Метод уголовного права императивный

Императивный метод правового регулирования

Метод уголовного права императивный

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет – это возложенная на субъект права обязанность воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения – бездействию.

Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ.

Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания.

Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия. Обязывание также является способом императивным.

Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности[9].

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого.

Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения.[10] Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права – уголовного права – имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.

1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы.[11]

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений. Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе.

Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению. Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти.

Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения.

В отличие от других диспозитивных норм при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды.

Рекомендация – это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения.

Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях.

Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку – «предложение, от которого нельзя отказаться».[12]

И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Поощрение должно представлять для субъекта права на желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов – знак нашего времени. Так, ст. 76.

1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная о возможной перспективе награды.

Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными.

Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений – информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть.

Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм.

Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ[13].

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий.

Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов.

Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия.

Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности.

Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются.[14]

Типы правового регулирования

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты.

Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков)[15].

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Выводы по 1 главе

Правовое регулирование предусматривает упорядочение, юридическое закрепление и охрану общественных отношений путем применения правовых средств.

Его сферой являются те общественные отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные и др.), которые требуют правового воздействия.

Эти отношения составляют предмет правового регулирования, являются волевыми, объективно требуют воздействия со стороны государства и имеют четко определенное содержание.

Настоящее требует изучения и формирования приоритетных направлений правового регулирования в России.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 888;

Источник: https://studopedia.net/8_71872_imperativniy-metod-pravovogo-regulirovaniya.html

Принципы уголовного права

Метод уголовного права императивный

Понятие уголовного права. Предмет, метод и задачи уголовного права.

Уголовное право (УП) – отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, принципов, задач, теоретических воззрений о том, какие деяния явл. преступными, устанавливает общие принципы и порядок угол.

ответственности, определяет условия, при которых наступает угол. ответственность, устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от угол.

ответственности и от наказания, действие уголовных норм во времени и пространстве.

Предмет УП – общественные отношения, кот. возникают в связи с совершением лицом преступления и применением к нему наказания:

1. Охранительные уголовно-правовые отношения – возникают в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное УЗ деяние, и государством;

2. Запрещающие уголовно-правовые отношения – связаны с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах;

3. Регулятивные (управомочивающие) уголовно-правовые отношения – возникают при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при обстоятельствах, исключающих преступность деяния

Типы методов:

• дозволение – управомочивает субъекта на соверш. действий;

 • предписание – обязывает субъекта совершить те или иные действия;

• запрет – формирует модели запрещенного общественно опасного поведения.

Методы уголовного права :

1) Императивно-запретительный метод правового регулирования – уголовно-правовые нормы устанавливают почти исключительно запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов;

2) Особый метод охраны общественных отношений – применение уголовно-правовых санкций, т.е. различных видов уголовного наказания; освобождение от УО; применение принудительных мер медицинского характера.

Задачи (ч.1 ст.2):

1) Охрана от преступных посягательств (по степени значимости): Права и свободы человека и гражданина → Собственность → Общественный порядок и общественная безопасность → Окружающая среда → Конституционный строй РФ.

2) Обеспечение мира и безопасности человечества;

3) Предупреждение преступлений – недопущение каких-либо действий вообще.

1. Общее предупреждение (превенция) – недопущение совершения преступления всеми гражданами. Реализуется через сам факт установления в кодексе норм, за которые будет наказание.

2. Частное предупреждение (превенция) – недопущение совершения преступления конкретным лицом, которое ранее совершало преступление.

Принципы уголовного права.

1) Законность (ст.3) – преступность и наказуемость деяния определяется только УК (применение по аналогии закона не допускается, т.е. восполнение пробела в праве путем распространения действия закона на случаи, непосредственно им не регулируемые);

2) Равенство граждан перед законом (ст.4) – все лица, совершившие преступления равны перед законом и подлежат угол. ответственности.

3) Вина (ст.5) – лицо подлежит угол. ответственности за те ООД/ООП, в отношении кот. установлена его вина; объективное вменение, то есть угол. ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Для наступления угол. ответственности необходима вина, т.е. психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Отсутствие вины исключает угол. ответственность.

Так, угол. ответственности не подлежат лица, признанные невменяемыми, а также не достигшие такого уровня психического развития, когда лицо может в полной мере осознавать фактический характер и общест.

опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Исключается угол. ответственность и при невиновном причинении вреда психически здоровым лицом. УК не допускается вменение в вину невиновного деяния вне зависимости от того, какой бы тяжкий вред ни был причинен. В этой связи можно сказать, что рассматриваемый принцип явл. принципом субъективного вменения.

4) Справедливость (ст.6) – наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общест. опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести угол. ответственность дважды за одно и то же преступление.

