Места предварительного заключения

Основания, условия и порядок заключения подозреваемого под стражу

Места предварительного заключения

В российской уголовной практике существует процедура заключения подозреваемого под стражу до вынесения приговора.

Такая мера пресечения назначается судом в случаях, когда более мягкие способы невозможны. Законодательство строго регламентирует порядок и срок заключения под стражу.

Разберемся подробно, какие цели преследует подобная процедура, и как ее осуществляют правоохранительные органы.

Условия задержания

Что собой представляет заключение под стражу? В уголовном законодательстве это действие является мерой в отношении обвиняемого или подозреваемого, направленной на его временную изоляцию. Применяется на период рассмотрения всех доказательств и материалов дела вплоть до вынесения судебного приговора. Процесс регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Обратите внимание! С юридической точки зрения заключение не является арестом, как его принято называть в обиходе: арест – уголовное наказание, заключение под стражу – временная мера пресечения.

Человек, которого задержали, считается следственно-арестованным и содержится в следственном изоляторе, тогда как арестованный и осужденный отбывает срок в тюрьме или колонии.

Подобная предварительная мера применяется при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, наказание за которые предполагает лишение свободы. Например, убийство, побои, похищение, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, доведение до самоубийства. Основаниями могут служить:

  • препятствия для ведения следствия со стороны обвиняемого;
  • попытки замести следы, уничтожить улики, надавить на свидетелей;
  • вероятность продолжения преступной деятельности;
  • возможность сбежать от следствия;
  • создание любых помех в возбуждении, а также расследовании дела.

В особых случаях содержание под стражей избирается, если у подозреваемого нет постоянного места жительства, он скрывается от суда и нарушает выбранную ранее меру наказания.

Порядок заключения

Новые нормы российского законодательства предполагают, что вопросом назначения меры пресечения занимаются судебные органы, тогда как раньше это была прерогатива прокуратуры.

Следователь или дознаватель с разрешения прокурора подает ходатайство в суд на основании материалов расследования. В прошении о заключении под стражу обязательно указываются:

  • основания для избрания именно такой меры;
  • причины отказа от более мягкой предварительной меры, в частности домашнего ареста или подписки о невыезде;
  • обстоятельства досудебной проверки и уголовного дела.

Судья изучает представленные доказательства стороны обвинения, после чего выносит постановление о задержании указанного лица. Дальнейшие действия по розыску, поимке и доставке в СИЗО проводят правоохранительные органы.

Возможность изменения меры пресечения

Меру пресечения в виде заключения под стражу можно обжаловать в судебном порядке. Для этого сам обвиняемый или его адвокат подает кассационную жалобу в суд высшей инстанции. Прошение должно быть хорошо аргументировано, поэтому в бумаге обязательно указывается:

  • наличие несовершеннолетних детей, родственников на иждивении;
  • семейное положение;
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • доказательства сотрудничества со следствием и нежелания препятствовать установлению истины.

Жалоба рассматривается судьей быстро, в течение трех дней с момента регистрации в канцелярии. Правильно оформленный документ и наличие веских аргументов – главные условия избрания более мягкой меры.

В особых случаях заключенный может быть освобожден от назначенной меры по медицинским показаниям. Речь идет о заболеваниях, требующих стационарного лечения или постельного режима. К таковым относится туберкулез, ВИЧ, онкология, тяжелая форма сахарного диабета, паралич, сердечная недостаточность. Полный список можно посмотреть в тексте Постановления Правительства РФ от 14.01.2011 г. №3.

Права следственно-арестованного

Кроме обжалования решения суда, которое рассматривалась выше, подозреваемое лицо имеет право на:

  • частного адвоката или государственного защитника;
  • один телефонный звонок;
  • медицинскую помощь;
  • полноценное питание;
  • презумпцию невиновности;
  • человечное отношение и уважение.

Если во время дознания ухудшилось состояние здоровья, то человек имеет право на медицинское обследование. По результатам заключения врача допускается изменение меры пресечения на более мягкую, особенно, если речь идет о беременных женщинах или несовершеннолетних лицах.

