Место выявления преступления

Место производства предварительного расследования в уголовном процессе по статье 152 УПК РФ

Место выявления преступления

Местом производства предварительного расследования является, в соответствии с нормами статьи 152 российского Уголовно-процессуального кодекса, район, в котором было совершено уголовное правонарушение. Указанные положения Кодекса также регулируют территориальные признаки подследственности.

Суть понятия

Место производства предварительного расследования – это установление определенного органа, которому поручается расследование уголовного дела на конкретном участке территории. В зависимости от распределения отделов полиции по районам города (или другого населенного пункта), определяется, какой именно орган будет расследовать то или иное дело.

Согласно общим правилам, расследование дела производится по месту исполнения противоправного действия, которое содержит какие-либо признаки преступления. Если преступные деяния являются продолжаемыми, они будут рассматриваться на территории местности, в которой было совершено последнее правонарушение данного лица из перечня поступков, объединенных общим умыслом.

Место производства предварительного расследования преступлений длящегося характера подлежат расследованию в районе, в котором были пресечены бездействия или действия виновного лица, которые являются в совокупности объективной стороной состава правонарушения.

Если незаконное деяние началось в одном месте, а окончилось в другом, ведение уголовного дела будет осуществлено в районе окончания незаконного действия. Если правонарушений несколько, то по прокурорской санкции расследование может проводиться по месту исполнения большей части преступлений или более тяжелого из них.

Если подозреваемый был заключен под стражу в районе одной из территорий, все дела подлежат объединению и передаче тому органу, который осуществил задержание.

Общие положения

Согласно нормам УПК, местом производства расследования предварительного типа является территория, на которой были совершены деяния, имеющие признаки уголовного правонарушения. Исключениями из данного правила являются только случаи, которые прямо указаны в соответствующей статье Кодекса.

Если появилась необходимость провести розыскные или следственные действия на другой территории, следователь имеет право не осуществлять их лично, а дать поручение на их выполнение другим лицам. Согласно нормам УПК, указанные поручения должны исполняться в течение десяти дней.

Преступления, совершенные в разных местах

Согласно УПК РФ, местом производства расследования предварительного типа в отношении преступлений длящегося типа, которые были начаты на одной территории, а окончены на другой, является район, где незаконное действие было завершено.

Если преступные деяния совершались в нескольких местах, вышестоящий руководитель следователя, ведущего дела, определяет, в каком районе будет проводиться расследование: в месте исполнения наиболее тяжелого незаконного действия или на территории большинства проступков уголовного характера.

Местом производства предварительного расследования в уголовном деле также может быть местонахождение подозреваемого или обвиняемого лица, в районе проживания большинства имеющихся свидетелей. Это позволяет соблюдать процессуальные сроки, а также обеспечить полноту расследования.

Заграничные преступления

По нормам ст. 152 УПК РФ, место производства расследования предварительного типа в отношении уголовных правонарушений, которые были совершено за пределами российской территории, дело подлежит рассмотрению в соответствии с положениями двенадцатой статьи УК или 459-й статьи УПК.

Указанные нормы определяют, что заграничные преступления расследуются по месту нахождения (жительства) потерпевшего, большего числа свидетелей или местонахождению обвиняемого на российской территории (если он живет в другой стране).

Условия передачи дела

Согласно рассматриваемой статье, место производства предварительного расследования может быть изменено в связи с неподследственностью.

В этом случае дознавателем или следователем, который установил несоответствие дела его территории, должен произвести следственные неотложные действия, а затем передать материалы своему руководителю (дознаватель передает прокурору) для дальнейшего направления в другой орган по подследственности.

Руководителем следствия может быть издано мотивированное постановление о передаче дела для осуществления расследования предварительного характера в вышестоящий орган следствия обязательным уведомлением прокурора в письменном виде.

Источник: https://FB.ru/article/436841/mesto-proizvodstva-predvaritelnogo-rassledovaniya-v-ugolovnom-protsesse-po-state-upk-rf

Место совершения преступления: понятие, принцип определения

Место выявления преступления

Определение 1

Место совершения преступления – это то место, где происходили криминальные действия и наступили уголовные последствия.

