Методы уголовно исполнительного права

Читать Уголовно исполнительное право онлайн (полностью и бесплатно) страница 3

Методы уголовно исполнительного права

Эти отрасли тесно связаны с изменениями в политике, экономике, идеологии и других сферах.

После определения предмета и метода уголовно-исполнительного права можно сформулировать базовое понятие УИП РФ.

Суть его сводится к следующему: уголовно-исполнительное право – это система (совокупность) юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением и отбыванием уголовного наказания, а также специальной реабилитацией и адаптацией лиц, подлежащих освобождению из учреждений уголовного наказания, связанных с отбыванием лишения свободы и исполнением иных мер уголовно-правового характера.

Нам представляется, что развитие социальной и правовой поддержки по освобождении осужденных становится одним из основных средств исправления осужденных и требует внесения дополнений и изменений в эту отрасль права.

Правовая природа этих законодательных и нормативно-правовых актов в статье 183 УИК РФ не определена, и поэтому имеются разногласия. Одни ученые полагают, что рассматриваемые общественные отношения являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства, в частности контроль условно-досрочно освобожденных относят к сфере административных правоотношений.

Другие ученые высказывают мнение, что в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере контроля, в частности, условно-досрочно освобожденных по содержанию, основаниям возникновения и прекращения, кругу участвующих субъектов наиболее тесно связаны с уголовно-исполнительными правоотношениями и потому должны включиться в предмет уголовно-исполнительного права. Не исключено, что в перспективе их могут включить в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений, если проект соответствующего закона получит одобрение законодателя.

Положение части 2 статьи 2 УИК РФ, в соответствии с которым к предмету уголовно-исполнительного права относится порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не может подвергаться расширительному толкованию.

Речь идет лишь о тех общественных отношениях, которые возникают между названными субъектами и осужденными по поводу принятия уголовно-правовых мер. Отношения, отражающие содержание и характер управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, их персоналом, трудовой деятельностью вольнонаемных сотрудников и т. п.

, являются предметом регулирования и ряда отраслей законодательства – административного, трудового, гражданского и т. п.

Характер и содержание предмета регулирования обусловливают выбор методов уголовно-исполнительного права.

Теория права под методом правового регулирования понимает систему юридических средств и способов нормативного регулирования общественных отношений.

Обычно он проявляется в основаниях возникновения, реализации и прекращения правоотношений, особенностях правового положения их участников, а также в юридических санкциях.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется посредством трех основных методов: императивного, диспозитивного и метода поощрения.

В части 1 статьи 43 УК РФ прописано, что наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Реализация правового принуждения опирается на государственную власть и основывается на отношениях подчиненности. Согласно статье 11 УИК РФ, у осужденных имеются следующие обязанности:

1) исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;

2) соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов;

3) выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

4) вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным;

5) являться по вызову администраций учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В содержание императивного метода включается использование приказа, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Предмет и метод правового регулирования уголовно-исполнительного права достаточно жестко взаимосвязаны. На это указывают многие нормы УИК РФ.

Так, в статье 9 основными средствами исправления осужденных называются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденных.

Диспозитивный метод также называют восстановительным, допускающим выбор (в противоположность императивному). [6]

Диспозитивный метод применяется в уголовно-исполнительном праве все более широко. Его сущность заключается в предоставлении осужденному права выбора варианта действий в предусмотренных законом случаях. Например, осужденные к лишению свободы могут по своему выбору приобретать продукты питания и товары первой необходимости в соответствии со статьей 88 УИК РФ.

Разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное и длительное свидание – телефонным разговором, а в воспитательных колониях – длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным с выходом за пределы колонии (ч. 3 ст. 89 УИК РФ).

Однако допускается такое по просьбе самого осужденного в его интересах, что создает благоприятные условия для реализации предоставленных ему прав.

Нормы уголовно-исполнительного права предусматривают конкретные формы реализации метода поощрения (стимулирования) социально одобряемого поведения осужденных. К ним относятся объявление благодарности, предоставление разовых льгот, отмена отдельных ограничений, перевод в улучшенные условия, представление к условно-досрочному освобождению.

Таким образом, метод уголовно-исполнительного права охватывает совокупность приемов и способов воздействия наказанием и иными поощрительными и стимулирующими исправление личности мерами, регламентированными законодательством.

Различия в определениях метода уголовно-исполнительного права у разных авторов несущественны.

Уголовно-исполнительное право связано с другими отраслями законодательства и входит в комплекс отраслей, регулирующих борьбу с преступностью.

1.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства России

В системе норм УИП РФ важное место отводится правовым нормам, закрепившим цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ. Они отражены в пункте 1 статьи 1 УИК РФ, и их обоснованно можно считать базовыми для уголовно-исполнительной политики нашего государства. Они заключаются в следующем:

– исправление осужденных;

– предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В части 2 статьи 43 УК РФ цели наказания только перечислены, их содержание не раскрывается. В части 1 статьи 1 УИК РФ, как указано выше, уточнены цели предупреждения совершения новых преступлений.

В статье 9 УИК РФ дано понятие исправления осужденных. По сути, в законе определяется даже не само понятие, а процесс его осуществления: “формирование”, “стимулирование”, а не достижение определенного результата. Вероятнее всего, исправление – это формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, стимулирование законопослушного поведения.

Поэтому целесообразно, чтобы в УИК РФ социальная справедливость вновь стала целью исполнения уголовного наказания. Также необходимо определить ее основные параметры.

Чтобы добиться эффективности УИЗ, необходимо научно обоснованное определение его целей.

Достижение эффективности УИП, как и любой отрасли права, в значительной мере определяется материальными и социальными условиями жизни.

Речь идет прежде всего о соответствии целей объективным закономерностям общественного развития, материальным и духовным потребностям общества. Естественно, цели могут быть и не реализованы либо реализованы частично.

Ранее действовавший ИТК РСФСР почти дословно воспроизводил формулировки текста статьи 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания. Теперь это не предусмотрено.

В статье 43 УК РФ в качестве цели наказания приводится прежде всего восстановление социальной справедливости и лишь затем исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (как ими самими, так и иными лицами). Статья содержит ряд новых предписаний по сравнению с УК РСФСР:

– понятие наказания и определение его содержания;

– указание на применение наказания в целях восстановления социальной справедливости;

– устранены формулировки статьи 20 УК РСФСР, не отвечающие современным реалиям.

Однако это не означает, что уголовно-исполнительное законодательство игнорирует цель восстановления социальной справедливости. Оно не определяет это понятие, а носит оценочный характер.

Его содержание раскрывается опосредованно через другие понятия: “возмещение ущерба от преступления”, “соразмерность содеянного виновным и воздаваемого за это со стороны государства”, “общественное самосознание”, а также в рамках закрепленного в статье 6 УК РФ принципа справедливости.

Источник: https://mir-knig.com/read_241183-3

Читать

Методы уголовно исполнительного права
sh: 1: –format=html: not found

Краткий курс по уголовно-исполнительному праву

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ законности;

✓ гуманизма;

✓ демократизма;

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ исправление осужденных;

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

✓ определение средств исправления осужденных;

✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:

☝ из УИК РФ;

☝ других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:

✓ общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);

✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

✓ применение средств исправления осужденных;

✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

✓ порядок освобождения от наказания;

✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются:

✓ на Конституции РФ;

✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;

✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

3. Уголовно-исполнительная политика

Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=593717&p=1

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод, цели и задачи

Методы уголовно исполнительного права
0

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Уголовно- исполнительное право – это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают правовое положение осужденных, учреждения и организации, которые осуществляют контроль за деятельностью данных учреждений.

Уголовно-исполнительное право регулирует систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет собственный предмет, метод и систему норм.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления, а также общественных отношений, связанных с участием органов государственной власти и органов местною самоуправления в работе по контролю за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными объединениями и гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений. Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания.

Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений 

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права.

К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений, прежде всего, относятся осужденный и учреждения и органы, исполняющие наказания.

Субъектами уголовно- исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание.

Меньшим объемом прав и обязанностей наделены такие участники уголовно-исполнительных правоотношений: общественные объединения; попечительский совет; отдельные граждане; священнослужители; родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения; лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными. 

уголовно-исполнительных правоотношений

Под содержанием уголовно- исполнительных правоотношений понимается фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их законных интересов, прав и обязанностей, которые зависят от вида исполняемого наказания. 

Объект уголовно-исполнительных правоотношений

Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, т.е. реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные интересы его субъектов или участников (краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска, получение свидания, посылки или передачи и т.д.).

Метод правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений

Метод правового регулирования — совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения.

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения, дозволение, предписание, запрет, карательный, метод санкций и т.д. Так, охранительные уголовно-правовые отношения регламентируются следующими методами:

  • применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания);
  • освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступление);
  • применение принудительных мер медицинского характера к лицам, в состоянии невменяемости совершившим общественно опасные деяния, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство.

Запрещающий метод состоит в том, что он запрещает наиболее общественно опасные деяния, а также в тяжести правовых последствий, которые наступают для лица, нарушившего уголовно-правовой запрет (неисполнение запрета сопряжено с угрозой применения самого строгого вида государственного принуждения – уголовного наказания).

Карательный метод по своему характеру воздействует на лиц, которые были приговорены к реальному отбытию наказания за совершение общественно опасного деяния, что соответствующим образом предупреждает общественно опасные последствия. Уголовно-исполнительное право также реализует санкции, предписанные приговором.

Анализ предмета и метода уголовного права позволяет сформулировать понятие уголовного права как отрасли права.

Цели уголовно-исполнительного права: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление достигается тогда, когда человек, понесший наказание, понимает недостойность своего поведения, недопустимость совершения преступлений и не совершает их хотя бы уже потому, что боится наказания.

Специальное предупреждение заключается в том, что применением наказания к конкретному преступнику преследуется цель не допустить, чтобы это лицо совершило преступление вновь.

Указанная цель достигается путем применения наказания, а в его рамках, предусмотренных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами, профилактических мер, а также проведением комплекса воспитательных мероприятий со стороны государственных органов и общественных объединений.

Общее предупреждение достигается, во-первых, путем угрозы применения наказания за совершение общественно опасных действий, предусмотренных в Особенной части УК, во-вторых, реальным применением наказания за совершенное преступление, в этом случае цель общего предупреждения реализуется опосредованно, т.к. наказание воздействует на неустойчивых граждан путем его применения к лицам, виновным в совершении преступления.

Задачи уголовно-исполнительного права: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осуждённых; охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых; оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.

Заказать работу по уголовно-исполнительному праву    Готовые работы по уголовно-исполнительному праву

Источник: http://nice-diplom.ru/1195-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-ponyatie-predmet-metod-celi-i-zadachi.html

