Местами содержания под стражей являются

6.1 Правовая природа и виды мест содержания под стражей. Основания применения заключения под стражу

Местами содержания под стражей являются

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает сходный, на первый взгляд, с институтом лишения свободы институт – заключение под стражу. Рассмотрим, в чём же заключается их схожесть.

Первое сходство в том, что места содержания под стражей и места отбывания лишения свободы входят в уголовно-исполнительную систему[1].

Места содержания под стражей и места отбывания лишения свободы имеют общую нормативную базу своей деятельности. В соответствии с п. 1.

3 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в число нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности следственного изолятора, входят также закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ.

Места содержания под стражей и места отбывания лишения свободы объединяет единая система правоприменительных органов. В соответствии с разд. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний с ее основными задачами являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

[1] Ст. 5 закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; ст. 7, 8 федерального закона от 15 июля 1995 г.

№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм.); приказ Минюста РФ от 25 января 1999 г.

№ 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изм.).

В связи с принятием России в Совет Европы и необходимостью приведения условий содержания под стражей в соответствие с требованиями международных стандартов разработана Федеральная целевая программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, свидетельствующая о единстве организационно-технических подходов к этим местам изоляции[1].

В законодательно установленных случаях заключенные под стражу подозреваемые и обвиняемые могут находиться в местах лишения свободы. Так, в соответствии со ст. 7, 10 федерального закона (ФЗ) от 15 июля 1995 г.

№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ. И, наоборот, осужденные к лишению свободы могут содержаться в местах предварительного содержания под стражей.

Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В соответствии со ст.

77 УИК РФ в исключительных случаях предусматривается возможность оставления лиц, впервые осужденных на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного согласия в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. На эту категорию осужденных режим предварительного заключения не распространяется. Их правовой статус регулируется нормами, действующими в исправительных колониях общего режима.

При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В этих случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (ст. 77.1 УИК РФ).

На практике ввиду отсутствия необходимого количества тюрем как мест лишения свободы с покамерным режимом содержания в каждом субъекте Российской Федерации допускается оборудовать тюремные отделения для осужденных в отдельных помещениях мест предварительного содержания под стражей. При этом режим, правовое положение содержащихся в них лиц и иные вопросы решаются по правилам уголовно-исполнительного законодательства.

Общие положения и требования, относящиеся к режиму и его элементам, в обоих типах мест изоляции от общества в значительной мере совпадают. Это относится к обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в рассматриваемых местах, обеспечению прав и обязанностей содержащихся в них лиц и другим элементам режима, нормам продовольственного, вещевого снабжения и т.п.

[1] О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: пост. Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 760  // СЗ РФ. – 1996. – № 27.

Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства. Данная мера применяется к определенному кругу лиц, установленному УПК РФ.

Возможность заключения под стражу в качестве меры пресечения предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством при наличии определенных оснований.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

Статья 99 УПК РФ обязывает учитывать при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 153 97 УПК РФ, также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Заключение под стражу как самая строгая мера пресечения применяется с соблюдением требований ст.

99 УПК РФ в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому или обвиняемому несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случаях совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).

Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК РФ), что полностью соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.

Сроки содержания под стражей, порядок изменения и прекращения содержания под стражей и другие процессуальные вопросы регламентируются УПК РФ.

Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей.

Виды этих мест, порядок и условия содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых, гарантии их прав и законных интересов определяются специальными федеральными законодательными актами.

В соответствии со ст.

7 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами их содержания являются:

1) следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

2) следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;

3) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) органов внутренних дел (милиции общественной безопасности, т.е. местной милиции);

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности;

5) учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

6) гауптвахты;

7) корабли или зимовки в специально приспособленных для этих целей помещениях, в случаях, когда нет возможности поместить лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в территориальные следственные изоляторы.

Источник: http://libraryno.ru/6-1-pravovaya-priroda-i-vidy-mest-soderzhaniya-pod-strazhey-osnovaniya-primeneniya-zaklyucheniya-pod-strazhu-ug_isp_pravo_latushkina_2010/

под стражей

Местами содержания под стражей являются

04.08.2019

Заключение под стражу считают принудительной и законной мерой пресечения, которую в качестве официального наказания используют при задержании лиц, подозреваемых в преступлениях. В этой ситуации за решетку отправляют до рассмотрения уголовного конкретного дела в местном суде и до вынесения судебного официального приговора.

Нахождение под арестом

При официальном заключении под стражу, по решению местного районного суда гражданина РФ лишают свободы на определенный срок. Подробная информация о такой мере пресечения отражена в ФЗ № 103.

Согласно ст. 5 ФЗ № 103, за решетку отправляют на основании таких документов:

  • протокола задержания подследственных лиц;
  • судебного решения об отправлении в ИВС.

