Направление по территориальности

Комментарий у УПК РФ Под ред. А.В. Смирнова 2-е изд. 2004

Направление по территориальности

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином “подследственность”, в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 комментируемой статьи.

Территориальная подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства. Место производства расследования определяется для обеспечения оптимального режима всесторонности, объективности и полноты расследования.

В отличие от УПК РСФСР (ст. 41 УПК) в настоящем Кодексе место производства предварительного расследования не определяет территориальную подсудность уголовного дела (ст. 32 УПК). Однако влияние подследственности на подсудность остается на практике (см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минской Конвенции 1993 г. – см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние вне зависимости от места наступления преступных последствий.

Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления; или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия) предварительное следствие должно производится в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4-5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152 УПК.

3. Часть 1 комментируемой статьи содержит норму о производстве следственных или розыскных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку сам термин “следственные действия” в Кодексе точно не определен, представляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5 УПК).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление в другую местность поручения.

Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. комм. к ст.

240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл – можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т. е. с принятием решений, определяющих направление расследования.

Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.

); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с материалами оконченного расследования).

4. Поручение следователя или дознавателя (отдельное поручение) – это его письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Кодекс предусматривает два вида поручений следователя: поручения органу дознания по месту производства следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и поручение органу дознания или другому следователю вне места следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). При этом вне места следствия поручение может быть дано как следователю, так и органу дознания.

Поручено может быть производство процессуальных действий или розыскных действий.

При поручении производства процессуальных действий следует учитывать, что:

1) на исполнителя поручения распространяются правила об отводе (ст. 61, 67 УПК);

2) необходимо обеспечивать права участников процесса на их присутствие при исполнении поручения. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст.

53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого) то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Не обеспечение права на участие защитника является существенным нарушением УПК (ч. 3 ст.

7 УПК) и влечет недопустимость полученных доказательств;

3) кроме следственных действий (в узком смысле этого слова) может быть поручено выполнение иных процессуальных действий:

а) по ознакомлению лиц с постановлением о признании их участником уголовного процесса и разъяснений ему прав и обязанностей;

б) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

в) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158 УПК).

Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например, поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

Поручение о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий может преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38).

Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Однако оперативные подразделения самостоятельно выбирают конкретные средства и методы для исполнения поручения и перечень ОРМ.

Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые ему целесообразно выполнить лично, например, получить сведения из криминалистических учетов.

Форма поручения следователя предусмотрена приложением 45 к ст. 476 УПК. Оно должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК).

К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

Десятисуточный срок выполнения поручения может быть изменен самим поручителем или продлен. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209).

Розыскные действия (не сопряженные с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210).

За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

5. В Кодексе не решен вопрос о том, какой орган по территориальности должен давать разрешение на принудительные процессуальные действия при выполнении поручений.

В тех случаях, когда решение принимается без участия обвиняемого или подозреваемого целесообразно получать разрешение прокурора и суда по месту производства расследования (ч. 2 ст. 165).

Когда в заседании необходимо обеспечить участие самого обвиняемого или подозреваемого, разрешение дает суд по месту производства процессуального действия (ч. 4 ст. 108).

6. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают исключения из общего правила территориальной подследственности. Для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения его сроков предварительное расследование может производится по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений (а не последнего), по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Вопрос об изменении общего правила территориальной подследственности решается прокурором. По смыслу п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе передать уголовное дело другому органу расследования и вообще без соблюдения территориальной подследственности (разумеется, если эта передача обеспечивает лучшие условия для всесторонности, полноты объективности расследования).

7. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее правило передачи дела по подследственности как территориальной, так и предметной (так как термин “подследственность” явно относится к называнию ст. 151 УПК).

Передача дела происходит через прокурора и только при отсутствии неотложной ситуации (приложение 166 к ст. 476 УПК). В противном случае следователь или дознаватель выполняет неотложные следственные действия. Об этом см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165.

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/kom-2/kom152.htm

Статья 152 УПК

Направление по территориальности

Перейти к тексту УПК

Url

Дополнительная информация:

Место предварительного расследования

– ч.1 152 УПК  общее правило подследственности: по месту совершения деяния

– ч.3 152 УПК  в разных местах: по большинству эпизодов или наиболее тяжкому

– ч.2 152 УПК  начато в одном месте, а окончено в другом – по месту окончания

– ч.4 152 УПК  по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей

Следственные действия в иных местах

– ч.1 152 УПК  следователь может поручить действия в ином месте

– ч.1 152 УПК  поручения исполняют в 10 суток

По преступлениям совершенным вне РФ

– ч.4.1 152 УПК  подследственность по преступлениям за пределами РФ:

– ч.4.1 152 УПК  по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в РФ

– ч.4.1 152 УПК  по месту нахождения большинства свидетелей

– ч.4.1 152 УПК  по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в РФ

– ч.4.1 152 УПК  по месту, определенному Председателем СК РФ

Передача дела

– ч.5 152 УПК  неотложные действия, после них передача по подследственности

– ч.6 152 УПК передача в вышестоящий следственный орган

Статья 152 УПК. Место производства предварительного расследования

Url

Дополнительная информация:

– п.28 Приказа МВД № 736 передача сообщения по территориальности

– п.33 Приказа СК № 72 передача сообщения по территориальности

1) Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте:

Url

Дополнительная информация:

– п.4 ч.2 38 УПК  право следователя давать поручения оперативникам

– следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания;

Url

Дополнительная информация:

– п.1.1 ч.3 41 УПК  право дознавателя давать поручения оперативникам

– дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания.

Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2) Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3) Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется:

– по месту совершения большинства преступлений;

– или по месту совершения наиболее тяжкого из них.

4) В целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков, предварительное расследование может производиться:

– по месту нахождения обвиняемого;

– или по месту нахождения большинства свидетелей.

4.1) Если преступление совершено вне пределов РФ, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным 12 УК, или в соответствии с 459 УПК:

– по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в РФ;

– либо по месту нахождения большинства свидетелей;

– либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов РФ.

– либо по месту, определенному Председателем Следственного комитета Российской Федерации, при условии, что преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, и направлено против интересов Российской Федерации.

5) Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего:

– следователь передает уголовное дело – руководителю следственного органа,

– а дознаватель – прокурору для направления по подследственности.

6) По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Вернуться к тексту УПК

Обратиться за консультацией

Вернуться

Источник: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/1379-152-upk.html

Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях

Направление по территориальности

За все свои поступки, особенно противоправные, следует отвечать. Как говорит общеизвестная поговорка, «незнание законов не освобождает от ответственности».

Однако существует такой термин, как подведомственность любого проступка, которая предусматривает целую массу нюансов, относящихся к его рассмотрению.

Подведомственность дел: общие моменты и понятия

Если говорить доступным для большинства обывателей языком, то подведомственность дел об административных правонарушениях – это отнесение любого правонарушения или же спора к юрисдикции (подведомственности) определенных властных структур. Вроде бы все просто и понятно, но нет – разделение полномочий разрастается как снежный ком, обрастая законами и всевозможными прецедентами.

Изначально подведомственность имеет два основных критерия – территориальность и предметность, хотя очень часто они переплетаются.

Суть данного термина четко закреплена в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях. Хотя принято очень много законодательных актов, которые разграничивают и уполномочивают органы власти рассматривать административные дела.

Разделение органов, рассматривающих административные дела

Также законодательно установлен и четкий предел, согласно которому существует две компетенции властных структур:

  • Первая инстанция. Составление протоколов и актов об административных правонарушениях. Возбуждение административных дел.
  • Вторая инстанция. Рассмотрение дел и принятие по ним решения.

Первый пункт подходит для небольших нарушений, влекущих среднюю и малую ответственность (денежные штрафы), тогда как вторая предусматривает подведомственность суду дел об административных правонарушениях.

Именно суды первой инстанции имеют самый большой перечень полномочий по рассмотрению административных нарушений. Ну и наказания за них соответствующие (исправительные работы, арест, лишение прав и т. п.).

Так, к подведомственности судов относятся следующие категории дел (главы 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14 КоАП):

  • нарушение прав других граждан;
  • нарушение законодательства о выборах;
  • принуждение в сфере массовых мероприятий (забастовки, несанкционированные митинги и шествия);
  • нарушения в сфере здравоохранения и безопасности здоровья человека;
  • правонарушения в отраслях хозяйствования;
  • потребление наркотиков и прочих психотропных препаратов без назначения врача;
  • злоупотребления в сфере связи и информационных технологий;
  • нарушения дорожной деятельности;
  • проступки в сфере предпринимательства.

Список далеко не полный, но вышеперечисленные дела встречаются ежедневно и повсеместно.

Подведомственность административных дел судам

Если внимательно просмотреть основную массу рассматриваемых правонарушений, то можно выделить закономерность, что суды получают в качестве полномочий исключительную подсудность в некоторых делах. Это касается мер, которые принимаются по рассматриваемому делу – назначение ареста или изъятие предмета дела.

И, руководствуясь существующими принципами разграничения судейской компетенции на сегодняшний день, можно сделать вывод, что подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях носит чисто условных характер, зависящий от степени вины и тяжести правонарушения. Практика показывает, что львиная доля дел, заведенных в отношении физических лиц, рассматривается мировыми судьями. Ну а арбитражным судам подведомственны административные дела в отношении предпринимателей и юридических лиц.

Структуры, уполномоченные рассматривать административные дела

Кроме судов существует целый ряд органов власти, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:

  • гарнизонные военные суды;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы внутренних дел;
  • органы уголовно-исполнительной системы;
  • налоговые службы;
  • таможенные и пограничные органы.

В данных службах подведомственность дел об административных правонарушениях разграничена очень четко, как понятно по названиям структур.

Разделение полномочий по рассмотрению административных правонарушений

Так, гарнизонные военные суды уполномочены принимать решения по правонарушениям граждан и военнослужащих, связанным с военными сборами и прочими армейскими мероприятиями.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают административные дела, совершенные подведомственными им лицами, правонарушения против них, а также массу дел в сфере семейных отношений (родителей и детей, сирот и детей, отданных на попечение и усыновление, и другое).

Органы внутренних дел и их должностные лица (начальники территориальной полиции, их заместители, начальники транспортной полиции с заместителями, руководители ГИБДД, участковые инспекторы), наделенные соответствующими полномочиями, имеют очень большой спектр рассматриваемых дел. Тут и нарушения общественного порядка, и безопасности дорожного движения, хулиганские действия на транспортных маршрутах и в общественном транспорте (полный перечень правонарушений прописан в ст. 6, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20 КоАП).

Следует добавить, что при рассмотрении вышеперечисленными органами допускается передача дел об административных правонарушениях по подведомственности в пользу судов первой инстанции.

Это обусловлено тем, что возможно слияние подсудности у властных структур, и как результат расширением перечня мер, которые могут быть применены к нарушителю.

Суды в этом плане имеют больше санкционных полномочий.

Территориальная подведомственность – что это?

Основные принципы территориальной подведомственности закреплены законодательно в ст. 29 КоАП. Но, говоря понятным языком, это означает, что фактически административное правонарушение рассматривается органами властных структур по месту, где это нарушение было совершено.

В большинстве случаев так и происходит, хотя иногда и допускаются отклонения от буквы закона. Особенно актуально рассмотрение дел мировыми судьями.

Здесь возможно назначение судьи, не принадлежащего к данному участку, на котором совершен проступок. Хотя исключения имеют быть только в тех случаях, когда соблюдены условия Федерального закона № 188-ФЗ от 17.12.1998 г.

, а именно – невозможность мировым судьей исполнения своих обязанностей (болезнь, отпуск).

Виды территориальной подведомственности

Опять-таки, рассмотрение административных дел в судах обладает вариативным фактором в зависимости от степени и характера правонарушения. Сегодня закон выделяет два основных вида подведомственности по территориальному признаку:

  • исключительная;
  • договорная.

Исключительная территориальная подведомственность не допускает вообще никаких отклонений от буквы закона. Ярким примером являются споры по имущественным правам (недвижимое имущество).

Рассматривать такие производства могут только органы, которые находятся по месту его расположения.

Но обратная сторона медали такова, что встречные иски по рассматриваемому делу, независимо от того, какая применена подведомственность дел об административных правонарушениях, подаются в эту же инстанцию. И не важно, соблюден территориальный признак или нет.

Договорная подведомственность предусматривает возможность выбора места и органа, который будет рассматривать правонарушение. Однако данный признак может быть использован, если отсутствует исключительность подведомственности.

Но юридическая практика показывает, что территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях не может быть изменена без значимых последствий. Так как основополагающим нормативно-правовым актом является все же КоАП, то любое несоответствие его положениям в части подведомственности рассматриваемых дел может быть обжаловано в судах высших инстанций.

Альтернативные подведомственности

Есть еще одно интересное явление, которое имеют виды подведомственности дел об административном правонарушении, – альтернативные вариации рассмотрения таких проступков. В частности альтернативная территориальная подведомственность подразумевает рассмотрение административного правонарушения не на месте его совершения, а по месту проживания нарушителя.

Предметность данной разновидности подведомственности предусмотрена и главой 23 КоАП, где четко раскрыты распределения полномочий между судами и прочими властными структурами, рассматривающими дела об административных правонарушениях.

Здесь имеет место факт, что при применении альтернативной подведомственности лицо, которое является истцом, может выбирать орган, который будет рассматривать его дело.

Если же сведений о нынешнем местонахождении правонарушителя нет информации, то подведомственность дел об административных правонарушениях может быть перенесена либо к месту расположения его имущества, либо к последнему известному месту пребывания ответчика.

Немного в заключение

Иногда термин «подведомственность» путают с «подсудностью». Действительно, между двумя этими определениями достаточно тонкая грань.

Но правильнее использовать все-таки подведомственность дел об административных правонарушениях.

КоАП не дает четкого определения для подсудности, хотя склоняет к тому, что данное понятие используется только в отношении судов всех уровней, с жестким распределением полномочий и властных функций.

Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.