Надзорный пересмотр

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

Надзорный пересмотр

(основания, порядок, полномочия суда надзорной инстанции)

В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.

Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.

Надзорное производство отличается от кассационного и апелляционного производства тем, что жалобу могут принести в суд не только участвующие в деле лица, что имеет очень большое значение. В ст.

377 ГПК РФ установлено правило подачи надзорной жалобы или представления прокурора, а точнее, на решение какого суда и в какой суд может быть подана жалоба с соблюдением подсудности.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):

1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев.

После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е.

отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения.

При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения, если на то имеются основания.

Источник: https://studopedia.ru/8_144021_peresmotr-sudebnih-postanovleniy-v-poryadke-nadzora.html

Гражданский процесс России

Надзорный пересмотр

Проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется, как и в кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим оба вида пересмотра (кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт.

Так, до начала заседания член суда изучает пересматриваемые решения, определения и постановления, а также все обосновывающие их материалы дела с целью обнаружения судебных ошибок. Пересмотр дела происходит в судебном заседании, где обсуждаются выявленные случаи незаконности.

В итоге суд не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.

Вместе с тем судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу, в силу чего надзорный пересмотр имеет исключительный, экстраординарный характер.

В надзорном порядке пересматриваются решения, определения и постановления независимо от времени их вынесения (месяц, год, десять лет и т.д.).

В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия, независимо от того, проверялись ли они ранее в кассационном, частном или надзорном порядке. Даже если конкретное решение раньше неоднократно пересматривалось, – это не исключает возможности новой проверки его правильности.

В надзорном порядке по действующему законодательству можно пересмотреть постановления всех без исключения судов (в том числе, военных судов и Верховного Суда РФ) и по всем без исключения категориям гражданских дел.

Право возбуждения этого экстраординарного способа проверки актов правосудия предоставлено очень узкому кругу профессиональных юристов, занимающих руководящее положение в судебной системе и прокуратуре.

В их число входят:

    судьи:

  • председатели судов областных, краевых, республиканских, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • заместители Председателя Верховного Суда РФ;
  • Председатель Верховного Суда РФ;
  • прокуроры:
  • прокуроры субъектов Федерации: областей, краев, республик, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • заместители Генерального прокурора России;
  • Генеральный прокурор РФ.

Каждый из названных должностных лиц вправе приносить протесты:

  1. Председатель Верховного Суда РФ – на любой акт правосудия любого российского суда, за исключением постановления Президиума Верховного Суда РФ;.
  2. заместители Председателя – на постановления Президиума Верховного Суда РФ, на решения, определения и постановления любого российского суда, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ;
  3. Генеральный прокурор РФ – на любое решение, определение и постановление, вынесенное любым судом России, кроме постановления Президиума Верховного Суда РФ;
  4. председатели областных и приравненных к ним судов, а также прокуроры субъектов Федерации – на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданских делам соответствующих судов республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Указанные должностные лица могут приносить протесты в порядке надзора при наличии определенных поводов и оснований.

Поводами являются надзорные жалобы сторон и других участвующих в деле лиц, а также лиц, чьи права и интересы нарушены вступившим в законную силу актом правосудия.

Поводом признается и представление судьи, разбиравшего данное дело или другое дело, для которого решение имеет юридическое значение, а также ходатайство Уполномоченного по правам человека в РФ.

В надзорной жалобе, представлении и ходатайстве указываются доводы, вызывающие сомнения в законности акта правосудия, что и служит основанием к принесению протеста.

Надзорная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере 50% ставки, исчисляемой исходя из оспариваемой суммы. Если участвующее в деле лицо не может уплатить госпошлину, оно подает заявление в суд первой инстанции, который и решает вопрос об освобождении или рассрочке уплаты. Суд надзорной инстанции такие вопросы не разрешает.

Судьи и прокуроры вправе возбуждать надзорное производство протестами, копии которых направляются сторонам и другим участвующим в деле лицам. Должностное лицо вправе отозвать принесенный им протест до начала рассмотрения дела судом. Протесты прокуроров уполномочен отзывать также вышестоящий прокурор; в ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

В необходимых случаях указанные должностные лица могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора (ст. 323 ГПК). Приостановление исполнения не допускается, если опротестуемое решение подлежит немедленному исполнению (ст. 210, 211 ГПК).

