Международные договоры об экстрадиции

Экстрадиция – это… Международные договоры: международное право

Международные договоры об экстрадиции

Вы думаете, чтобы избежать наказания, достаточно перебраться в другую страну? Опасных преступников, которые выехали за рубеж, активно разыскивает Центральное Бюро Интерпола.

И если злодея поймают, то его ждет поездка обратно домой, дабы там предстать перед судом или отбывать наказание.

Если говорить языком юриспруденции, то экстрадиция – это выдача преступника или обвиняемого одним государством другому для проведения следствия и судебного производства.

Условия экстрадиции

Стоит также отметить, что выдача преступников возможна на основании международного договора или без него. Запрещена выдача лиц, которые преследуются на родине за политические преступления.

Россия за последние годы заметно активизировала международную деятельность и старается ее расширять. В частности, РФ стала участницей более чем 300 международных договоров, в т. ч.

и по оказанию правовой помощи в уголовных делах.

Международные акты

Что же включают в себя международные договоры? Международное право указывает, что такие соглашения содержат положения об экстрадиции, производстве судебных, процессуальных и следственных действий, передаче предметов, а также выдаче осужденных для исполнения приговора иностранных судебных инстанций. Между тем обязанность выдать преступника у страны, где он перебывает, возникает далеко не всегда.

Выдача осужденных – право государства?

Следует отметить, что передача преступников – право государства. Однако бывают случаи, когда экстрадиция – это обязательная процедура. В частности, если существует соответственный международный договор, и выполнен ряд определенных условий.

К примеру, страна, которая требует выдачи злоумышленника, должна взять на себя обязательство не наказывать осужденное лицо за другие преступные деяния.

Это означает, что если передача преступника произойдет, то его могут привлечь к уголовной ответственности только в рамках тех статей УК, которые были указаны в запросе об экстрадиции.

Процедура экстрадиции

Как бы там ни было, даже если у стран имеется соглашение об экстрадиции, процесс выдачи осужденного длится долго, так как в первую очередь нужно соблюсти ряд обязательных формальностей. Как правило, такая процедура проводится при содействии Интерпола. Все это происходит следующим образом:

  • прокуратура государства, которое ищет своего гражданина, направляет в штаб-квартиру Интерпола запрос с объяснением того, в чем и на каком основании обвиняется конкретный человек;
  • после этого Интерпол принимает решение (или отказывает) об объявлении преступника в международный розыск;
  • если такое лицо задерживают на территории иностранного государства, то местный суд должен принять постановление об экстрадиции человека;
  • если судебная инстанция разрешит такую процедуру, то далее происходит непосредственная передача разыскиваемой персоны.

Следует отметить, что выдача преступников (экстрадиция) может затянуться на несколько месяцев. Данный процесс почти всегда сопровождается длительной бюрократической перепиской.

Однако участие Интерпола совсем не обязательно, осуществить передачу злоумышленника можно на основании международных соглашений между странами. Процедура в таком случае будет примерно такая же. Помните, что такой порядок не применятся для граждан, которые совершили административные или гражданские правонарушения.

Законодательные проблемы

Вопрос касательно экстрадиции решается в разных странах по-разному. В Уголовном кодексе РФ тоже есть нормы, которые регулируют вопросы о выдаче. Тем не менее, многие ученые считают институт экстрадиции неактуальным. Это, в частности, объясняется тем, что соглашения между странами по поводу выдачи злоумышленников не всегда соответствуют нормативам по правам человека.

Самый яркий пример такого нарушения – ситуации, когда страны несколько лет ведут между собой переговоры о передаче обвиняемого, а гражданин, вина которого даже не доказана, вынужден сидеть под стражей. Кроме того, следует отметить, что экстрадиция – это не только сложный и продолжительный, а и затратный процесс в плане денежных средств.

За доставку преступника, естественно, платит та сторона, которая подала запрос.

Региональные и двусторонние соглашения

Несмотря на то что возникают некоторые трудности при выдаче злоумышленников, без такого института обойтись просто невозможно. Сейчас в мире существует немало двусторонних соглашений о передаче осужденных, такие акты со многими государствами заключила и Россия.

Договор об экстрадиции РФ оформила почти со всеми странами СНГ (Минская конвенция 1993 года) и десятками государств из Азии. Из европейских партнеров двустороннее соглашение пока подписано с двумя странами – Италией и Литвой.

Также договоренность о выдаче существует с одной из латиноамериканских стран – Бразилией.

Правоотношение с США

Следует отметить, что соглашение с США об экстрадиции Россия не заключала. Однако с 2000 года РФ участвует в Европейской конвенции 1957 г. Американцы придерживаются своих принципов при сотрудничестве с нашей страной:

  • заключать любые акты, предусматривающие выдачу преступников, пока преждевременно;
  • сотрудничество с РФ производится только по конкретным делам, каждое из них будет рассматриваться отдельно;
  • России могут выдаваться ее граждане, но только в рамках процедуры не экстрадиции, а депортации.

Заключение

Итак, экстрадиция – это акт правовой помощи, который заключается между двумя заинтересованными странами, представляющий собой передачу лица, совершившего уголовное преступление, для отбытия наказания или для привлечения его к уголовной ответственности. Выдавать или не выдавать гражданина другой страны, государство вправе решать самостоятельно.

Если же такая передача будет произведена, то страна, которая подала запрос об экстрадиции, обязуется привлекать своего гражданина к ответственности только за те правонарушения, которые были указаны в прошении об экстрадиции. За иные преступления наказывать человека в рамках процесса выдачи не разрешается.

Как правило, международный розыск злоумышленников проводится при содействии Интерпола.

Многие государства отказываются выдавать иностранных граждан, если им предъявлено обвинение в родной стране по политическим мотивам.

К тому же в некоторых случаях другое государство может отказать в передаче иностранца, если его законодательство не предусматривает уголовного наказания за то преступление, которое инкриминируют человеку на его родине.

Если же разыскиваемому лицу грозит смертная казнь или есть веские основания считать, что государство, которое подало запрос, не может обеспечить справедливое правосудие, то страна, где находится такой человек, тоже имеет полное право отказать в выдаче.

Кроме того, если есть подозрения, что страна подала ходатайство об экстрадиции с целью преследования гражданина на основании его расовой, половой или национальной принадлежности, сексуальной ориентации и т. д., то он выдаче не подлежит. Процесс экстрадиции имеет множество нюансов, в каждой стране существуют свои нормы и правила по выдаче преступников.

Источник: https://FB.ru/article/147441/ekstraditsiya---eto-mejdunarodnyie-dogovoryi-mejdunarodnoe-pravo

Международные договоры об экстрадиции и проблема смертной казни в Российской Федерации

Международные договоры об экстрадиции

А. Пихов, соискатель кафедры уголовного процесса и организации расследования преступлений Краснодарской академии МВД.

Для большинства действующих международных договоров об экстрадиции традиционна следующая формула: “В выдаче может быть отказано в следующих случаях: если преступление, за которое затребована выдача, в законодательстве запрашивающей стороны наказуемо смертной казнью, а в законодательстве запрашивающего государства ненаказуемо; если только запрашивающая сторона не даст достаточных гарантий о том, что смертный приговор не будет вынесен либо не будет приведен в исполнение”.

Проблема выдачи лиц, которым грозит смертная казнь, актуальна и для Российской Федерации. В последние годы произошел ряд прецедентов. Так, в апреле 1996 года Россия выдала в Азербайджан бывшего министра обороны этой страны Р.

Газиева, который был заочно приговорен Верховным судом Азербайджана к смертной казни.

Несмотря на то что Генеральная прокуратура Азербайджана заявила, что смертная казнь к Газиеву применена не будет, такое заверение нельзя считать в достаточной степени удовлетворительным, так как приговор был вынесен не органами прокуратуры, а Верховным судом Азербайджана.

Мы уже отмечали, что оценку общей ситуации в стране следует давать как обязательное условие при выдаче. Чаще всего клаузула неприменения смертной казни связана лишь с тем преступлением, по которому делается запрос. Таким образом, запрашивающая сторона дает гарантии неприменения смертной казни не вообще, а лишь по определенным обвинениям.

А так как перечень обвинений выдвигается именно запрашивающей стороной, она может манипулировать и вопросом применения смертной казни. Вполне возможно, что после выдачи запрашивающее государство предъявит выданному им лицу новые обвинения, по которым и будет назначена смертная казнь. Но ведь формально по этим обвинениям запрашивающее государство никаких гарантий не давало.

На наш взгляд, более точной была бы формулировка, которая устанавливала бы, что к выдаваемому лицу смертная казнь не может быть применена ни при каких обстоятельствах.

Это особенно важно для таких стран, национальное право и международные соглашения которых основываются на доктрине о том, что смертная казнь “оскорбляет достоинство нации” или “нарушает публичный порядок” в стране независимо от того, где такая казнь происходит.

Важной проблемой является и проблема “усеченного” запроса. Запрашивающее государство может вообще не давать никаких гарантий в отношении неприменения смертной казни, просто не включив в список обвинений преступления, за которые предусмотрен этот вид наказания. А уже после выдачи “добавить” такие обвинения. В практике РФ были и такие случаи.

Так, в 1997 году российские власти по просьбе все того же Азербайджана выдали ему бывшего премьер-министра С. Гусейнова. В запросе были перечислены обвинения типа кражи шерсти и т.д.

Однако сразу после состоявшейся выдачи Гусейнову были предъявлены три новых обвинения, каждое из которых предусматривало смертную казнь: измена Родине, диверсия и терроризм.

Было совсем нетрудно предвидеть, что азербайджанские власти добиваются выдачи Гусейнова по более серьезным причинам, чем кража шерсти, однако в Генеральной прокуратуре РФ предпочли “оказаться обманутыми”.

Гусейнов не был в конечном итоге казнен, так как, стремясь в Совет Европы, Азербайджан отменил смертную казнь, однако юридическая проблема в данном деле высветилась достаточно ярко. Если проанализировать это дело, то здесь налицо прямое нарушение норм международного права. Согласно Минской конвенции СНГ о правовой помощи (1993 г.

), участниками которой являются и РФ, и Азербайджан, выданное лицо можно судить только по тому обвинению, по которому направлялся запрос . Следует отметить, что имеется и особый Договор между РФ и Азербайджаном о правовой помощи 1992 года, в котором закреплено то же правило . Оба этих договора на время событий вступили в силу, являлись действующими и должны были исполняться Азербайджаном. Вызывает вопросы и позиция России, которая не заявила своего отношения к нарушению Азербайджаном норм двух международных договоров.

См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1598.

В целом перед Российской Федерацией сейчас стоит серьезная проблема не только по приведению в соответствие своих законов с международными договорами, но и проблема координации своих международных договоров.

Так, после подписания Протокола VI к Европейской конвенции по правам человека и Европейской конвенции о выдаче перед РФ встала проблема исполнения своих международных обязательств по различным международным договорам.

Российская Федерация имеет договоры по правовой помощи по уголовным делам с рядом государств, в частности с Азербайджаном, Литвой , Латвией , Эстонией, Молдовой и др.

Ни один из этих договоров не предусматривает такого основания для отказа в выдаче, как возможность применения смертной казни в запрашивающем государстве. В то же время по Европейской конвенции о выдаче это основание становится международным обязательством РФ. Следовательно, необходимо решить эту проблему.

См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 19. Ст. 1712.
См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1932.
Таким образом, выявление вышеуказанных проблем ставит нас перед необходимостью разработать комплекс мер по их разрешению. Нами разработаны следующие рекомендации. Необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ и международные договоры РФ, регулирующие вопросы выдачи:

  1. В ч. 2 ст. 63 Конституции РФ следует указать, что выдача лиц, которым угрожает смертная казнь, не производится до получения достаточных гарантий неприменения смертной казни.
  2. Следует дополнить ст. 57 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам следующей нормой:

“…д) За преступление, по которому затребована выдача, может быть назначено наказание в виде смертной казни”.

  1. Следует внести изменения в двусторонние международные договоры о выдаче или о правовой помощи по уголовным делам РФ с иностранными государствами, где необходимо предусмотреть отказ в выдаче, если государство, требующее выдачи, не предоставит соответствующих гарантий неприменения смертной казни.
  2. Особую проблему создают государства – участники Европейской конвенции о выдаче, с которыми у нас заключены еще и двусторонние договоры о выдаче. В то же время до внесения таких изменений государственным органам РФ, ведающим выдачей, следует руководствоваться нормами Европейской конвенции о выдаче. За основу юридического обоснования такого решения следует предложить общий принцип разрешения коллизий между нормами однопорядковых правовых актов: приоритет должен быть отдан той норме, которая предоставляет больший объем прав личности (“высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы”, ст. 2 Конституции РФ); либо приоритет должен быть отдан той норме, которая регулирует права личности, а не права государства.

Действующий в Российской Федерации мораторий на исполнение смертных приговоров судов без отмены в Уголовном кодексе РФ исключительной меры наказания создает в ряде случаев преграду для выдачи российских граждан.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/4905-mezhdunarodnye-dogovory-ehkstradicii-problema-smertnoj-kazni-rossijskoj

Страны, где нет экстрадиции в Россию

Международные договоры об экстрадиции

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Соглашение и его действие в международном праве

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно.

В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%.

В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:

  • преступление было совершено на её территории;
  • фигурантом дела является её гражданин;
  • последствия преступных действий нанесли ущерб государству или его гражданам. Уголовное законодательство Российской Федерации

При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.

Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила.

К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат.

В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств.

С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции.

Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

  • Великобритания;
  • Украина;
  • Китай;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Швеция;
  • Япония;
  • США.

Механизм выдачи решения об экстрадиции

Подобный перечень охватывает лишь соседние с Россией государства, с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось.

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.

Международное сотрудничество россии по вопросам экстрадиции

Международные договоры об экстрадиции

Международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права [2, с. 88].

Одной из сфер международных и связанных с ними внутригосударственных отношений является международное сотрудничество государств по вопросам борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе и экстрадиции.

Интеграционные процессы делают государства все более открытыми, что облегчает не только совершение правосудия, но и укрытие от него. Именно поэтому проблема преступности навсегда перестала быть внутригосударственной, она является опасностью для всего человечества.

Вопрос взаимодействия с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства один из наиболее важных для Генеральной прокуратуры  РФ на сегодняшний день [5]. Это обусловлено тем, что некоторые лица, нарушив закон, бегут из страны, избегая тем самым соответствующего наказания по законам этого государства.

Для того, чтобы этот человек не остался безнаказанным за совершенное, и придуман правовой механизм выдачи преступников, ведь для привлечения к ответственности лица, чрезвычайно необходимо вернуть его обратно в страну для проведения следствия, суда, вынесения приговора и приведение его в исполнение.

Итак, для начала разберемся в понятии «экстрадиция».

Выдача преступников (экстрадиция) – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или приведения в исполнении вынесенного приговора [1, с. 83].

Вопросам деятельности по выдаче преступников посвящены многие международно-правовые документы и решения. Среди них  конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

, а также Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры,  которые регламентируют вопросы экстрадиции с более чем с 70 государствами [5].

Однако, следует отметить, что выдача не является обязанностью государства, а является его правом, то есть, государство по каким-либо мотивам и причинам может полноправно отказать в экстрадиции. Передача же преступника обязательна лишь при наличии соответствующего международного договора, подписанного между странами.

В ст.

13 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству [7]. Эта статья основана на ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где сказано, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству [4].

Ч. 1 ст. 12 УК РФ повествует о том, что проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства [7].

Из этого всего следует то, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства и иностранных граждан, которые совершили преступление вне территории Российской Федерации, и которые находятся в пределах российского государства – это установлено в ч. 2 ст. 13 УК РФ [7]. В таком случае, на основании межгосударственного договора о правовой помощи, лицо будет выдано по запросу иностранного государства.

Но даже двухсторонний-многосторонний договор об экстрадиции не совсем является основанием для экстрадиции, он только лишь обуславливает возможность использования данной правовой меры. Есть также ряд требований и условий, при присутствии которых, выдача преступника будет произведена [8, с.190].

В соответствии с закрепившейся международной практикой, государство предъявляет требование о выдаче преступника в случаях:

1) преступление совершено на территории данного государства;

2) преступление направлено против этого государства и причинило ему вред;

3) совершивший преступление — гражданин данного государства.

Экстрадиция преступников, провинившихся на территории нескольких государств, происходит путем дипломатических переговоров этих стран, учитывая нормы международного права и договоров.

Также существует ряд обязательных условий для выдачи преступника:

1) преступление, совершенное лицом на территории другой страны, является преступлением и на территории той страны, в которой находится преступник;

2) в случае если на территории страны, которой выдают преступника, за данное нарушение закона предусмотрена смертная казнь, то от запрашиваемого государства требуют гарантии о том, что смертная казнь к данному лицу применена не будет.

Экстрадиция преступника может быть произведена для исполнения вынесенного приговора в действие, в таком случае основанием для выдачи преступника будет вынесенный приговор.

Примерами экстрадиции для нашей страны являются – выдача Испанией Мрыхина, директора клуба «Хромая лошадь», в котором из-за нарушения правил пожарной безопасности произошел пожар, унесший жизни более сотни человек. Марокко выдало Алексея Калиниченко, обвиняемого в хищении мошенническим путем имущества более 4 тыс.

потерпевших, Украина – активных участников преступной группировки, обвиняемых в убийстве 12 человек, в том числе малолетних детей, в станице Кущевской Краснодарского края [5]. Примеров можно привести достаточно много.

Однако, все чаще, нарушившие закон, укрываются в странах, с которыми Россия еще не подписала договор об экстрадиции, но и это не препятствие правосудию, таким образом, в 2012-2013 году были успешно решены вопросы выдачи в Россию преступников из таких стран, как Чили, Объединенные Арабские Эмираты, Камбоджа и некоторых других стран [5].

В последние годы Генеральной прокуратуре удалось добиться выдачи в Россию многих беглых преступников, в том числе из тех стран, с которыми практически невозможно договориться об экстрадиции. В марте 2013 компетентные органы Великобритании экстрадировали, обвиненного в убийстве, Максима Винцкевича в Россию.

В 2012 израильской стороной произошла выдача гражданина РФ Павла Еременко [6]. В 2015 году кассационный суд Франции принял решение о выдаче в Россию экс-главы БТА-банка Мухтара Аблязова и бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, обвиняемых в многомиллиардных хищениях [3].

Верховный суд Камбоджи отклонил жалобу Генпрокуратуры России об экстрадиции бизнесмена Сергея Полонского, который был обвинен на родине в крупном мошенничестве, основываясь на том, что между странами не заключен договор об экстрадиции.

Но международное сотрудничество России с другими странами по этому вопросу не стоит на месте: договор об экстрадиции между Россией и Камбоджей на данный момент находится на финальной стадии согласования – сообщил Сергей Лавров, по итогам переговоров с представителем Камбоджи.

Таким образом, для выдачи преступника необходим ряд условий, помимо наличия специального двустороннего-многостороннего договора. Но и это не гарант того, что, нарушившего закон, экстрадируют. К условиям относится — преступление, совершенное в запрашивающем государстве, является преступлением и в выдающем, а также гарантия неприменения смертной казни при выдаче преступника.

Институт экстрадиции регулируется все большим числом норм права и все больше развивается, но это развитие не идет семимильными шагами.

На сегодняшний день появилась необходимость заключения новых международных договоров, дополняющих законодательство, а также устраняющих проблемы с тем, что не все страны готовы выдавать преступников для их осуждения и наказания.

Необходимо повысить эффективность всего международного сотрудничества государств по проблеме борьбы с преступностью, ведь недоведение международного уголовного производства до своего логического конца – отсутствие приговора и наказания преступника – отрицательно сказывается на общем уровне права в обществе.

Список литературы:

  1. Абубакиров Ф.М. Актуальные проблемы применения Общей части уголовного права: Учебное пособие. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. – 288 с.
  2. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. 2012. № 2 (32). – С. 88-93.
  3. Коммерсантъ [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2679765 (дата обращения: 25.06.2015).

Источник: https://euroasia-science.ru/yuridicheskie-nauki/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.