г., 0,04 % [3].

Принудительный характер данных мер, предполагает оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия, с помощью которых возможно его исправление.

В настоящее время ст. 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему, совершившему преступление, общественно опасных последствий.

Так же несовершеннолетнему разъясняются последствия, которые могут наступить для него при совершении им повторного преступления.

Которые выражаются в привлечении его к уголовной ответственности и назначении санкции, которая предусмотрена соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления, и выражается сущность предупреждения. Предупреждение, как правило, осуществляется в устной форме. Мы поддерживаем позицию Н. А.

Тюгаевой, что эффективнее брать письменное обязательство с несовершеннолетнего, в котором он указывает, что суть предупреждения ему ясна.

Таким образом, письменное обязательство повышает ответственность несовершеннолетнего перед государством, другими людьми и самим собой [4, с.29-30].

Данная мера воспитательного воздействия не предполагает ограничения прав и контроля за поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Это обстоятельство, а также психолого-педагогические особенности личности и негативный опыт поведения зачастую способствуют формированию у подростка чувства безнаказанности.

В связи с этим, полагаем, что эффективнее назначать предупреждение в комплексе с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Передача под надзор на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган заключатся в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего, совершившего преступление, и контролю за его поведением. Становление личности начинается в семье, поэтому данная мера носит ярко выраженный воспитательный характер [5, с. 221].

Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: родители (опекуны) и специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, происходят из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ.

Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитанию подростка, к устранению криминогенных условий.

Если, родители или лица, их заменяющие имеют влияние на подростка, правильно оценивают его поведение, могут осуществлять за ним повседневный контроль, в этом случае, имеет смысл назначение данной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителям. Хоть закон и не требует согласия родителей в качестве для применения этой меры, но применение ее без такого согласия не эффективно.

Когда родители и заменяющие их лица, не согласны принять обязанность по надзору, либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, лучше передать несовершеннолетнего преступника под надзор специализированному государственному органу. Изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа рассматривается как вынужденная, крайняя мера.

Возложение обязанностей загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него трудовых навыков. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего, совершившего преступление, работать, умение заниматься общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.

В исключительных случаях, обязанность загладить причиненный вред может касаться и причиненного морального вреда, который может быть заглажен извинением раскаявшегося несовершеннолетнего преступника, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.

Эта мера будет являться эффективной, если у несовершеннолетнего есть возможность выполнить ее самостоятельно, без чужой помощи.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой, связанной с ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление.

При применении данной меры, несовершеннолетнему преступнику создаются условия, которые могут оградить его от негативного воздействия окружающей среды.

В УК РФ указаны следующие требования к поведению несовершеннолетнего за период применения к нему данной меры:

  • запрет на посещение определенных мест;
  • использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;
  • ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;
  • требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Данные ограничения имеют выраженный воспитательный характер, потому что при их назначении используются педагогические средства стимулирования (обязанности, запреты, требования). Они нацелены на улучшение условий для исправления, наказания негативного и одобрения позитивного развития несовершеннолетнего. Перечень требований не исчерпывающий и при определенных условиях может быть дополнен.

Так же существуют методы регулирования поведения, избавления от негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием очень важную педагогическую функцию выполняет контроль со стороны всех субъектов воспитания несовершеннолетнего осужденного

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения – принудительными. С уголовным наказанием они имеют только внешнее сходство. В принудительных мерах воспитательного воздействия отсутствуют элементы наказания. Они не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

К сожалению, применение принудительных мер воспитательного воздействия не являются эффективными, потому что у подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия. Он не чувствует ответственности за наступившие последствия, совершенного им преступления.

В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления, что побуждает государственные органы привлекать их к уголовной ответственности.

Поэтому, мы придерживаемся точки зрения, что необходимо законодательно исключить возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, когда они ранее освобождались от уголовной ответственности с применением таких мер [6, с. 133].

Источник: https://novainfo.ru/article/10395

Вопрос 83.Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, меры, основания и порядок применения

Меры воспитательного характера

⇐ Предыдущая46474849505152535455

ПОНЯТИЕ Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях — и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

ВИДЫ

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием).

Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.

Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган ( В на- стоящее время это — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.)обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков,подросток достиг 15-летнего возраста; .

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится через судебного исполнителя.

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

-от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

ОСНОВАНИЯ:

деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

В тех случаях, когда несовершеннолетний систематически не исполняет назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Вопрос 84. Иные меры уголовно-правового характера.