Определение места преступления имеет тесную связь с принципом земли. Место совершения преступления как категория имеет множество функций:

  • оно свидетельствует о том, что на какой территории и какого государства содеяно правонарушение;
  • указывает на принцип (например, это может быть принцип земли либо принцип крови), который должен стать основой для предпочтения уголовного закона.

Понятие места совершения преступления определяет конструкция, главным образом, беспристрастной стороны злодеяния.

То есть территория может быть признана как место совершения преступления с формальным составом в том случае, если в ее пределах было сделано криминальное действие.

Также территория признается местом преступления с материальным составом, если в ее пределах наступили последствия. Преступление, которое совершено с материальным составом, считается произведенным на территории Российской Федерации в происшествиях, если:

  • преступление начиналось и закончилось на территории России;
  • действия совершались на территории РФ, а последствия настали за пределами данной территории;
  • было совершено сложное преступление, и часть его действий в некоторой степени произведена на территории России, а другая за пределами;
  • подготовка к злодеянию либо посягательство на него произведено за пределами РФ, а само злодеяние было реализовано на ее территории.

Замечание 1

Помимо этого, территория, на которой преступные действия были прерваны, например, когда преступник явился с повинной либо его задержали, будет считаться местом совершения длящегося преступления. Местом преступления также будет территория, где происходило конечное перед задержанием происшествие злодеяния.

Общее правило признает местом совершения преступления территорию, где исполнитель совершил злодеяние или покушался на него. Аналогичным образом находит решение вопрос в случае, когда поступки организатора, подстрекателя или соучастника воплощались в действительность за пределами территории России, а исполнитель реализовывал свои деяния на территории России либо напротив.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве указывает на исключение из правил, которое закреплено частью 4 статьи 11 Уголовного Кодекса РФ. Оно формулирует правило об экстерриториальности, т.е. другими словами, неподсудности по месту совершения правонарушения.

Понятие дипломатического иммунитета

Право экстерриториальности (внеземельности) по большей части используют дипломатические представители государств иных стран и иностранные граждане, которые обладают правом дипломатического иммунитета.

Определение 2

Дипломатический иммунитет – это совокупность специальных прав и преимуществ, дающихся в абсолютном объеме (к примеру, это могут быть главы дипломатических миссий) либо отчасти (к примеру, дипломатические курьеры) дипломатическим представителям государств иных стран для удачного выполнения ими собственных функций.

В данном случае пребывание таких лиц освобождается от уголовной и правовой юрисдикции. Их уголовная ответственность рассматривается согласно нормам международного права.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях и международной Конвенции о предупреждении и наказании правонарушений против лиц, которые обладают международной защитой, в особенности дипломатических агентов, дипломатический иммунитет в России принадлежит:

  • главам дипломатических миссий;
  • послам;
  • поверенным в делах;
  • временным поверенным в делах;
  • посланникам;
  • советникам;
  • первым, вторым и третьим секретарям;
  • атташе;
  • торговым представителям.

Дипломатическим иммунитетом обладают и члены их семей, который проживают с ними и не являются гражданами Российской Федерации.

Дипломатический иммунитет принадлежит также представителям государств иных стран, членам парламентских и правительственных делегаций, сотрудникам государств иных стран и другим лицам, которые посещают Россию с официальным визитом.

Существенным в дипломатическом иммунитете является личная неприкосновенность того либо иного представителя государства других стран. Его не могут арестовать либо задержать в какой-либо форме. Право неприкосновенности получают служебные и жилые помещения, а также транспортные средства.

В ситуациях, когда указанные лица производят правонарушение, их оглашают фигурой нон грата, иными словами, персоной, чье нахождение на территории России нежелательно. Именно по этой причине они должны тут же уехать за пределы страны, в которой пребывают. Такие правила существуют не только России, но и в других странах.

Вывод 1

Таким образом, Венская конвенция о дипломатических сношениях дает обширные права неприкосновенности и привилегии техническому персоналу. Они обладают теми же правами, что и дипломаты, однако освободить от уголовно-правовой юрисдикции страны пребывания можно лишь в том случае, если действия были совершены во время исполнения служебных обязанностей.

Опиши задание

Принцип определения места совершения преступления

Часть 1 статьи 12 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержит в себе закрепленный принцип гражданства.

Его существенное значение в том, что граждане России, в равной степени, как и стабильно живущие в РФ лица без гражданства, которые произвели злодеяние за ее пределами, должны нести ответственность согласно УК Российской Федерации. Согласно закону «О гражданстве РФ» к гражданам России причисляются:

  • лица, имеющие гражданство Российской Федерации в день, когда вступил в силу указанный Федеральный закон;
  • лица, получившие гражданство России согласно с данными Федерального закона.

Замечание 2

Важно отметить, что постоянно проживающие в Российской Федерации – это лица, которые получили вид на жительство. Оно возобновляется спустя каждые пять лет. В данном случае лица не принадлежат к гражданству России и обладают доказательствами принадлежности к иному государству.

Такие лица могут обладать уголовной ответственностью согласно Уголовному Кодексу РФ, однако, при этом соблюдая некоторые условия, а именно:

  • произведенное ими действие УК РФ признается злодеянием, суверенно от того, признает или нет данное действие преступление по уголовному закону того государства, на территории которого оно было совершено;
  • произведенное злодеяние покушается на интересы, которые охраняются Уголовным Кодексом РФ;
  • если по отношению к названным лицам не было решения суда государства иных стран.

Данные условия должны рассматриваться в совокупности, а не отдельно. Общее правило содержит в части 2 статьи 12 УК РФ исключение. Суть исключения в том, что оно затрагивает военных воинских частей России, дислоцирующихся за пределами РФ. Это отражено в принципе специальной миссии.

Если военнослужащие совершают преступления территории иных государств, то ответственность устанавливается согласно Уголовному Кодексу России.

В прочих случаях, который предусматривает международный договор России, те же военные при совершении преступлений несут уголовную ответственность по уголовному законодательству страны, где они находятся.

Из части 3 статьи 12 Уголовного Кодекса РФ следует вывод о том, что поступок уголовного закона в пространстве направляет и на реальный принцип.

Суть данного принципа заключается в ситуации, когда иностранный гражданин либо лицо без гражданства, произведет злодеяние за пределами РФ, должно быть привлечено к уголовной ответственности Согласно Уголовному Кодексу РФ.

Необходимо также соблюдать условие: если произведенное указанными лицами злодеяние обращено против интересов России, гражданина РФ либо лиц, постоянно проживающих в РФ лица без гражданства, то данные преступники будут привлечены к уголовной ответственности.

Определение 3

Лицом без гражданства – это лицо, которое получило разрешение на временное (не более трех лет) проживание.

Международные правовые обязательства РФ обусловливают универсальный принцип деяния уголовного закона в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК РФ).

Подобный принцип исполняется только в том случае, если гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает стабильно в России, производит правонарушение за пределами РФ.

Они должны быть привлечены к уголовной ответственности согласно Уголовному Кодексу России, основываясь при этом на международные договора, которые ратифицированы Россией. Например, это может происходить во время угона воздушного судна.

Вывод 2

Таким образом, подобный принцип функционирует при условии, если лицо, которое совершило преступление, не было осуждено ранее в государстве других стран и попадает под уголовную ответственность на территории Российской Федерации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnoe-pravo-rossii-obschaja-chast/mesto-sovershenija-prestuplenija/

Правоохранительные органы

Место выявления преступления

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно.

Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е.

действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий.

О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов.

Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу.

Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления.

Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Отличаются формы расследования в основном следующим:

во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;

во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке.

Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст.

150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.

Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. “очевидных преступлений” небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. “неочевидных”, а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений.

Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.

Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших.

Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.

Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).

В соответствии с Указом Президента РФ “Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30 июня 1996 г.

№ 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Этапы развития ⇒

Источник: https://isfic.info/porg/juist83.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.