Характер общест. опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общест.

опасности определяется обстоятельствами содеянного (напр.

, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью виновного при совершении преступления в соучастии).

5) Гуманизм (ст.7) – УК обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физич. страданий или унижение человеческого достоинства.

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/18-57286.html

Учебное пособие состоит из трех разделов

Метод уголовного права императивный

это метод безусловныхвластных предписаний, устанавливающий, как правило,обязанности и запреты. Он используется главным обра-зом в уголовном, административном и некоторых другихотраслях права. Императивные нормы права не могут быть58изменены по договоренности между участниками правово-го отношения;

2) диспозитивный метод противоположен импера-

тивному. Он дает субъектам возможность выбора вари-антов поведения в рамках закона. Этот метод в боль-шей степени присущ гражданскому, коммерческому пра-ву и т. д. Например, ст.413 действующего Гражданскогокодекса Украины гласит: «Договор хранения считаетсябезвозмездным, если иное не установлено законом илидоговором».

К этим основным методам правового регулированиявосходят иные методы, которые тоже составляют парыпротивоположностей:

  1. метод поощрений (стимулов) и метод ограниче-
    ний.

    Метод поощрений свойственен, в основном, трудовомуправу, где действуют льготные системы, направленные настимулирование моральной и материальной заинтересо-ванности работников.

    Метод ограничений предусматрива-ет установление запретов и наказаний за нарушение зап-ретов, что свойственно административному и уголовномуправу;

  2. метод координации и метод субординации.

    Ме-тод координации типичен для процессуальных отраслейправа, где истец и ответчик, другие участники судебногоразбирательства находятся в одинаковом процессуальномположении друг перед другом, законом и судом, их отно-шения характеризуются самостоятельностью.

    Этот методхарактерен также для гражданского и семейного права:участники гражданского договора не подчинены друг дру-гу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод су-бординации характерен для административного права. Онпредполагает неравенство участников правового отноше-ния, подчиненность одного из них другому.

Для каждой отрасли права характерен свой набор ме-тодов правового регулирования.Чем более развитой является система права, тем боль-ше отраслей включает она в себя.

Наряду с базовыми (про-филирующими) отраслями права Украины: конституцион-ным, административным, гражданским, уголовным — фор-мируются такие новые отрасли права, как налоговое,муниципальное, предпринимательское и др.Отрасль права, в свою очередь, представляет собой под-систему, состоящую из институтов права.59

— упорядоченная совокупность нормправа, регулирующих определенный вид общественныхотношений. Например, отрасль гражданского права Украи-ны включает такие институты, как институт права соб-ственности, институт авторского права, институт обяза-тельственного права, институт наследования и др.Институт права состоит из норм права, которые явля-ются первичными элементами, ячейками системы права.

ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

УКРАИНЫ

Отрасли права Украины — это наиболее крупные струк-турные подразделения национальной системы права, регу-лирующие обширные сферы общественных отношений. Косновным, фундаментальным отраслям права Украиныследует отнести:

  1. конституционное право.

    Предмет правового регу-лирования данной отрасли: закрепление основ обще-ственного строя; правовой статус человека и гражданина;формирование, структура и функции органов законодатель-ной, исполнительной и судебной власти. Главный источ-ник права отрасли конституционного права — Конститу-ция Украины;

  2. административное право.

    Предмет правового ре-гулирования — общественные отношения в сфере госу-дарственного управления. Кроме того, данная отрасль си-стемы права Украины устанавливает ответственность заадминистративные правонарушения.

    Особенность даннойотрасли — отсутствие «главного» кодифицированного акта,огромное количество подзаконных актов;

  3. финансовое право. Предмет правового регулирова-ния данной отрасли — финансовые отношения, т.е. фор-мирование и исполнение государственного и местных бюд-жетов, денежное обращение, налоги.

    Для данной отраслиправа, весьма тесно соприкасающейся с административ-ным правом, также характерна множественность источ-ников права;

право. Данная отрасль права определяетпреступность и наказуемость деяний, основания и усло-вия привлечения к уголовной ответственности.

Особен-ность данной отрасли — наличие единственного источни-ка права, которым является Уголовный кодекс;

  1. уголовно-процессуальное право. Предмет правово-го регулирования данной отрасли — отношения, возни-кающие в ходе предварительного и судебного следствияпо раскрытию и рассмотрению уголовных дел.

    Основнойнормативно-правовой акт — Уголовно-процессуальныйкодекс;

  2. гражданско-процессуальное право. Предмет право-вого регулирования — отношения, возникающие в про-цессе разрешения споров по гражданским делам, а такжепо трудовым, семейным, личным, финансовым и иным де-лам.

    Основной нормативно-правовой акт — Гражданско-процессуальный кодекс.