Согласно ст. 91 УПК РФ, при наличии достоверных сведений о совершении гражданином РФ конкретного преступления и после получения согласия от сотрудника Прокуратуры, в местный районный суд направляют ходатайство об отправлении подозреваемого под арест.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 103, взаимодействие с подследственным лицом осуществляют на принципах гуманизма, равенства перед законом, презумпции невиновности и др. В этой ситуации в отношении обвиняемого недопустимы никакие пытки или иные действия по применению физического или иного насилия.

Нормы законодательства РФ

Порядок и перечень условий содержания за решеткой подследственных лиц указаны в следующих правовых актах:

 Согласно ст. 2 ФЗ № 103, подозреваемым (обвиняемыми) считают подследственных лиц, которые отправлены за решетку или задержаны по официальному обвинению в совершении одного или нескольких преступлений.

Немного о статье 95 УПК РФ

Согласно ч. 1 ст. 95 УПК РФ, подробная информация о сроках и различных условиях нахождения под арестом приведена в ФЗ № 103.

Во 2 части этой статьи говорится о том, при необходимости, обвиняемого привлекают к участию в различных оперативных мероприятиях.

Это делают только с письменного согласия (разрешения) того следователя, который ведет официальное расследование по конкретному уголовному делу.

Условия содержания под стражей в ИВС (СИЗО), правила оказания медуслуг и иные нюансы устанавливают в отдельных постановлениях Правительства РФ. Ниже приведены основные из них.

Где содержат

Подследственных лиц отправляют в изолятор временного содержания (ИВС). В отличие от СИЗО, эти госучреждения находятся на контроле и обеспечении МВД, а не ФСИН.

Подозреваемого выпускают на свободу после снятия всех обвинений. В ином случае, его переводят в СИЗО.

Условия содержания в ИВС

Условия содержания в ИВС отражены в приказе Минюста РФ № 189 от 14 октября 2005 г. Согласно этому документу, арестантов отправляют в сухие, вентилируемые жилые помещения с жилплощадью не менее 2,5 кв. м на 1 человека.

Подследственных лиц обеспечивают бесплатным полноценным питанием и такими средствами:

  • кроватью, постельными различными принадлежностями, а также полотенцем, отдельной кружкой, ложкой и миской;
  • различными средствами личной гигиены;
  • одеждой по текущему сезону (при отсутствии своей);
  • журналами из местной библиотеки ИВС и др.

 Подследственные лица не реже 1 раза в день принимают душ, и каждую неделю ходят в баню. На 1 помывку дают не менее 15 мин.

Подследственным лицам оказывают медпомощь. Этих граждан содержат в одиночных или различных общих камерах. Для осуществления круглосуточного надзора эти места оснащают аудиотехникой и скрытыми видеокамерами.

В постановлении Правительства Российской Федерации № 3 от 14 января 2011 г. приведен перечень заболеваний, при выявлении которых подозреваемого освобождают от содержания под стражей. Таковыми болезнями, в частности, считают туберкулез, печеночную недостаточность 3 степени, злокачественные разнообразные опухоли и др.

Правовой статус подследственных лиц

Правовой статус подследственных лиц установлен в ст. 6 ФЗ № 103. В соответствии с этой статьей настоящего федерального закона, этих граждан РФ считают невиновными до вынесения судебного приговора.

Арестанты имеют все права и обязанности остальных граждан РФ, но с некоторыми ограничениями. В отношении подследственных лиц недопустима дискриминация по половому, национальному, расовому и языковому признакам, а также по различному имущественному или иному положению, отношению к конкретной религии и по другим подобным обстоятельствам.

Какими правами обладают

Согласно ст. 17 ФЗ № 103, подследственным лицам предоставляют право на осуществление таких действий:

  • свидание с адвокатом (защитником);
  • свидание с различными близкими людьми и иными лицами, которые приведены в ст. 18 ФЗ № 103;
  • ведение переписки;
  • ночной полноценный сон на протяжении 8 ч.;
  • прогулка в течение 1 ч. как минимум за сутки;
  • пользование постельным бельем и иными подобными вещами;
  • получение посылок, передач;
  • участие в разнообразных сделках и др.

Лица, которые отправлены в СИЗО, в соответствии со своими законными правами, выполняют такие действия:

  • получают деньги и переводят их близким и иным разрешенным лицам;
  • оформляют и расторгают официальный брак;
  • приобретают различные продукты в ларьке СИЗО (тюрьмы) или через сотрудников ИВС в ближайшем супермаркете;
  • оформляют подписку на местные газеты и различные журналы;
  • пользуются телефоном, но под контролем конвоиров.

 При наличии свободных рабочих мест, подследственных лиц отправляют на работу. В подобной ситуации трудятся на производственных разнообразных площадках и в местных мастерских, которые функционируют на территории конкретного ИВС или СИЗО.

Что делают при нарушении законных прав

На практике права подследственных лиц нарушают очень часто. После возникновения такой ситуации оформляют официальную жалобу в местную прокуратуру, суд или иные инстанции, которые контролируют работу ИВС.

По закону, запрещено преследовать арестантов после поступления от них жалобы на самих сотрудников ИВС. В ином случае, последних должностных лиц привлекают к ответственности по ст. 119 УК РФ.

Сроки ареста

Согласно ст. 109 УПК РФ, в ИВС отправляют на такой максимальный срок:

  • 2 мес. — после избрания районным местным судом в качестве официальной меры пресечения такого наказания, как содержание подследственного лица под стражей;
  • 6 мес. — в случае вынесения официального судебного решения об увеличении прежнего срока ареста. Это делают при условии невозможности завершить следствие за 2 мес.;
  • 12 мес. — при повторном продлении времени нахождения под стражей. Это делают в отношении подследственных лиц по одному или нескольким тяжким (особо тяжким) различным преступлениям;
  • 18 мес. — при увеличении текущего срока этой меры пресечения областным судом. Такое возможно только при вероятном совершении гражданином РФ особо тяжких преступлений и при условии получения официального согласия от Председателя СК РФ, начальника следственного департамента МВД РФ и др.

 При несогласии, после каждого увеличения срока ареста в суд подают апелляцию на действия работников органов правопорядка.

Что включают в период нахождения под арестом

В срок ареста включат весь период, на протяжении которого подследственное лицо ограничивают в свободе или сажают за решетку. Таковым периодом считают следующие сроки:

  1. Период задержания предполагаемого преступника в соответствии со ст. 91 УПК РФ (максимум — 48 ч., при продлении районным судом одного срока содержания под стражей — 72 ч.).
  2. Период действия конкретного судебного запрета на выход за пределы квартиры или иной жилплощади. При этом 2 суток отбытия такого наказания считают за один день нахождения под официальным арестом.
  3. Время пребывания под домашним арестом.
  4. Период принудительного пребывания в больнице.
  5. Время ареста за рубежом.

 В срок ареста включают и период предыдущего лишения свободы по текущему уголовному делу. Такое время учитывают при повторном задержании и отправлении за решетку.

Продление срока ареста

Продление времени нахождения под арестом осуществляют по такому установленному порядку:

  • до 6 мес. — при продолжении следствия по истечении 2-месячного периода после открытия дела. Тогда, после получения согласия от руководства СК РФ, в суд отправляют отдельное постановление и получают на руки судебное официальное решение об увеличении срока ареста. Это делает следователь по конкретному уголовному делу;
  • до 18 мес. — при совершении подследственным одного или нескольких особо тяжких различных преступлений. В этой ситуации, как и в первой ситуации, заранее получают разрешение у вышестоящего начальства, а потом идут в судебную инстанцию.

К постановлению прикладывают материалы текущего дела, по которым подтверждают наличие законных различных оснований для увеличения срока нахождения в ИВС. Такую документацию предоставляют суду как минимум за неделю до истечения времени ареста подследственного лица.

В районном местном суде (военном — по делам, подведомственным этим судебным инстанциям) окончательное решение выносят на протяжении 5 суток со дня поступления ходатайства на продление срока.

По результатам заседания принимают судебное официальное постановление, по которому продлевают прежний срок до новой даты или отказывают в удовлетворении требований сотрудника СК РФ, а подозреваемого выпускают на свободу.

При подробном ознакомлении с делом

На официальное ознакомление с материалами конкретного уголовного дела подследственному лицу и следователю дают 30 дней как максимум до истечения срока ареста. Однако, этого времени не всегда хватает.

При увеличении сроков ознакомления с текущим делом в конкретный областной суд подают ходатайство в виде отдельного постановления. К этому документу прикладывают материалы следствия, по которым подтверждают наличие законных различных оснований для такого продления времени.

Время ареста продлевают за неделю до завершения и максимум на 3 месяца. Второе и каждое последующее продление тоже выполняют в 3-месячный срок.

При задержке прокуратурой установленного времени

При задержке прокуратурой времени принятия официального решения 10-дневный срок рассмотрения дела продлевают до 30 суток. Бывает, что в крайний период времени заканчивается срок нахождения подследственного лица под арестом.

Тогда идут в суд и увеличивают время нахождения под стражей на 1 месяц как максимум. Это делает прокурор, который ведет конкретное уголовное дело.

Читать так же:  Досрочный выход на пенсию по новому закону

Источник: https://zakonoved.su/%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.