Стороны и другие участвующие в деле лица могут не присутствовать в судебном заседании при пересмотре дела в порядке надзора. Они лишь извещаются о времени и месте рассмотрения дела, да и то в необходимых случаях (ст. 325 ГПК). Однако они могут представить письменные объяснения на протест, копию которого получили, и дополнительные материалы.

Пересмотр актов правосудия в порядке надзора осуществляют особые судебные учреждения – президиумы судов субъектов Федерации.

В Верховном Суде России есть два надзорных органа: Судебные коллегии и Президиум. В состав Президиума входит нечетное число судей: Председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные члены суда.

Судебно-надзорные органы составляют систему. Высший орган – Президиум Верховного Суда России. Его постановления не подлежат не только обжалованию, но и опротестованию.

Затем следуют Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ.

Низшими судебно-надзорными органами являются президиумы верховных судов республик в составе Российской Федерации, президиумы областных, краевых судов, судов автономной области и автономных округов, городских судов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Каждый из судебно-надзорных органов управомочен пересматривать определенные судебные постановления. Президиумы областных и приравненных к ним судов пересматривают вступившие в законную силу решения и определения районных судов и кассационные определения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России проверяет законность решений и определений по гражданским делам, вынесенных всеми судами России, если эти акты не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), судов автономной области и судов автономных округов. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам (Судебной коллегии по уголовным делам) и Военной коллегии Верховного Суда России.

Для основного звена судебно-надзорных органов – президиума суда – закон установил особый порядок проведения судебного заседания (см. об этом ниже).

Полномочия судебно-надзорных органов шире, нежели полномочия кассационной инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить решение, определение или постановление и направить дело на новое рассмотрение не только в суд первой, но и кассационной инстанции.

Кроме того, судебно-надзорный орган может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Источник: https://isfic.info/graz1/prav133.htm

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора

Надзорный пересмотр

Ведение дела в арбитражном суде, пересмотр дела в порядке надзора. https://www.ulc.ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/Ведение дела в арбитражном суде, пересмотр дела в порядке надзора. https://www.ulc.

ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/Ведение дела в арбитражном суде, пересмотр дела в порядке надзора. https://www.ulc.

ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/Ведение дела в арбитражном суде, пересмотр дела в порядке надзора. https://www.ulc.

ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/Ведение дела в арбитражном суде, пересмотр дела в порядке надзора. https://www.ulc.

ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/

В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения (см. ч. 1 ст. 15 АПК). При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и в той или иной его части.

Предметом надзорного пересмотра может стать любое решение суда первой инстанции, а также постановление апелляционной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными актами дело разрешается по существу. Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в порядке надзора АПК не предусмотрен.

Но они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (см. ч. 2 ст. 310 АПК). Тем самым АПК предоставляет участвующим в деле лицам возможность реализовать свое право на судебную защиту. Ограничение повторного пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов продиктовано рядом обстоятельств.

Среди них следует указать на следующие: любой судебный процесс не может продолжаться неопределенно долго, и законодатель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за пределами которых продолжение судебной процедуры исключается; в сфере предпринимательских и иных экономических отношений важное значение имеет их правовая определенность, стабильность.

Иной подход может повлечь за собой негативные последствия для хозяйственного оборота.

АПК допускает пересмотр только вступивших в законную силу судебных актов. Порядок и сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда регулируются ст. 180 АПК. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек.

Участвующие в деле лица, прежде чем обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ, должны использовать все иные процессуальные права, которыми они обладают, для постановки вопроса о проверке судебного акта в соответствующих судебных инстанциях. И только после исчерпания, т.е. полного использования, всех этих возможностей они могут обратиться в ВАС РФ.

Однако неиспользование или неполное их использование не исключает права на такое обращение.

Право на обращение в ВАС РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым АПК предоставлено такое право. Исчерпывающего круга лиц, которые по закону наделены этим правом, в комментируемой статье нет. Указание об этом дается лишь в общей форме. Конкретно надо обратиться прежде всего к ст. 40 АПК, которая содержит перечень таких лиц.

Кроме того, в отличие от АПК 1995 г. в ст. 42 АПК 2002 г.

содержится прямое указание на право лиц, не участвовавших в деле, в отношении которых арбитражный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и обязанности, оспорить этот акт в порядке надзора, т.е.

обратиться с соответствующим мотивированным заявлением в ВАС РФ. Наряду с российскими лицами аналогичным правом обладают и иностранные лица (см. ч. 1 ст. 254 АПК).

Исходя из общего правила о том, что правом оспорить судебный акт в порядке надзора обладают лица, участвующие в деле, таким правом наделены, в частности, лица, участвующие в деле об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей (§ 1 гл. 30 АПК), которые были участниками третейского разбирательства (см. ч. 2 ст. 230 АПК). По делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений таким правом обладают стороны в споре (гл. 31 АПК).

Прокурор вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора судебного акта, но не по всем делам, а лишь по тем из них, по которым он наделен правом обращения в арбитражный суд с иском или заявлением.

Исчерпывающий перечень указанных дел содержится в ч. 1 ст. 52 АПК. При этом таким правом прокурор обладает независимо от того, на какой стадии процесса (включая надзорную) он вступил в дело (ч. 5 ст. 52 АПК).

Представление в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ (ч. 2 ст. 52 АПК).

В случае, когда прокуратура выступает в качестве стороны по делу в защиту собственных имущественных интересов, она не может использовать полномочия государственного органа. В этом случае она обращается в ВАС РФ в общем порядке, т.е. не с представлением, а с заявлением.

Пересмотр судебных актов в порядке надзора в отличие от апелляционного и кассационного обжалования, оставаясь судебной процедурой, является не обычным, а исключительным порядком.

Поэтому указанные выше лица могут поставить вопрос о пересмотре судебного акта в порядке надзора в случае, если, по их мнению, арбитражный суд, рассматривая подведомственное ему дело, связанное с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, допустил нарушение или неправильное применение материально-правовых или процессуальных норм и тем самым существенно нарушил их права и законные интересы. В законе говорится не просто о нарушении, а о существенном нарушении. Таковым может быть признано, в частности, нарушение, повлекшее неустранимые недостатки или невосполнимые потери. Практика применения данной нормы позволит полнее уяснить, что следует понимать под “существенным нарушением”.

Закон установил, что обращение в ВАС РФ с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора возможно при соблюдении определенных условий. Во-первых, это срок обращения. Он не должен превышать трех месяцев, исчисляемых со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу.

Сам по себе этот срок короткий, однако практически по всем делам предусмотрена возможность апелляционного и кассационного обжалования, которые заинтересованное лицо вправе использовать.

Кроме этого, следует также учитывать, что месячный срок на подачу апелляционной жалобы и двухмесячный срок на подачу кассационной жалобы, в случае, если он пропущен по уважительным причинам, может быть арбитражным судом восстановлен при условии возбуждения ходатайства об этом в течение шести месяцев соответственно со дня принятия решения (см. ч. 2 ст.

259 АПК) или со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта суда первой или апелляционной инстанции (см. ч. 2 ст. 276 АПК). Поэтому законодатель счел его достаточным для решения вопроса о такого рода обращении.

Во-вторых, АПК предусматривает, что обращение в ВАС РФ допускается в случае, когда имеющиеся процессуальные права использованы и осталась только одна возможность – обращение в высшую государственную судебную инстанцию. Поэтому необходимо реализовать иные предусмотренные законом возможности, прежде чем обращаться в ВАС РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=dtKjivjm3Zo\u0026list=PLd16MNw33FYzrqBaZ6w8MVNb4g7GHu8u6

Эта формулировка закона не тождественна запрету на подачу заявления в случае, когда кассационная процедура обжалования вообще не использовалась. В такой ситуации коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований может по своей инициативе направить дело в кассационную инстанцию для проверки законности судебного акта (см. ч. 6 ст. 299 АПК).

https://www.ulc.ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/

Пресс-служба
группы Объединенные Юристы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ulc/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyh-aktov-arbitrajnyh-sudov-v-poriadke-nadzora-5f30df84ce11224e729689be

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть