Направление по подследственности

Направление сообщений о преступлениях по подследственности

Направление по подследственности

Федосов Андрей Евгеньевич, начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Владимирской области.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при проверке законности постановлений о направлении сообщений о преступлениях по подследственности.

Ключевые слова: территориальная подследственность, прокурор, время окончания мошенничества, хищение грузов.

Filing reports on crime in accordance with the investigative jurisdiction

A.Y. Fedosov

Fedosov Andrey Yevgenyevich, Head, Division for Supervision over Procedural Activities of Enquiry Authorities, Operative and Search Activities of the Department for Supervision over Investigation, Enquiry, Operative and Search Activities, Public Prosecutor's Office of the Vladimir Region.

The article considers problem of verification the legality decisions of sending materials by territorial jurisdiction.

Key words: territorial jurisdiction, prosecutor, end of fraud, theft of property.

Своевременность принятия законных процессуальных решений по заявлениям граждан и иным сообщениям о преступлениях, передаваемым по подследственности, всегда в сфере внимания органов прокуратуры.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях принимается одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.

Для проверки законности первых двух решений предусмотрен порядок направления их копий прокурору, а также срок их изучения и отмены, для третьего аналогичной процедуры законодатель не предусмотрел.

Приказ Генерального прокурора РФ от 8 июня 2015 г. N 283 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.

2011 N 277 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия” обязал прокуроров в случае направления органами предварительного расследования сообщений о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, незамедлительно принимать меры к проверке законности таких решений. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию в установленном порядке.

Вместе с тем Приказом не предусмотрено, каким образом прокурор должен быть уведомлен о принятии таких решений, как к нему должны поступать материалы проверок для оценки законности и обоснованности принятых по ним процессуальных решений рассматриваемого вида.

Проведение сверок не в полной мере способствует своевременному вынесению законных постановлений о направлении сообщений о преступлениях по территориальной подследственности, так как в ходе их прокурор лишь получает информацию о принятом в другом правоохранительном органе решении и в случае возврата материала сталкивается с проблемой установления его местонахождения, так как по нему вновь может быть принято аналогичное решение. В этой ситуации прокурор, “опаздывая на шаг”, вынужден длительное время “отлавливать” материал.

Во многих субъектах Федерации, в том числе и во Владимирской области , были разработаны и приняты организационно-распорядительные документы, определяющие порядок направления надзирающим прокурорам материалов проверок с принятыми решениями, предусмотренными п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК, а также сроки их изучения прокурором.

Указание прокуратуры Владимирской области, УМВД России по Владимирской области, УФСКН России по Владимирской области от 18 марта 2015 г. N 21/15/10/1089/7-ук “Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью разрешения сообщений о преступлениях, подлежащих направлению по территориальной подследственности” (далее – Указание).

В Указании заложены положения о том, что сообщения о преступлениях не могут направляться по подследственности без их изучения надзирающими прокурорами. После этого в пределах Владимирской области они направляются исключительно через гормежрайспец-прокуроров, а за ее пределы – через прокуратуру области.

Последовательная реализация этого механизма на протяжении последних трех лет позволила минимизировать факты возвратов сообщений о преступлениях, а также снизить число нарушений уголовно-процессуального законодательства, в том числе о разумном сроке уголовного судопроизводства.

К сожалению, на практике возникают ситуации, когда направленные сообщения о преступлениях по территориальной подследственности, с обоснованностью решений по которым согласилась как прокуратура Владимирской области, так и прокуратура другого субъекта Федерации, по надуманным основаниям сотрудники органов внутренних дел возвращают обратно. В основном это происходит в тех регионах, где совместных документов, подобных названному выше, не принято.

Выделим типовые ситуации, по которым наиболее часто происходят споры по подследственности.

Определение места окончания мошенничества с использованием электронных форм платежей. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Согласно п. 12 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г.

N 51 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” преступление этого вида следовало считать оконченным с момента зачисления похищенных денежных средств на счет лица, которое путем обмана и злоупотребления доверием изъяло их со счета владельца.

Мнение Генеральной прокуратуры РФ, выраженное в Обзоре состояния законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и прокурорского надзора за этой деятельностью от 22 сентября 2016 г.

N 36-11-2016, а также в переписке с прокуратурой Владимирской области, сводилось к тому, что реальная возможность использовать похищенные денежные средства возникла по месту открытия банковского счета злоумышленника .

Письма Генеральной прокуратуры РФ от 14 июля 2017 г. N 69/1-822-2017/Нп47226-17, N 69/1-822-2017/Нп47228-17, от 18 июля 2017 г. N 69-32-2017/Ип7437-17.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” время окончания мошенничества, предметом которого являются безналичные денежные средства, определено моментом изъятия денежных средств с банковского счета их владельца.

В связи с этим видится, что местом его окончания будет место открытия банковского счета потерпевшего.

Определение места совершения хищения товарно-материальных ценностей при получении их со складов или иных хранилищ водителями, действиями которых руководит злоумышленник.

В некоторых субъектах Федерации в таких ситуациях принимаются процессуальные решения о направлении сообщений о мошенничестве по месту разгрузки товара, а при его неустановлении – по месту обращения заявителя.

Позиция прокуратуры Владимирской области по этому вопросу сформулирована следующим образом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 мошенничество признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Аналогичное мнение высказано Генеральной прокуратурой РФ в 2014 г.

в связи с запросом прокуратуры Республики Карелия, согласно которому в ситуации, когда передача денежных средств (имущества) преступнику осуществляется через курьера, в том числе неосведомленного о преступных намерениях злоумышленника, действует общее правило о подследственности, предусмотренное ч. 2 ст. 152 УПК. При этом необходимо иметь в виду, что с момента получения денег (имущества) курьером по инициативе мошенника последний фактически получает реальную возможность распоряжаться ими по своему усмотрению .

Информационно-аналитический бюллетень Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1 (5). С. 305.Таким образом, злоумышленник в момент загрузки товара уже получает реальную возможность распоряжаться грузом при вывозе со склада, в связи с чем мошенничество окончено в этом месте.

Определение места расследования при обнаружении водителем тайного хищения имущества на территории одного региона России в случае, если заявление об этом поступило в ОВД другого региона. В 2015 г. прокуратура Владимирской области направила запрос в Генеральную прокуратуру РФ, на который было дано разъяснение, что согласно п.

7 раздела 3 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г.

в случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

В этом случае местом выявления преступления следует считать местонахождение правоохранительного органа, в который поступило соответствующее сообщение о преступлении, поскольку потерпевший сообщает о нем в уполномоченный орган, который обязан зафиксировать это событие, признав тем самым возникновение юридического факта .

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2015 г. N 69-23-2015.

Очевидно, что возникновения спорных ситуаций можно было бы избежать при своевременной проверке прокурорами постановлений о направлении сообщений о преступлениях по подследственности. В связи с этим представляется необходимым внести в УПК изменения, касающиеся направления прокурору копий решений этой категории, а также сроков их проверки прокурором.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/96445-napravlenie-soobshhenij-prestupleniyakh-podsledstvennosti

Подследственность уголовных дел, её признаки. Передача дел по подследственности

Направление по подследственности

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5; ст. 38, 41).

Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1).

Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта).

Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст.

31–32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству.

Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы.

Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд.

Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (лат.

— специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу:

1) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность);

2) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность);

3) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность).

Универсальная подследственность – это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения.

Универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства.

Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК.

По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151).

К предметной подследственности следователей Следственного комитета РФ, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. См. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151).

Следователи федеральной службы безопасности производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2; ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152).

Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий.

Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в пострадавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа.

Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производится органом расследования, на территории которого находится участок «А».

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиняемый находятся в том районе, где совершено преступление.

Поэтому в целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключения из общего правила территориальной подследственности.

Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Установлены 3 таких изъятия:

1) из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследования — предварительного следствия.

Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от квалификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434);

2) из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей Следственного комитета РФ по делам о преступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст.

447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Следственного комитета РФ (военной) проводят дознание «вме­сто» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в законе (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность Следственного комитета РФ как исключение из подследственности предметной не применяется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное следствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного органа, военнослужащим и т. д. (ч. 4 ст. 151);

3) из предметной подследственности других следователей в пользу следователей Следственного комитета РФ о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (п.п. «г» п. 1 ч. 1 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151).

Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2-4 ст. 159 УК РФ), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК РФ), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст.

310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

1) при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление, поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимущество перед дознавателем;

2) при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

3) при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя имеет бóльшую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146; п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания – через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).



Источник: https://infopedia.su/20x9a78.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.