Уголовно-исполнительное право понятие, предмет, принципы, методы

Методы уголовно исполнительного права

ПравоДоктрина права

Основные отрасли права

Комплексные отрасли права

Подотрасли и институты права

Юридические дисциплины

Международное право

Юриспруденция

Другое

  • Теория государства и права
  • История государства и права
  • История политических и правовых учений
  • Философия права
  • Социология права
  • Антропология права
  • Энциклопедия права
  • Римское право
  • Конституционное
  • Административное
  • Административно-процессуальное
  • Гражданское
  • Гражданское процессуальное
  • Арбитражное процессуальное
  • Семейное
  • Жилищное
  • Уголовное
  • Уголовно-процессуальное
  • Уголовно-исполнительное
  • Земельное
  • Трудовое
  • Финансовое
  • Предпринимательское
  • Таможенное
  • Муниципальное
  • Военное
  • Социального обеспечения
  • Экологическое
  • Конкурсное
  • Коммерческое
  • Налоговое
  • Бюджетное
  • Банковское
  • Валютное
  • Корпоративное
  • Транспортное
  • Антимонопольное
  • Вещное
  • Обязательственное
  • Наследственное
  • Авторское
  • Патентное
  • Смежное
  • Изобретательское
  • Информационное
  • Миграционное
  • Избирательное
  • Парламентское
  • Образовательное
  • Лесное
  • Энергетическое
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Судебная медицина
  • Судебная психиатрия
  • Судебная бухгалтерия
  • Судебная экспертиза
  • Оперативно-разыскная деятельность
  • Юридическая этика
  • Юридическая психология
  • Правовая статистика
  • Правовая информатика
  • Международное публичное
  • Международное частное
  • Европейское
  • Сравнительное правоведение
  • Правосудие
  • Правоотношение
  • Правоприменение
  • Судоустройство
  • Прокурорский надзор
  • Правоохранительные органы
  • Адвокатура
  • Нотариат
  • Правозащитная деятельность
  • Законодательство
  • Юридическая профессия
  • Известные юристы
  • Юридическое образование
Категория

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 января 2017 в 13:58.

Принципы УИП

Впервые в российском законодательстве, принципы уголовно исполнительного права нашли отображение в 8 статье УИК РФ. Данное законодательство основывается на принципах гуманизма, демократизма, равенства перед законом и индивидуализации исполнения наказаний

Рассматривая принципы уголовно исполнительного законодательства, в первую очередь нужно обращать внимание на следующие из них:

  • принцип приоритетности цели исправления. В УИП в качестве главной цели закреплено исправление осужденных и предотвращение совершения им и другими лицами новых преступных деяний;
  • принцип сочетания государственных мер и самостоятельных начал. Законодательством РФ предусмотрено огромное количество мер, используемых для исправления осужденных, но не возбраняются и собственные начинания на местах, например, формирование творческих организаций и т. д;
  • принцип сочетания наказания и исправительных воздействий. Иногда этот принцип уголовно исполнительного законодательства РФ называется принципом возможности исправления каждого осужденного, совершившего преступное деяние. Нужно отметить, что для достижения положительных результатов требуется практиковать индивидуальный подход;
  • принцип развития инициативности и самостоятельности осужденных. Его смысл заключается в осуществлении воспитательного воздействия в коллективе и самовоспитании;
  • принцип стимулирования соблюдения норм российского законодательства. Данный принцип проявляется в различных поощрительных мерах, например, возможен перевод заключенного на более комфортные условия содержания (из колонии общего режима на поселение и т. д.);
  • принцип системности и преемственности исполнительных воздействий и т. д.

Все вышеперечисленные принципы уголовно исполнительного права являются составляющими единой системы. Они во многом дополняются друг другом. Реализация вышеперечисленных принципов носит комплексный характер.

Методы в уголовно-исполнительном праве

Как уже упоминалось, пенитенциарное право является автономным ответвлением в общем правовом комплексе, имеющее собственный сектор правового воздействия, основополагающие положения, а также способы перевоспитания преступников, определённых судом на отбывание наказания за злодеяние.

Пенитенциарное право предполагает применение следующих способов перевоспитания заключённых:

  1. Императивный метод. Научная литература настоящее средство признаёт основным способом законного влияния на личность узника, заключающееся в неравном положении участников такого вида взаимоотношений, потому как наказание — вид государственного понуждения. Принудительность проявляется в том, что в ходе осуществления правосудия заключённые вынуждены находиться под арестом, придерживаться условий и порядка мест тюремного заключения. Впрочем, эти обязательства несут позитивный характер, поскольку направлены на благотворное перевоспитание личности узника, например, заключённые должны честно исполнять трудовые обязанности, соблюдать регламент и требования наказания, а также санитарно-гигиенические нормы, и правила поведения в социуме, корректно обращаться к работникам пенитенциарной сферы и другим заключённым.
  2. Диспозитивный метод. УИС допускает использование этого способа, предоставив участникам пенитенциарных взаимоотношений привилегию выбирать действия и поведение. Если кратко, заключённые вправе предлагать, заявлять и жаловаться на неподобающие действия со стороны работников мест осуществления правосудия в любые инстанции, в том числе и общемировые, для получения помощи обращаться к психологам и юристам. Осуществляется метод путём дозволения, заключённый сам выбирает, воспользоваться ли этим правомочием или нет. Учреждения осуществления правосудия обязаны защищать эти законные правомочия.
  3. Поощрительный способ разрешает применять к заключённым особые мероприятия, улучшающие социально-бытовое существование, дополнительные привилегии за прилежное поведение, стимулируя остальных к законопослушному поведению.

Перечисленные методы в совокупности дают положительный результат, на который ориентирована уголовно-исполнительная система.

Еще по теме 1. Понятие уголовно-исполнительного права и политики в области исполнения уголовных наказаний

  1. § 2.

    Общая характеристика условий функционирования уголовно-исполнительной системы и формирования политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными

  2. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ РАБОТЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ И АППАРАТОВ ПО ИХ РУКОВОДСТВУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНЮСТА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
  3. Уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний
  4. 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
  5. Рябова Лилия Викторовна. АРЕСТ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь — 2005, 2005
  6. § 1. Политика России в сфере исполнения уголовных наказаний и ее основные тенденции на современном этапе
  7. Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права, политики и законодательства, его задачи, принципы и система
  8. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и принципы Система уголовно-исполнительного права
  9. Рябова, Лилия Викторовна. Арест как вид уголовного наказания [Электронный ресурс]: Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 .-М.: РГБ, 2005
  10. 28.7. Понятие, признаки, цели уголовного наказания. Система и виды уголовных наказаний
  11. § 3. Нормы и уголовно-исполнительные правоотношения. Связь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права (знаний)
  12. §3. Особенности реализации уголовной политики в сфере налогообложения и налогово-правовые средства обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов.
    3.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — основа формирования основных положений уголовной политики в сфере налогообложения.
  13. 2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  14. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации.
    4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  15. § 5. ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ (КАРТИНЫ УГОЛОВНОЙ политики HA ПЛОЩАДЯХ)
  16. 7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
  17. § 4. НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ


Кримінальне право України —

Кримінальний кодекс України —

Уголовное право России —


Авторское право —

Аграрное право —

Адвокатура —

Административное право —

Административный процесс —

Арбитражный процесс —

Банковское право —

Вещное право —

Государство и право —

Гражданский процесс —

Гражданское право —

Дипломатическое право —

Договорное право —

Жилищное право —

Зарубежное право —

Земельное право —

Избирательное право —

Инвестиционное право —

Информационное право —

Исполнительное производство —

Конкурсное право —

Конституционное право —

Корпоративное право —

Криминалистика —

Криминология —

Медицинское право —

Международное право. Европейское право —

Муниципальное право —

Налоговое право —

Наследственное право —

Нотариат —

Обязательственное право —

Оперативно-розыскная деятельность —

Политология —

Права человека —

Право зарубежных стран —

Право собственности —

Право социального обеспечения —

Правоведение —

Правоохранительная деятельность —

Семейное право —

Судебная психиатрия —

Судопроизводство —

Таможенное право —

Теория и история права и государства —

Трудовое право —

Уголовно-исполнительное право —

Уголовное право —

Уголовный процесс —

Философия —

Финансовое право —

Хозяйственное право —

Хозяйственный процесс —

Экологическое право —

Ювенальное право —

Юридическая техника —

Источник: https://mup-info.com/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/

8. Метод уип

Методы уголовно исполнительного права

Методнауки УИП можно определить как совокупностьспособов и приемов исследования явленийи процессов, составляющих предмет этойотрасли науки.

Кметодам осуществления правоотношенийв сфере исполнения наказаний относятся:

1)императивный (метод властного приказа)- основной метод УИП, который используетприказы, требования, распоряжения,обеспеченных возможностью правовогопринуждения.

Согласноч.1 ст.43 УК РФ наказание есть мерагосударственного принуждения, котораяназначается по приговору суда изаключается в лишении или ограниченииправ и свобод осужденного.

Реализацияправого принуждения невозможна безопоры на государственную власть иосновывается на отношениях подчиненности,поэтому осужденные обязаны выполнятьзаконные требования администрации(меры принуждения, меры взыскания, мерыбезопасности, досмотр посылок, цензуракорреспонденции);

2)диспозитивный метод – заключается впредоставлении осужденному, до известныхпределов, права выбора варианта своегоповедения в предусмотренных закономслучаях (замена длительного свиданиякраткосрочным, приобретение продуктовпитания по своему выбору и др.);

3)метод поощрения (применяется при хорошемповедении) – предоставление осужденнымразовых льгот, благодарности, снятиеранее наложенных взыскания, денежныйподарок и др.

9. Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы– это вытекающие из требований политикигосударства общие

руководящиеначала, пронизывающие все содержаниедеятельности соответствующих

органовпри исполнении уголовных наказаний.

Принципыуголовно-исполнительной политики,будучи выраженными в правовых

нормах,становятся принципами уголовно-исполнительногоправа.

Имеютсятри группы принципов уголовно-исполнительногоправа:

1)общеправовые; 2) межотраслевые; 3)отраслевые.

IОбщеправовые принципы:демократизм, законность, гуманизм.

Общеправовымиони называются потому, что присущи всемотраслям права;

межотраслевыми- потому, что присущи смежным отраслямправа: уголовному,

уголовно-процессуальному,уголовно-исполнительному; отраслевыми- потому, что

присущитолько одной отрасли права:уголовно-исполнительному.

Принципдемократизмазаключается в следующем:

а)законы, регулирующие исполнение наказанияи применение к осужденным

исправительноговоздействия выражают волю народа. Так,например, проект

новогоУголовно-исполнительного кодексаобсуждался в средствах массовой

информации.

б)руководство деятельностью исправительнымиучреждениями строится на основе

демократическогоцентрализма. То есть централизованноеруководство органами,

исполняющиминаказание, сочетается широкойсамостоятельностью местных органов

властии управления.

в)основное содержание этого принципасоставляет положение о том, что

уголовно-исполнительноезаконодательство исходит из равенствавсех осужденных

передзаконом независимо от национальности,языка, происхождения, социального

положения,отношения к религии, убеждений и другихобстоятельств.

г)принцип демократизма выражается вдемократичном характере процесса

исправленияосужденного он не только объект, но исубъект воспитания.

д)принцип демократизма выражается и вшироком участии общественности в

исправленииосужденных и в осуществлении общественногоконтроля за работой

исправительныхучреждений.

Принципзаконностивыражается в следующем:

а)он пронизывает всю деятельностьисправительных учреждений, так как эти

учрежденияпо своему значению призваны воспитыватьв духе уважения к закону

лиц,осужденных за его нарушение,

б)основой его является неуклонноесоблюдение и точное исполнение законови

подзаконныхактов всеми органами, учреждениями идолжностными лицами,

исполняющиминаказание. Факты беззакония в местахлишения свободы имеют

повышеннуюобщественную опасность, так какспособствуют росту рецидивной

преступности.

Какписал А. Е. Наташев: '' Факты беззаконияи произвола, нетерпимые в любых

условияхнашей действительности, в местах лишениясвободы имеют повышенную

общественнуюопасность. Дискредитируя исправительныеучреждения, оказывая

отрицательноевлияние на исправление и перевоспитаниеосужденных, эти факты,

вконечном счете, могут способствоватьросту рецидивной преступности. Нарушая

закон,нельзя воспитывать людей в духе уваженияк закону. Даже сходные с

внешнейстороны нарушения законностипредставителями администрации

исправительно-трудовогоучреждения и лицами, отбывающиминаказания, по

степениобщественной опасности значительноотличается одно от другого. Так,

еслиодин осужденный в ответ на оскорблениясо стороны другого ударит его, то

это,как правило, является нарушениемтребований режима и влечет за собой

применениевзыскания. Иное дело, когда при аналогичнойситуации такие

действиясовершит представитель администрации– налицо должностное

преступление.