Нарушение прав человека, в том числе следственно-арестованного, карается законом. При необходимости об их защите позаботится адвокат.

Сроки заключения и основания их продления

Сроки заключения четко прописаны в УПК РФ, в обязательном порядке соблюдаются судебными и следственными органами. Стандартный период, применяемый независимо от тяжести преступления, составляет 2 месяца. Именно в это время расследуется уголовное дело и собираются материалы для суда.

Если досудебный процесс по каким-то причинам затягивается, разрешается продлить срок до 6 или 12 месяцев. В исключительных случаях содержать в следственном изоляторе могут 1,5 года.

Для продления необходимо ходатайство следователя либо руководителя следственного органа с обоснованием причин.

При этом судья обязательно учитывает возраст подозреваемого, состояние здоровья, наличие детей, характер правонарушения.

В общее время заключения входит:

  • период домашнего ареста;
  • задержание в качестве подозреваемого на территории другой страны;
  • нахождение на принудительном стационарном лечении, в том числе психиатрическом.

По окончании указанного срока задержанного обязаны незамедлительно освободить или перевести в места лишения свободы согласно приговору.

Судебная практика

В юридической уголовной практике достаточно часто назначается содержание обвиняемого под стражей до оглашения окончательного приговора. Обычно временной промежуток ограничивается 2-6 месяцами. В это время человек не считается виновным и арестованным, а имеет статус подследственного и ожидает решения суда по делу.

Заключение несовершеннолетнего проводится только в случае совершения им особо тяжкого преступления, которое карается лишением свободы на 5 и более лет. Такая мера назначается в крайних ситуациях, если он представляет большую опасность для общества. При этом устанавливаются максимально короткие сроки содержания в СИЗО.

Процессуально законодательные нормы выполняются полностью, подобная мера используется только в отношении лиц, совершивших неправомерные действия средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Кроме того, учитывается наказание за преступление со сроком лишения свободы от двух лет.

Предварительное заключение в СИЗО не проводится при:

  • жульничестве, обмане в сфере предпринимательства;
  • мошенничестве и материальных растратах;
  • причинении имущественного ущерба;
  • организации азартных игр;
  • отмывании денежных средств;
  • разглашении государственной тайны;
  • уклонении от уплаты налогов;
  • незаконной финансовой и банковской деятельности;
  • вывоз ценностей.

Подобных ситуаций много, поэтому каждое дело рассматривается в частном порядке, а мера пресечения отдается на усмотрение судьи.

Итоги: основания и срок заключения под стражу

Заключение под стражу – мера процессуального пресечения, избираемая для подозреваемого или обвиняемого лица на время расследования и до вынесения приговора суда. Обычно она применяется, если у следствия есть серьезные подозрения, что человек всячески мешает судопроизводству по уголовному делу или собирается сбежать от правоохранительных органов.

Срок содержания в изоляторе ограничивается двумя месяцами, продлевается в исключительных случаях. Весь процесс содержания находится в руках судебной системы и полностью регулируется российским законодательством.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb6ddab75327600b390c6aa/osnovaniia-usloviia-i-poriadok-zakliucheniia-podozrevaemogo-pod-straju-5d443840d5135c00ae62f7db

Учреждения, исполнявшие заключение под стражу в России до октября 1917 года

Места предварительного заключения

Ко времени Октябрьской революции в Рос­сии сложилась тюремная система, не способная на практике ре­ализовать принцип раздельного содержания разных категорий заключенных, но, по крайней мере, активно к этому стремившая­ся.

Об этом свидетельствует наличие мест лишения свободы, сориентированных на исполнение разных видов заключения под стражу и, в частности, в качестве меры пресечения.

Работы по хозяйственному обслуживанию тюремных учреждений осуществлялись полностью силами заклю­ченных и оплачивались за счет заключенных.

Петров В.В.

Построение системы органов, обеспечивающих изоляцию от общества, во все времена напрямую зависело от су­ществующей системы уголовных наказаний и мер процессуального принуждения, а также сложившейся практики их применения.

К началу ХХ века лишение человека свободы в качестве уголовного наказания заняло прочное место в Российском зако­нодательстве. Согласно ст.2 Уголовного уложения 1903 г. “на­казания, определяемые за преступные деяния, суть:

  1. Смертная казнь;
  2. Каторга;
  3. Ссылка на поселение;
  4. Заключение в исправительном доме;
  5. Заключение в крепости;
  6. Заключение в тюрьме;
  7. Арест;
  8. Денежная пеня”[1].

Как видим, из восьми наименований пять (2, 4, 5, 6, 7) представляют собой различные варианты лишения свободы. Лише­ние свободы практически вытеснило из системы наказаний ссыл­ку, которая занимала в ней главенствующее место вплоть до второй половины XIX века.

“Она была наказанием весьма тяж­ким, когда ей предшествовали мучительные телесные наказания, утомительное следование в течение полутора-двух лет по этапу в кандалах. Когда по прибытии к месту ссылки в связи с малой населенностью Сибири преступник должен был отыскивать пропи­тание почти в безлюдной местности.

Но с отменой телесных на­казаний, введением усовершенствованного способа перевозки арестантов по железным дорогам и на пароходах, с ростом на­селения Сибири, ссылка туда практически была сведена к прос­тому переселению”[2].

Дореволюционное Российское законодательство, употребляя термин “содержание под стражею”, не разделяло уголовное на­казание и меру пресечения. Ст.1 Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею в редакции 1890 года (далее – Уста­вы о содержащихся под стражею) гласила:

“1. под стражею употребляется: 1) как мера пресечения лицам, обвиняемым в преступлениях и проступках, способов уклонения от следствия и суда; 2) как мера исправ­ления и наказания; 3) как мера, применяемая к неисправным должникам, и 4) как мера, принимаемая относительно пересыль­ных арестантов.”

Как следствие, исполнение всех вариантов содержания под стражей регламентировалось одними и теми же нормативными до­кументами, основными из которых являлись уже упомянутый Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и подписан­ная 28 декабря 1915 года Общая тюремная инструкция.

Присутствие в законе разных видов лишения свободы пред­полагало создание разных видов мест заключения. К состоящим в гражданском ведомстве местам содержания под стражей отно­сились:

  • помещения для подвергаемых аресту;
  • исправительные приюты для несовершеннолетних;
  • арестантские помещения при полиции;
  • тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные зам­ки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма);
  • исправительные арестантские отделения;
  • тюрьмы для содержания присужденных к каторжным рабо­там преступников;
  • пересыльные тюрьмы.

Заключение в крепости исполнялось соответствующими мес­тами заключения, находившимися в подчинении военного ведомс­тва. Помимо уже перечисленных, в г. Санкт-Петербурге были открыты Дом содержания неисправных должников и Дом предвари­тельного заключения[3].

В 1900 году в России действовало 895 тюрем:

  • 718 тюрем общего устройства (губернские, областные, окружные, тюрьмы градоначальников, тюрьмы следственные, срочные, СПб дом предварительного заключения, Московская исправительная тюрьма, полицейские арестантские помещения и военные гауптвахты);
  • 132 тюрьмы Привисленского края;
  • 31 исправительно-арестантское отделение;
  • 6 каторжных тюрем;
  • 8 пересыльных тюрем[4].

Несмотря на то, что в результате проведенной в конце 70-х начале 80-х годов XIX века реформы была создана столь разветвленная система тюремных учреждений, добиться раздель­ного содержания разных категорий арестантов Главному Тюрем­ному управлению не удавалось. Так, например, на 1 января 1916 года в Тобольской губернии функционировали:

  • Тобольская каторжная № 1 тюрьма;
  • Исправительное арестантское отделение;
  • Губернская тюрьма (г. Тобольск);
  • 8 уездных тюрем (Тюменская, Ишимская, Курганская, Тарская, Туринская, Тюкалинская, Ялуторовская, Березовская).