Принудительные меры медицинского характера – система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния и страдающим психическими расстройствами (меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов).Устанавливаются постановлением суда (их продолжительность не устанавливается).

Критериипринудительных мер медицинского характера:

1) юридический (основания, цели, виды, порядок назначения, продления, изменения, прекращения этих мер судом в рамках уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства);

2) медицинский (содержание этих мер, определяемое врачами-психиатрами (диагноз, рекомендации по проведению лечения)).

Основания применения принудительных мер медицинского характера:

1) Возможность их назначения судом лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью УК (при отсутствии в деянии признаков состава преступления или совершении лицом малозначительного деяния дело прекращается, нет основания для применения этих мер).

2) Наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства – 3 категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены эти меры (ч.1 ст.97 УК):

· совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;( в силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.)

· у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; ( Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.)

· совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.(Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. )

3) Они назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц

Цели применения принудительных мер медицинского характера (ст.98 УК) – излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Виды принудительных мер медицинского характера (ч.1 ст.99 УК) (назначаются судом с учетом заключения судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы):

1) Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную помощь по месту жительства (психоневрологический диспансер)) (при применении этой меры суд должен установить, что лицо представляет наименьшую опасность для общества и способно адекватно осознать смысл применяемой меры).

Может быть применено (к лицам, совершившим преступления в состоянии временного психического расстройства; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства) (при применении этой меры, соединенной с исполнением наказания, ее исполнение возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии; если лицу назначено наказание, не связанно с лишением свободы, – на учреждения здравоохранения).

2) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (лечение лиц, нуждающихся в стационарном лечении и наблюдении, не требующее интенсивного наблюдения) (может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует определенных условий лечения, ухода, содержания и наблюдения).

3) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (лечение лиц, требующее постоянного наблюдения мед.персоналом и наружной охраной).

4) Принудительное представляющих повышенную опасность для себя и для других лиц, и требующих постоянного интенсивного наблюдения).

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осущ-ся судом по представлению админ-ции учреждения, осуществляющего принуд. лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч.1 ст.102 УК).

Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев (для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры).

Основание для прекращения применения указанных мер – выздоровление лица или изменение его психического состояния, при котором исчезает его общественная опасность (отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры).

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

По новым правилам конфискация имущества может быть применена не только в случае совершения тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, как, например, предусмотренных статьей 147 УК.

⇐ Предыдущая46474849505152535455

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 3095 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-81454.html

32. Понятие и выды принудительных мер воспитательного характера

Меры воспитательного характера

Вместе с тем большинство ученых склоняютсяк мысли, что “принудительные мерывоспитательного воздействия следуетрассматривать не как альтернативунаказанию, а как самостоятельную формуреализации уголовной ответственностинесовершеннолетних, применяемую копределенной категории несовершеннолетних”,и их юридическая природа “заключаетсяв их значении как особой формы реализацииуголовной ответственности несовершеннолетних,выражающейся в освобождении их судомот наказания, предусмотренного в санкцииинкриминируемой им статьи”

части 2 ст. 90 УК РФ предусмотрены следующиевиды принудительных мер воспитательноговоздействия:

– предупреждение;

– передача под надзор родителей или лиц,их заменяющих, либо специализированногогосударственного органа;

– возложение обязанности загладитьпричиненный вред;

– ограничение досуга и установлениеособых требований к поведениюнесовершеннолетнего.

Перечень видов принудительных мервоспитательного воздействия являетсяисчерпывающим, суд не вправе по своемуусмотрению назначить какой-либо другойих вид, помимо того, что указано в законе.

Выбор конкретной меры воспитательноговоздействия осуществляется с учетоммотивов совершенного несовершеннолетнимипреступления, их поведения послесодеянного, а также с учетом того,применялись ли к ним ранее вышеперечисленныемеры и какие именно. В соответствии сч. 3 ст.

90 УК РФ возможно применение кнесовершеннолетнему нескольких меродновременно.

Длящиеся принудительные мерывоспитательного воздействия (передачапод надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, либо специализированногогосударственного органа, ограничениедосуга и установление особых требованийк поведению несовершеннолетнего)устанавливаются на срок, указанный вч. 3 ст.

90 УК РФ: от одного месяца до двухлет при совершении преступления небольшойтяжести и от шести месяцев до трех лет- при совершении преступления среднейтяжести.

Однако при выборе одной издлящихся принудительных мер воспитательноговоздействия и определении ее срока судуследует учитывать, что в любом случаетакая мера не может длиться последостижения лицом возраста 18 лет.

Предупреждение и возложение обязанностизагладить причиненный вред относятсяк безусловным видам освобождения отуголовной ответственности, а передачапод надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, либо специализированногогосударственного органа и ограничениедосуга и установление особых требованийк поведению несовершеннолетнего – кусловным (освобождение может бытьвпоследствии отменено, а несовершеннолетнийпривлечен к уголовной ответственности- ч. 4 ст. 90): “В случае систематическогонеисполнения несовершеннолетнимпринудительной меры воспитательноговоздействия эта мера по представлениюспециализированного государственногооргана отменяется, и материалы направляютсядля привлечения несовершеннолетнегок уголовной ответственности”. В случаеотмены принудительных мер необходимоучитывать, что освобождение от уголовнойответственности и применение принудительныхмер не прерывают и не приостанавливаюттечения давности привлечения к уголовнойответственности.

33-34. Принудительныемеры медицинского характера: основания,цели применения. Виды принудительныхмер медицинского характера.

Принудительные меры медицинскогохарактера — это установленные уголовнымзаконом меры государственного принуждения,применяемые к лицам, совершившимпреступление и нуждающимся в лечении,с целью их излечения и предупрежденияс их стороны совершения новых общественноопасных деяний.

Основанием применения принудительныхмер медицинского характера являетсясовершение лицом общественно опасногодеяния, предусмотренного Особеннойчастью Уголовного кодекса. Законуказывает на 3 основания примененияпринудительных мер медицинскогохарактера:

  1. невменяемость лица к моменту совершения им общественно опасного деяния;

  2. заболевание психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания после осуждения;

  3. установление у него психического расстройства, не исключающего вменяемости.

Принудительные меры медицинскогохарактера назначаются, если психическоерасстройство обуславливает возможностьпричинения этими лицами существенноговреда себе или окружающим.

Целями применения принудительных мермедицинского характера являются:

излечение вышеуказанных лиц либоулучшение их психического состояния;

предупреждение совершения ими новыхдеяний, предусмотренных Особеннойчастью Уголовного кодекса.

Виды принудительных мер медицинскогохарактера:

  • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Может быть назначено судом лицу, признанному как вменяемым, так и невменяемым. Эта мера назначается, если лечение этого лица, а также безопасность его и окружающих будут обеспечены амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра.
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Применяется к больным, совершившим общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь граждан, и по психическому состоянию не представляющим опасности для окружающих, но нуждающимся в больничном содержании и лечении в принудительном порядке. Эти лица не требуют интенсивного наблюдения.
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Направляются больные, не представляющие угрозы для окружающих, но нуждающиеся в лечении в условиях постоянного усиленного наблюдения, что может быть обусловлено конфликтностью лица, его склонностью к побегу, некоторой агрессивностью, не связанной с особой опасностью для общества.
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Помещаются больные, которые по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляют особую опасность для общества. Они требуют постоянного интенсивного наблюдения.

Источник: https://studfile.net/preview/7769084/page:19/

Сравнительное уголовное право

Меры воспитательного характера

Институт принудительных мер воспитательного характера непосредственно предусмотрен в УК всех стран СНГ и Балтии, бывших югославских республик. В других странах они предусмотрены только специальными законами о несовершеннолетних. В Болгарии, Сербии и Эстонии воспитательные меры предусматриваются как в УК, так и в специальном законе.

В большинстве стран СНГ, а также Латвии и Монголии рассматриваемая категория именуется «принудительные меры воспитательного характера», в Узбекистане — просто «принудительные меры», в Литве — «меры воспитательного воздействия», в бывших югославских республиках — «воспитательные меры», в Польше — «меры воспитания, лечения или исправления», во Франции — «меры защиты, помощи, надзора и воспитания», в Японии — «меры защиты» и т.д.

По УК Судана меры в отношении несовершеннолетних отнесены к общей категории «мер по надзору и исправлению» наряду с мерами в отношении престарелых и душевнобольных. В УК ряда стран воспитательные меры рассматриваются как разновидность мер безопасности.

Юридическая природа воспитательных мер определяется неоднозначно. В большинстве стран мира они выступают как одна из форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних наряду с наказанием.

В то же время по УК стран СНГ (кроме Казахстана) и Литвы воспитательные меры могут применяться как при освобождении от уголовной ответственности, так и при освобождении от наказания. Таким образом, в указанных странах, в зависимости от ситуации, воспитательные меры выступают либо как альтернатива уголовной ответственности либо как способ ее реализации.

Согласно УК стран СНГ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или также средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В УК России содержится аналогичная формулировка, из которой в 2003 году было исключено условие «впервые».

В УК Грузии наказания или принудительные меры воспитательного воздействия объединены понятием «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних».

По законодательству Албании, Алжира, Болгарии, Казахстана, Латвии, Монголии, Франции, Эстонии воспитательные меры применяются только при освобождении несовершеннолетнего от наказания в качестве альтернативной меры.

В странах, где для совершеннолетних определенной возрастной группы установлен специальный «некарательный» режим уголовной ответственности, воспитательные меры соответствующим лицам назначаются вместо наказания.

Так, согласно УК Таиланда, если ребенок, достигший возраста 7 лет, но не достигший возраста 14 лет, совершает деяние, признаваемое законом преступлением, он не может быть наказан, но суд имеет право: вынести ребенку предупреждение и потом отпустить его; передать ребенка родителям или опекуну при условии, что родители или опекун позаботятся о том, чтобы ребенок не причинял вреда в течение предписанного судом срока, не превышающего 3 лет.

В Мали аналогичные меры применяются в порядке процедуры посредничества, обеспечивающего примирение между несовершеннолетним правонарушителем и потерпевшим.

Наиболее часто национальные законодательства предусматривают следующие воспитательные меры:

  • предупреждение или выговор;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
  • передача в подходящую семью;
  • помещение в режим помощи;
  • общественные работы;
  • возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;
  • помещение в воспитательное учреждение.

Как показывает приведенный выше список, некоторые из воспитательных мер (например, общественные работы) отличаются от наказаний только по формальным признакам.

Наиболее строгой мерой воспитательного характера является помещение в воспитательное (лечебно-воспитательное) учреждение, поскольку она в наибольшей мере ограничивает свободу несовершеннолетнего.

В национальных законодательствах воспитательное учреждение терминологически обозначается по-разному: «учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение»; «воспитательное училище-интернат».

По УК Эстонии в качестве двух самостоятельных мер предусмотрено помещение в воспитательный дом для молодежи или в школу-интернат и помещение в школу для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания.

УК Федерации Боснии и Герцеговины и Македонии различают помещение в воспитательное и воспитательно-исправительное учреждение (в УК Македонии — «дом образования и исправления»). Последнее отличает более строгий режим.

УК Черногории помимо воспитательного и воспитательно-исправительного, предусматривают также возможность помещения несовершеннолетнего в учреждение для лечения и профессиональной подготовки.

В Испании различается помещение в учреждения с закрытым, полуоткрытым и открытым режимом, а также помещение в лечебное учреждение.

Во Франции, согласно Ордонансу 1945 года, судья может поместить несовершеннолетнего в воспитательное учреждение или учреждение профессионального обучения; направить в медицинское или медико-педагогическое учреждение; передать в интернат для несовершеннолетних правонарушителей («учреждение надзираемого или исправительного воспитания»).

УПК Марокко различает следующие меры: а) помещение подростка в воспитательное или образовательное государственное или частное учреждение, приспособленное для этого; б) помещение подростка в лечебное либо в лечебно-воспитательное учреждение; в) помещение подростка в интернат для юных правонарушителей школьного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=VIXANQrf5Dw\u0026list=PLCudXZcslfSOKm89UTzp4KRxT4Hk_LFvz

Законодательство стран СНГ бывших югославских республик, Литвы и некоторых других государств более или менее подробно раскрывает содержание каждого из видов воспитательных мер.

Так, согласно УК стран СНГ предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным законом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на соответствующий орган исполнительной власти обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения соответствующего государственного органа.

На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность продолжить образование либо трудоустроиться с помощью соответствующего государственного органа. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать, кроме этих, и иные меры.

В некоторых странах аналогичная воспитательная мера носит название «контролируемой свободы».

Воспитательная мера в виде ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего имеет определенное сходство с институтом условного осуждения, поскольку в случае нарушение ее условий грозит несовершеннолетнему применением реального наказания.

Так, согласно УК стран СНГ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия эти меры по представлению соответствующего государственного органа отменяются и материалы направляются в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Источник: https://isfic.info/sravn/gran136.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.