Необходимоиметь в виду и то обстоятельство, чтолица, отбывающие наказание в

виделишения свободы, в значительной мереобладают меньшими возможностями в

защитесвоих законных интересов'' .

в)соблюдение законов и требований режимаосужденными,

г)соблюдение законов и подзаконных актовпредставителями общественности,

д)контроль за соблюдением законности вдеятельности органов, исполняющих

наказание,осуществляется Генеральным ПрокуроромРФ и подчиненными ему

прокурорами.Проводится также контроль органовгосударственной власти и

органовместного самоуправления, судебный иведомственный контроль ( с.т.19-

22УИК РФ).

Принципгуманизмазаключается в следующем:

а)общество не отказывается от преступника,как от своего члена, а стремится

исправитьего. Вся деятельность исправительныхучреждений направлена на

ресоциализациюосужденных.

Выходит,что суровая мера государственногопринуждения – уголовное наказание

–является гуманной,так как с его помощью общество боретсяза человека,

совершившегопреступление, за то, чтобы он сталчестным, нужным обществу

гражданином.

б)гуманизм проявляется в справедливомотношении к осужденным, уважении их

честии достоинства. Исполнение наказаний неимеет целью причинение

физическихстраданий или унижение достоинствачеловека.

в)принцип гуманизма находит выражение вустановлении гуманных условий

отбываниянаказания: жилищно-бытовые условия вместах лишения свободы

соответствуютсанитарным нормам, питание- обеспечиваетнормальную

деятельностьорганизма, осужденным оказываетсямедицинская помощь, труд

организуетсяс соблюдением охраны труда и техникибезопасности.

Требованиемгуманности отвечают и нормы закона оподдержании контактов с

родственникамии иными лицами, возможности получатьот них посылки,

бандероли,передачи.

Особойгуманностью отличаются условияустановленные для беременных,

несовершеннолетних,инвалидов и женщин, имеющих малолетнихдетей. Так, им

создаютсяулучшенные жилищно-бытовые условия,повышены нормы питания.

г)га хорошее поведение и честное отношениек труду к осужденным применяется

целаясистема мер поощрений ( ст. 113 УИК РФ ).

д)отражением принципа гуманизма являетсяпрогрессивная система, то есть

изменениеусловий отбывания наказания в зависимостиот поведения осужденных.

Лица,твердо вставшие на путь исправления,могут быть переведены на

улучшенныеусловия содержания, а также из тюрьмыв исправительную колонию, из

исправительнойколонии – в колонию-поселение.

е)проявлением заботы о судьбе осужденныхпроникнуты нормы об оказании помощи

лицам,освобожденным от наказания, о праве напенсию и возмещение вреда

лицам,утратившим трудоспособность во времяотбывания наказания.

ж)к лицам, доказавшим свое исправление,может быть применено условно–

досрочное освобождение от наказания или заменаего более мягким.

з)от отбывания наказания освобождаютсялица, заболевшие душевной хронической

илииной тяжкой болезнью.

и)выражением гуманности являетсявозможность применения амнистии ипомилования.

II.Межотраслевые принципы:равенства осужденных перед законом;

дифференциациии индивидуализации исполнения наказаний.

1).Принциправенства осужденных перед закономзаключается в

единомправовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или

находящиесяв одних условиях отбывания наказания.Принцип равенства всех перед

закономосновывается на равенстве прав и свободчеловека и гражданина

независимоот пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного

идолжностного положения.

.2).Принципдифференциации.Он отражает необходимость

распределениявсей массы осужденных на однородныекатегории по видам

исправительныхучреждений: гражданству (есть специальныеколонии для

иностранцев); полу ( мужские и женские ); возрасту (есть колонии для

несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колония строгого

режима);судимости (колонии особого режима).