Все вышеназванные отрасли права относятся к право-вому образованию, которое, следуя римским юристам, при-нято называть публичным правом. Во всех отраслях пуб-личного права преобладают императивный метод право-вого регулирования, а также метод субординации.

  1. земельное право. Предмет правового регулированияотрасли — отношения, возникающие в сфере землепользо-вания и землеустройства. Основной нормативный акт —Земельный кодекс. Методы правового регулирования —как императивный, так и диспозитивный;
  2. экологическое (природоохранное) право.

    Предметправового регулирования — отношения, возникающие вобласти использования и охраны природных ресурсов.Единый кодифицированный акт в данной отрасли праваотсутствует. Основные источники — Лесной и Водныйкодексы, Кодекс о недрах, Закон Украины «Об охране ок-ружающей природной среды» и многочисленные законы.

    Методы правового регулирования аналогичны отрасли зе-мельного права;

9) трудовое право. Предмет правового регулированияДанной отрасли — отношения, возникающие в процессетрудовой деятельности (между собственником и работни-ком или коллективом работников, между работниками).Подотраслью трудового права является право социально-го обеспечения и социальной защиты населения. Основ-ные нормативно-правовые акты — Кодекс законов о тру-Де, Законы Украины «Об отпусках», «О пенсиях» и др.Методы правового регулирования разнообразны — импе-ративный, диспозитивный, метод поощрения;

6061

  1. гражданское право. Предмет правового регулиро-вания — имущественные и личные неимущественные от-ношения, возникающие между физическими и юридиче-скими лицами. Основной нормативно-правовой акт дан-ной отрасли — Гражданский кодекс;
  2. семейное право. Предмет правового регулирова-ния — отношения между супругами, родителями и деть-ми. Основной нормативно-правовой акт в этой отраслиправа — Кодекс о браке и семье.

Гражданское и семейное право составляют правовоеобразование, именуемое частным правом. Для частногоправа характерны такие методы правового регулирования,как диспозитивный метод и метод равенства сторон.


ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЕЕ ЦЕЛИ И ВИДЫ

Система законодательства любого современного госу-дарства содержит огромное количество нормативно-пра-вовых актов. Издание законов и подзаконных актов яв-ляется постоянным и непрерывным процессом.

Поэтомунередки несогласованность и противоречия между ними.Для удобства пользования нормативно-правовой базойнеобходимо привести её в определенную систему, иначеговоря — осуществить систематизацию.

Систематизация — это деятельность, направленная на

упорядочение и усовершенствование нормативно-правовыхактов, приведение их в определенную согласованную сис-тему.Существуют следующие основные формы системати-зации:
— это объединение нормативно-пра-

вовых актов без их изменения в сборник по алфавитно-му, тематическому (предметному) или хронологическомукритерию. Инкорпорация может осуществляться госу-дарственным органом (официальная инкорпорация) и не-государственными организациями, частными лицами (нео-фициальная инкорпорация).

Примером официальной ин-корпорации являются «В1домост1 Верховно! РадиУкраши», где все принимаемые Верховной Радой актырасположены в строгой хронологической последователь-ности;

  1. кодификация — создание нового логически цельно-го нормативно-правового акта (кодекса) на основе преды-дущих актов, с частичным или полным изменением ихсодержания, устранением пробелов и противоречий. Ина-че говоря, кодификация — один из приемов правотворче-ства. Этот вид систематизации может осуществляться толь-ко государством;
  2. консолидация — принятие укрупненного унифици-рованного акта на основе объединения норм разрознен-ных актов. При этом новые нормы не создаются, всеголишь устраняются повторы. Эта форма систематизации суспехом применяется в англоязычных странах. В нашейстране было бы целесообразно принятие консолидирован-ных актов по вопросам налоговой, социальной политики.


УКРАИНЫ 1Х-ХХ вв.
Во времена Киевской Руси основным способом регули-рования общественных отношений был обычай. Летопис-ные данные содержат сведения о законодательной дея-тельности князей. Первым систематизированным сводомправовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим

до наших дней, является Русская Правда. Ее написание

связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей —Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI — пер-вая треть XII вв.). Русская Правда фиксировала зарожде-ние сословного неравенства, защищала право собственности,содержала правила заключения наиболее распространен-ных договоров, устанавливала наказание за преступления.

Русская Правда продолжала действовать в княжескихгосударствах, возникших на территории Киевской Руси вХ11-Х1У вв., а также на украинских землях в составеВеликого княжества Литовского.В XVI в. правители Великого княжества Литовскогоосуществили масштабную систематизацию действовавшихв государстве правовых норм, результатом которой сталопринятие трех статутов Великого княжества Литовского.

Статут 1529 г. содержал нормы государственного, ад-

министративного, гражданского, семейного, уголовного ипроцессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут суще-ственно перерабатывался (в историю эти новые система-
6263
тизированные сборники вошли под названиями // и III
Статутов Великого княжества Литовского.

Эти Ста-туты представляли собой правовые памятники не толь-ко литовского, но и украинского, и белорусского наро-дов. Написаны они были на старорусском языке. Со-зданные в феодальном государстве, Статуты былинаправлены в основном на охрану интересов и приви-легий шляхты.

Вместе с тем они содержали прогрес-сивные для своего времени положения: о законных ог-раничениях власти князя, об отказе от заочного обвине-ния, о распространении действия закона на всютерриторию страны и на все население. Статут Велико-го княжества Литовского 1588 г. действовал на укра-инских землях до 1832 г.

, а в Полтавской и Чернигов-ской губерниях нормы наследственного права Статута1588 г. действовали до марта 1917 г.В украинских городах, имеющих самоуправление, дей-

ствовало городское (магдебургское) право, созданное пу-

тем слияния местных правовых обычаев и заимствова-ний иноземных правовых норм. Сборник права немецкогогорода Магдебург был образцом средневекового городско-го права и широко использовался в Украине.

На украин-ских землях магдебургское право окончательно было уп-разднено в 1831 г.

Вхождение украинских земель в состав Российскогогосударства было оформлено нормативным договором, во-

шедшим в историю под названием «Мартовские ста-
тьи»
(1654). Этот правовой акт содержал условия сохра-

нения автономного общественного и государственногостроя Украины: права и привилегии сословий, выборноепожизненное гетманство, собственную систему права, ар-мию.В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — ПилипаОрлика — сопровождались заключением договора между

гетманом и казачьей радой. Конституция Пилипа Ор-
лика
стала первым в истории Украины конституцион-

ным актом. Она предусматривала: независимость Украи-ны от Московского государства; регулярный созыв казац-кого парламента; независимый, равный для всех, включаягетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Кон-ституция Пилипа Орлика целиком соответствовала евро-пейским тенденциям создания конституционного государ-ства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу

64

утраты автономии Украины этот конституционный актне был реализован.В XVIII в. царское правительство поддержало инициа-тиву казачьей старшины и украинской шляхты о новойсистематизации права. В течение 1728—1743 гг. был со-
здан свод правовых норм под названием «Права, по ко-
торым судится малороссийский народ».
По своим юри-

Источник: https://mir.zavantag.com/pravo/139293/index.html?page=6

Императивный и диспозитивный методы правового регулирования

Метод уголовного права императивный

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод – это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права.

Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод – это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами.

Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

51. Классификация отраслей российского права.

Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права – конституционное право – основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.

Метод отрасли – императивный.

Основные источники – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.

Гражданское право.

Предмет – сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод – диспозитивный.

Основные источники – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Уголовное право.

Предмет – отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод – охранительный.

Основные источники – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

Административное право.

Предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод – императивный.

Основные источники – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях.

Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей.

Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Уголовно-правовая семья – уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.

Административно-правовая семья – административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.

Гражданско-правовая семья – гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на

– Основополагающая отрасль – состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

– Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

– Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на

– Регулятивные – выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);

– Охранительные – выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на

– Основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

– Комплексные – состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

52. Понятие и виды правовых институтов.

Институт права– это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность ,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

Источник: https://studopedia.su/20_86629_imperativniy-i-dispozitivniy-metodi-pravovogo-regulirovaniya.html

Система права

Метод уголовного права императивный

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права– первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

Например, отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т. п.

Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против:

– жизни;

– здоровья;

– достоинства личности;

– институт преступлений против собственности;

– институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты:

– коллективного договора;

– трудового договора;

– дисциплины труда;

– материальной ответственности;

– охраны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид, тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собственности, в государственном праве институт гражданства и т.д.

Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений.

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинститутыпреступлений:

– против жизни (его составляют различные виды убийств),

– против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и

– преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Конституционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят:

– конституционное право (это и основа, и одновременно профилирующая отрасль);

– административное право;

– гражданское право;

– уголовное право.

Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся:

– трудовое право;

– семейное право;

– уголовно исполнительное право;

– финансовое право;

– право социального обеспечения;

– земельное право;

– экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным. Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и материальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод – формальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Становится, очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

– основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

– способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

– характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы правового регулирования:

– императивный,

– диспозитивный,

– поощрительный,

– рекомендательный.

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

– неравноправием сторон,

– отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно- процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется:

– равноправием сторон и

– предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм – поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод – метод совета: поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом.

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

Источник: https://studopedia.ru/7_13167_sistema-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.