Однако по “Годовой ведомости о движении тюремного на­селения в местах заключения Тобольской губернии за 1915 год”, как впрочем, и за другие годы, специализация прослежи­вается только у каторжной тюрьмы (содержатся только присуж­денные в каторжные работы) и у исправительного арестантского отделения (содержатся только присужденные в исправительные арестантские отделения).

Все остальные места заключения по­лифункциональны, то есть в них содержатся все категории зак­люченных, как-то: подсудимые и следственные; срочные, при­сужденные к аресту, содержанию в крепости, тюрьме, исправи­тельном арестантском отделении, присужденные к каторжным ра­ботам; пересыльные; по распоряжению административных властей (дознание проводят жандармские власти); несостоятельные должники[5].

Таким образом, оставалось актуальным одно из основных положений, которыми обосновывалась необходимость проведения тюремной реформы: “Арестантская масса содержалась без разде­ления по категориям. Следственные были в одних камерах с осужденными, приговоренные к краткому аресту – вместе с ка­торжными”[6].

Нельзя сказать, что подобное положение устраивало руко­водство тюремного ведомства. На имеющие место нарушения пос­тоянно указывалось при проведении инспекций мест заключе­ния[7].

Однако в ГТУ не могли не понимать, что ставшая недоб­рой русской традицией экономия на содержании тюремной систе­мы[8] сделала объективно невыполнимой задачу обеспечения всех регионов необходимыми видами мест заключения.

В той же То­больской губернии на 1 января 1915 года в исправитель­ном арестантском отделении содержалось 108 человек, в то время как по всем тюрьмам губернии на тот момент заключен­ных этой категории было 653 человека, что намного превышало возможности вышеупомянутого отделения[9].

По словам одного из чиновников Главного тюремного управления того времени, “нес­мотря на всю кажущуюся стройность и целесообразность такой карательной системы, приходится придти к заключению, что она совершенно не соответствует условиям нашей современной госу­дарственной жизни, отчего многия требования закона и оказы­ваются невыполнимыми”[10].

Необходимость содержания лиц, находящихся под следстви­ем и судом, отдельно от уже осужденных признавалась как практиками, так и учеными-пенитенциаристами. В решениях меж­дународного тюремного конгресса 1890 года (г.

Санкт-Петер­бург) было записано: “Желательно учреждение для содержания под стражею подследственных арестантов, по мере возможности, особых мест заключения или, по крайней мере, особых отделе­ний в тюрьмах”[11].

Однако на практике реально действовавшими специализированными тюрьмами по типу современных СИЗО в Рос­сийской империи начала ХХ века можно было признать Санкт-Пе­тербургский дом предварительного заключения, Варшавскую следственную тюрьму и ряд так называемых подследственных арестов в Привисленских губерниях[12]. Относительно последних трудно сказать, аналогом чего они в большей степени явля­лись: следственного изолятора или изолятора временного со­держания. Да и находились они на территории Царства Польско­го, где законодательство и правоприменительная практика име­ли определенные национальные черты. В целом же на территории России содержание различных категорий арестантов реализовы­валось таким же образом, как было описано чуть выше на при­мере Тобольской губернии.

Принятые в ходе тюремной реформы нормативные акты прак­тически лишь легализовали существующее положение. Основным видом мест заключения стала тюрьма. Согласно ст.168 “Уставов о содержащихся под стражею” в тюрьмах содержались:

  1. “состоящие под следствием и судом, обвиняемые в пре­ступлениях и проступках, для пресечения им способов уклоне­ния от следствия и суда;
  2. осужденные на временное заключение в тюрьме в нака­зание за преступления и проступки;
  3. приговоренные к кратковременному аресту из лиц, изъ­ятых из наказаний телесных;
  4. в тех городах, на кои не распространяется действие статей 275-277 (практически все города Российской империи, кроме г. Санкт-Петербурга – В.П.), неисправные должники.

Сверх того в тюрьмах содержатся: пересыльные арестанты, ссыльные всех разрядов, впредь до высылки их, и военные арестанты в случаях, законом определенных”.

Статья 170 указанного документа подчеркивала особый статус Санкт-Петербургского дома предварительного заключения и его отличие от других тюрем. В ст.171 давались конкретные рекомендации по использованию в различных местностях имею­щихся мест заключения для содержания разнородной массы зак­люченных.

Окончательную регламентацию содержания под стражей раз­ных категорий арестантов дала Общая тюремная инструкция. Признавая их нахождение в одних учреждениях, Инструкция в ст.

153 рекомендовала распределять в разные камеры по полу, возрасту, судимости, разрядам (испытуемые, исправляющиеся и пр.), срокам заключения; состоящих под следствием и судом, срочных, рецидивистов и осужденных впервые…

Но после каж­дой упомянутой категории в тексте следует оговорка “по воз­можности”, поэтому мы употребили термин “рекомендовала”, а не “требовала”[13].

Что касается экономии на содержании заключенных, то ее также можно назвать давней русской традицией. В допетровскую эпоху основу пропитания арестантов составляли подаяния и по­жертвования благотворителей[14].

Возложение работ по обслужи­ванию мест заключения на самих содержащихся в них было прак­тически узаконено с начала XIX века. В “Книге для записей состояния острога (Тюменского – В.П.

), количества каторжных, подсудимых, происшествиях, служителях острога” с февраля 1828 года в качестве самостоятельной категории арестантов фигурируют “служители”, то есть люди, на постоянной основе выполнявшие хозяйственные работы[15].

Идея полной самоокупаемости тюрем в дореволюционной России нормативного закрепления не получила.

Согласно стать­ям 6, 8 и 9 “Уставов о содержащихся под стражей” содержание тюремных учреждений разного уровня относилось на счет госу­дарственного казначейства, земств и городских доходов. В те времена предпочитали просто недодавать положенные суммы.

А вот система хозяйственного обслуживания силами заключенных и за счет средств, заработанных заключенными, была неплохо от­работана и достаточно подробно регламентирована.

К хозяйственным относились все работы, имевшие своим назначением “удовлетворение ежедневных потребностей мест заключения и арестантов в их домашнем обиходе”.

Работы эти подразделялись на платные и бесплатные в зависимости от то­го, занимались ли ими арестанты постоянно (хлебопеки, каше­вары, прачки, истопники, ламповщики, больничные служители и т.п.

) или же назначались по наряду на временные работы типа подметания дворов, колки дров, уборки снега (ст.227 Общей тюремной инструкции).

Арестанты, занятые на хозяйственных работах, получали вознаграждение за свой труд. Оплата производилась не из средств бюджетного финансирования или, как это называлось “из средств экономических”, а из так называемой “тюремной доли арестантского заработка” (ст.228 Общей тюремной инст­рукции). В соответствии со ст.

359 “Уставов о содержащихся под стражею” оплата труда лиц, занятых “доходными работами”, составляла от десяти до сорока процентов от полученного в результате этих работ дохода (отсюда и название работ). Ос­тавшаяся часть прибыли распределялась следующим образом: по­ловина в доход государственного казначейства, а вторая поло­вина – в доход тюрьмы.

Эта последняя и являлась той самой “тюремной долей арестантского заработка”, из которой оплачи­вались хозяйственные работы.

Реформы, планировавшиеся Временным правительством, сох­раняли в неизменном виде систему мест заключения. Все усилия были направлены на разработку новой доктрины в сфере реали­зации карательной политики государства.

Основными идеями явились: провозглашение перевоспитания человека в качестве главной задачи наказания, а также подбор и подготовка кад­ров, способных решать новые задачи[16]. В циркулярном письме Главного управления местами заключения № 34 от 27 апреля 1917 года указывалось, что утвержденная 28 декабря 1915 г.

Министром юстиции Хвостовым Общая тюремная инструкция не мо­жет считаться “подлежащей безусловному применению”. Но ею предлагалось руководствоваться вплоть до принятия нового документа[17].

Источник: https://advokatsidorov.ru/zakljuchenie-pod-strazhu-do-oktjabrja-1917-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.