Дифференциацияобуславливает установление закономдля каждой категории

осужденныхсвоего комплекса ограничений. Согласност. 8 Минимальных

стандартныхправил обращения с заключенными различныекатегории заключенных

содержатсяв раздельных заведениях или в разныхчастях одного и того же

заведения,с учетом пола, возраста, предшествующейсудимости, юридических

особенностейих заключения и предписанного обращенияс ними.

Однимиз методов реализации принципадифференциации наказания является

классификацияосужденных к лишению свободы в зависимостиот видов условий

содержанияосужденных в колонии. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ

предусматривает:в исправительных колониях трехступенчатую(обычные,

облегченные,строгие), а в воспитательных колониях– четырехступенчатую (еще

льготные)классификации условий отбываниянаказания.

3).Принципиндивидуализации.

Онвыражается в требовании строгогоиндивидуального подхода к каждому

осужденному,то есть выборе нужных именно данномуосужденному мер

воздействия.

Такойподход определяется на основе изученияличности осужденного с учетом

характераи степени общественной опасностисовершенного преступления,

обстоятельствдела, степени опасности самого преступника,его поведения во

времяотбывания наказания.

Индивидуальныйподход означает выбор нужных именноданному осужденному мер

воспитательногохарактера (зачисление в общеобразовательнуюшколу, привлечение

кпрофессиональному обучению, поручениекакого-то дела и т. п.). Упор делается

нахарактер и степень социально-нравственнойзапущенности личности.

Индивидуализациянаказания на стадии его исполненияозначает, во-первых,

изменениеобъема кары в зависимости от поведенияосужденного, во-вторых,

изменениесодержания исправительного воздействия.Иными словами,

индивидуализациянаказания на стадии его исполнениявыливается в

индивидуализациюкарательно-воспитательного воздействияв целом.

Необходимоставить задачи по исправлению осужденныхи ориентировать

работниковисправительных учреждений на проведениевоспитательной работы с

каждымосужденным.

III.Отраслевые принципы:рационального применения мер

принуждения,средств исправления осужденных;стимулирование правопослушного

поведения;соединение наказания с исправительнымвоздействием.

Принципрационального применения мер принуждения,средств исправления

осужденных.Рациональность применения мер принужденияглавным образом

заключаетсяс одной стороны в минимальности имягкости репрессии с другой

стороныв ее достаточности и соразмерности.

Каждомувиду наказания свойственен свой наборсредств исправления осужденных

применяемыхв конкретных условиях исполнениянаказания.

Принципстимулирования правопослушного поведенияпредполагает,

преждевсего, применение правовых стимуловрегулирующих изменение условий

содержанияосужденных. Большое значение встимулировании правопослушного

поведенияиграют поощрительные нормы, улучшающиеправовое положение осужденных.

Нравственноевоспитание способствует развитию такихположительных качеств у

осужденных,как честность, любовь к людям. С этойцелью в исправительных

учрежденияхразрешается деятельность религиозныхорганизаций.

Вто же время трудно переоценить рольтруда в исправлении осужденных.

Воспитательноезначение общественно полезного трудаемко и всесторонне. В

трудепознается его необходимость и воспитываетсяпотребность в трудовой

деятельности.

Принципсоединения наказания с исправительнымвоздействием.

Наказаниедолжно быть не только карой, но иисправлять, воспитывать осужденного.

Иногдаэтот принцип называется принципомвозможности исправления каждого

лица,совершившего преступление, тем самым,проводя идею о возможности

исправитькаждого правонарушителя. Но естькатегория лиц с устоявшимися

преступныминаклонностями и не всегда их исправлениевозможно. Исправительное

воздействиепредставляет собой широкий комплексвоспитательных мероприятий:

воспитательнаяработа, труд, общеобразовательная ипрофессиональная

подготовка.

Общеобразовательноеобучение способствует повышению культурыи сознательности

осужденныхи имеет значение для получения имиспециальности. Профессиональная

подготовкасоздает возможности для приобщения ктрудовой деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/4048769/page:5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть