Назначение мер уголовно процессуального принуждения

Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Назначение мер уголовно процессуального принуждения

Уголовно-процессуальная деятельность по своей сути является властной и принудительной, так как в основном состоит из принимаемых органами расследования, прокурором и судом решений и совершаемых на их основе действий, которые так или иначе затрагивают и ограничивают права и интересы как участников процесса, так и других лиц. Не все участники процесса готовы претерпевать подобного рода ограничения и соблюдать предъявляемые к ним требования добровольно. В связи с этим органы и должностные лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями по применению различных мер процессуального принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения– это предусмотренные УПК РФ процессуальные средства принудительного характера, применяемые в УСП органом дознания (дознавателем), следователем, а также судом в пределах предоставленных им полномочий и при наличии законных оснований в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц для предупреждения и пресечения неправомерных действий, в целях обеспечения установленного УПЗ порядка УСП.

Виды мер уголовно-процессуального принуждения:

– задержание(гл. 12 УПК РФ) – применяется в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления органом дознания, следователем;

– меры пресечения(гл. 13 УПК РФ) – применяются дознавателем, следователем, а также судом в пределах предоставленных им полномочий к обвиняемому и в исключительных случаях – к подозреваемому;

– Иные меры процессуального принуждения(гл. 14 УПК РФ) – применяются дознавателем, следователем или судом к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

Все меры принуждения применяются по возбужденному уголовному делу на основании мотивированного постановления следователя или решения суда.

2. Задержание подозреваемого: основания, условия и порядок его применения

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Существуют два вида задержания: фактическое и процессуальное.

Фактическое задержание лица – это проводимый право-охранительными органами, в частности, полицией, комплекс мероприятий, в результате которых лицо лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоохранительные органы, наоборот, получают фактическую возможность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Процессуальное задержание осуществляется в случае наличия одного из оснований ст. 91 УПК РФ.

Основания для задержания:

1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление;

3) на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание возможно также при наличии иных данных,дающих основание подозревать лицо в совершении преступления:

а) подозреваемый пытался скрыться;

б) он не имеет постоянного места жительства;

в) не установлена его личность;

г) следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Срок задержания – не более 48 часов, но он может быть продлен судьей при рассмотрении вопроса об избрании в отношении задержанного подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста не более чем на 72 часа по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В этом случае общий срок задержания не должен превышать в общей сложности 120 часов.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 2000; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-42275.html

Лекция 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

Назначение мер уголовно процессуального принуждения

В.Т. Батычко
Уголовный процесс
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Предыдущая

7.1. Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения

Под мерами уголовно-процессуального принуждения принято понимать меры уголовно-процессуального характера, применяемые дознавателем, следователем, а также судом в пределах назначенных им полномочий, при наличии оснований, предусмотренных законом в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

В определении мер процессуального принуждения можно выделить следующие ключевые моменты: а) они применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; б) ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; в) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; г) применяются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или возможность такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; д) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; е) применяются при наличии определенных законом условий и оснований; ж) осуществляются в определенном порядке, гарантирующим законность и обоснованность их применения.

Основной гарантией законного применения мер процессуального принуждения является то, что они применяются при производстве по уголовному делу.

Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения и процессуальных действий, ограничивающих права и свободы граждан, необходимы специальные условия — судебное решение или, например, необходимо вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, прежде чем ходатайствовать перед судом об отстранении его от должности (ст. 114 УПК РФ).

Рассмотрим классификацию мер процессуального принуждения. По своему назначению меры процессуального принуждения можно разделить на пресекательные (меры пресечения, задержание, принудительный привод), т.е. средства пресечения незаконных действий, обеспечительные (следственные действия по собиранию доказательств — выемка, обыск, освидетельствование и др.), т.е.

направленные на обеспечение надлежащего поведения, предупреждения правонарушения или собирание доказательств, и превентивные (так как необходимо учитывать, что меры процессуального принуждения (прежде всего пресекательные и в меньшей степени обеспечительные) могут применяться и с целью превенции нежелательного для нормального хода процесса образа действий того или иного участника).

Действующее законодательство дает основание для выделения как минимум трех разновидностей мер процессуального принуждения:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); 3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Таким образом, иные меры процессуального принуждения — это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, объективно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, применяемые уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом), ведущим уголовное дело, при наличии оснований и в порядке, установленном законом в отношении лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также других участников уголовного судопроизводства для предупреждения или пресечения неправомерных действий этих лиц в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства.

Формальным признаком принудительности того или иного процессуального или иного действия, как правило, следует считать оформление решения о его производстве постановлением или же получение особого разрешения на его осуществление (решение суда, согласие прокурора).

Отличия мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

1) субъектах, к которым они применяются, т.е. только в отношении обвиняемого и подозреваемого. Иные меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении и обвиняемого, и подозреваемого, и других лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также свидетеля, потерпевшего (ч. 1 ст. 112, ч.

1 ст. 113, ст. 117, 258 УПК РФ), специалиста (ст. 117, 258 УПК РФ), гражданского ответчика (истца) (ч. 1 ст. 115, ст. 117, 258 УПК РФ).

Иные меры процессуального принуждения могут применяться не только по отношению к физическим (как меры пресечения), но и к юридическим лицам (например арест имущества);

2) ценностях, которые подвергаются ограничению. По общему правилу меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционных прав и свобод личности, например, право на свободу и неприкосновенность личности;

3) порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодатель предусмотрел особую процессуальную форму, включая основания, условия, порядок избрания, изменения или отмены. Для иных мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена. Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Понятие и сущность конституции
Понятие и сущность гражданского иска в уголовном процессе (Батычко В.Т., 2010)
Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
Понятие и сущность нотариата
Понятие и сущность политического режима (Батычко В.Т., 2011)
Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Источник: http://www.konsalter.ru/biblioteka/b26/7_1.htm

Принуждение и убеждение в уголовном судопроизводстве. Виды мер процессуального принуждения

Назначение мер уголовно процессуального принуждения

Возлагая на участников уголовного судопроизводства опре­деленные обязанности и предоставляя им права при расследо­вании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использо­ваться.

Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с не­добросовестным исполнением обязанностей или злоупотребле­нием правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона.

С этой целью установлены ме­ры государственного принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения — это предусмотренные законом процес­суальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания и в поряд­ке, установленном законом в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного расследования и разрешения уго­ловного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.

Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения – психологическое, материальное, физическое и моральное воз­действие органов уголовного преследования на поведение лиц, уча­ствующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.

Общим для всех мер уголовно-процессуального принужде­ния является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный ха­рактер.

Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:

    • непри­косновенности личности (задержание, арест);
    • свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);
    • права осуществлять трудовую деятельность (от­странение от должности);
    • права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).

Признаки мер уголовно-процессуального принуждения:

  1. применяются только к лицам, участвующим в уголов­ном деле: к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, граждан­скому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, пе­реводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголов­ного дела;
  2. применяются только в рамках производства по уголовному делу;
  3. правом по применению мер уголовно-процессуального при­нуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);
  4. круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздейст­вия, определен законом;
  5. порядок их применения строго регламентирован законом.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок при­менения мер принуждения. Они применяются по мотивирован­ному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по су­дебному решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение от должности и некоторые дру­гие).

Виды мер процессуального принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):

    1. задержание,
    2. меры пресечения и
    3. иные меры процессуального принуждения.

Альтернативное деление (по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на меры):

    • пресечения,
    • предупреждения противоправного поведения;
    • обеспечения надлежащего поведения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/prinuzhdenie-i-ubezhdenie-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-vidi-mer-protsessualnogo-prinuzhdeniya

Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

Назначение мер уголовно процессуального принуждения

Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.

Предельный срок задержания — 48 часов.Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.

Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:– когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;– когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;– когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.Порядок задержания включает следующие этапы:– фактическое задержание и личный обыск;– составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);– уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);– допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;– уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

7.3. Меры пресечения: понятие, основания, виды

Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.

В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.Меры пресечения:– подписка о невыезде;– личное поручительство;– наблюдение командования воинской части;– присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;– залог;– домашний арест;– заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:– скроется от дознания, предварительного следствия или суда;– может продолжать заниматься преступной деятельностью;– может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.Специальные основания:– несовершеннолетие (ст. 105 УПК);– отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);– наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);– тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

7.4. Заключение под стражу

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания:– обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;– невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;– обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения:Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения.Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.)Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.Принятие судьей решения: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.

7.5. Иные меры процессуального принуждения

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения:– применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество;– применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание;– применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод;В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры:– применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание;– применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Источник: https://uprocess.ru/page-7.html

Понятие, назначение и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Назначение мер уголовно процессуального принуждения

Преступление как реализованная угроза общественным отношениям затрагивает интересы не только личности, непосредственно пострадавшей от преступления, но и интересы и всего общества и государства в целом. В силу этого большая часть общества заинтересована в том, чтобы преступления не совершались.

А если они уже совершены, то было бы изобличено лицо, виновное в совершении преступлении, была бы установлена картина совершенного преступления, тот, кто совершил преступление был бы судим, ему было обеспечено право на справедливое судебное разбирательство и было бы назначено справедливое наказание.

Этой позиции придерживаются большинство членов общества, но не все. Речь идет о подозреваемых, обвиняемых.

Противодействие нормальному ходу судебного разбирательства могут оказывать и свидетели, и потерпевшие, и другие участники уголовного процесса. Для преодоления этого сопротивления уголовный процесс оснащён мощным арсеналом средств.

Этот арсенал средств достаточно широк и может применяться ко всем участникам уголовного процесса, вовлекаемым в него. Такие средства именуются мерами процессуального принуждения. Эти меры предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, но также могут находиться и за пределами уголовного процесса.

Например, существование угрозы привлечения к уголовной ответственности за отказ от дачи показания и за дачу заведомо ложных показаний предусмотрен уголовным законодательством, при этом само наличие нормы уголовного права оказывает воздействие само по себе на психику свидетелей, потерпевших, и побуждает их к сотрудничеству с органами, осуществляющими предварительное расследование. Следовательно, принуждение, применяемое с целью побудить участников уголовного процесса вести себя в соответствии с их прописанными обязанностями, в некоторых случаях выходит за рамки уголовно-процессуального права. И в этом случае речь идёт о государственном принуждении в целом, которое служит регулированию сферы уголовно-процессуальных отношений.

Сугубо уголовно-процессуальное принуждение многогранно.

Если просмотреть УПК, то можно обратить внимание, что за любым процессуальным или следственным действием стоит возможность применения мер процессуального принуждения в том случае, если участники процесса, участники этих следственных де1йствий будут противодействовать их поведению, при этом воздействие может быть не только психическое, но и физическое. На основании этого к уголовно-процессуальному принуждению многие авторы склонны относить все следственные действия, поскольку они носят сами по себе принудительный характер. Такой позиции придерживаются проф. Корнуков, проф. Каминская.

Как вид процессуального принуждения следует рассматривать случаи отмены незаконного и необоснованного вынесения процессуальных актов, вынесенных государственными органами и должностными лицами, полагают эти авторы и распространяют возможность применения принуждения не только на участников уголовного процесса, вовлекаемых в эту сферу, но и на должностных лиц государственных органов.

Столь широкое распространение мер принуждения позволяет в литературе некоторым учёным утверждать, то весь уголовный процесс – и есть преимущественно государственное принуждение.

Для того, чтобы понять и разобраться в какой степени правы эти авторы, необходимо разобраться что собой представляет принуждение. Отвечая на этот вопрос проф. Петрухин предлагает говорить о принуждении только в том случае, если оно как таковое рассматривается участниками уголовного процесса.

В том случае, по мнению этого автора, если участник уголовного процесса выполняет свои обязанности добровольно, понимая их значимость, то нет и оснований говорить о процессуальном принуждении, т.е.

о принуждении речь ведётся как о воздействии на волю человека для корректировки его поведения, независимо от того, выражено оно внешне или оно так понимается изнутри.

Следовательно, приходит к выводу этот автор, процессуальные действия, допускающие возможность принуждения, не сами по себе являются мерами процессуального принуждения. В определённых случаях они могут производиться по воле участников процесса, по их просьбе и только тогда, когда они осуществляются против воли заинтересованных лиц, есть основание говорить о процессуальном принуждении.

Существует следующее определение мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным правом действия и решения органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, ограничивающих права участников уголовного процесса против или помимо их воли.

Получается, что одно и то же действие в одном случае может быть принудительным, а в другом случае – нет. Такое понимание встретило достаточно серьёзные возражения, так П. С. Элькен указала, что если тот или иной участник процесса не воспринимает требования процессуальных норм как принудительные, то это не означает их принудительного характера.

Наличие возможности широкого применения мер процессуального принуждения свидетельствует о публичности уголовного процесса, значит, интересы личные и интересы публичные (общественные) в уголовном судопроизводстве должны быть сбалансированы таким образом, чтобы интересы личные стали частью интересов публичных, но в то же время интересы личные остались самодостаточными. В этом случае возможность применения мер принуждения не будет являться самоцелью органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование и судебное разбирательство.

Все меры процессуального принуждения существуют и применяются для обеспечения оптимальных условий реализации цели уголовно-процессуальной деятельности, надлежащего порядка уголовного судопроизводства и исполнения приговора.

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются при появлении действительного, уже существующего, или возможного препятствия для движении дела. Эти цели применения мер процессуального принуждения обозначены в УПК.

Меры процессуального принуждения используются только при наличии данных, позволяющих сделать вывод о нарушении или возможном нарушении участника процесса его обязанности – это основание для применения мер процессуального принуждения.

Выделяют и общие условия применения мер процессуального принуждения. К ним относятся:

1. наличие возбужденного уголовного дела – все меры уголовно-процессуального принуждения применяются только по возбуждённому уголовному делу.

2. надлежащий субъект применения мер процессуального принуждения – эти субъекты перечислены в УПК, к ним относятся органы государства и должностные лица, наделенные на это полномочиями в силу закона;

3. надлежащий субъект притерпевания мер процессуального принуждения.

Наличие в УПК разветвлённой системы мер процессуального принуждения побуждает учёных классифицировать их.

Так проф. З. Ф. Коврига подразделяет меры процессуального принуждения на 2 группы:

1. средства пресечения: меры пресечения, отобрание обязательства о явке и надлежащем поведении, задержание, привод, розыск, этапирование, отстранение от должности и меры, применяемые в зале судебного заседания;

2. средства обеспечения: обыск, выемка, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение и наложение ареста на имущество.

Проф. Корнуков все меры процессуального принуждения также делит на 2группы, но выделяет:

1. меры, обеспечивающие участие и надлежащее поведение обвиняемого, подозреваемого и других лиц–участников уголовного процесса. К этим мерам он относит меры пресечения, обязательства о явке, привод, задержание и отстранение обвиняемого от должности.

2. меры, обеспечивающие обнаружение, изъятие, исследование доказательств, меры, обеспечивающие гражданский иск и возможную конфискацию имущества. К этим мерам профессор относит обыск, выемку, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого/подозреваемого в медицинское учреждение, наложение ареста на имущество.

По области применения уголовно-процессуального принуждения проф. И. Л. Петрухин выделяет:

1. принуждение в сфере доказывания;

2. принуждение в сфере обеспечения законности процессуальных правоприменительных актов:

1) аннулирование (полное или частичное) незаконных актов должностных лиц;

2) вынесение частного определения судом;

3) отстранение должностных лиц от проведенного расследования ввиду допущенных ими нарушений закона;

4) возможные отводы должностным лицам;

5) и другие основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством для применения мер воздействия к должностным лицам, осуществляющим предварительное расследование;

3. в сфере реагирования на противоправное поведение: штрафные меры в отношении участников процесса, нарушивших уголовно-процессуальный закон, и другие денежные взыскания;

4. сфера гарантий прав личности: принуждение участников процесса к осуществлению его процессуальных прав (это участие защитника без согласия на то лица, которому назначается защитник; принудительная защита несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими, физическими недостатками; привлечение переводчика и т.д.);

5. сфера превенций: меры пресечения; обязательства о явке, задержание и меры предупреждения возможных правонарушений и других действий участников уголовного процесса

Важную составляющую среди мер процессуального принуждения занимают меры процессуального пресечения. Меры пресечения отличаются от иных мер процессуального принуждения тем, что они могут применяться далеко не ко всем участникам процесса.

Они предназначены для обвиняемого, а в исключительных случаях – для подозреваемого. Направлены меры пресечения на ограничение личной свободы обвиняемого/подозреваемого с целью преодоления с их стороны действительных или возможных нарушений процессуальных обязанностей.

Даже в случае избрания залога, главное при реализации этой меры не в ограничении имущественного права, а в том, чтобы таким образом принудить обвиняемого или подозреваемого вести себя надлежащим образом, не совершать действий, которые могут препятствовать осуществлению предварительного расследования и правосудию.

Меры пресечения применяются, чтобы предотвратить сокрытие обвиняемого от органов и лиц, ведущих производство по делу, продолжением обвиняемым преступной деятельности и чтобы предотвратить воспрепятствование с его стороны установлению обстоятельств дела.

В соответствии со ст. 97 УПК меры пресечения могут применяться и для обеспечения исполнения приговора.

Существует позиция, где приведённая цель рассматривается в качестве оснований применения меры пресечения, в то время как сама цель наполняет само понятие мер пресечения совершенно иным смыслом. Так, например, К. Б.

Калиновский полагает, что основания избрания мер пресечения – это обоснованное предположение о возможности процессуальном нарушении со сторон обвиняемого или подозреваемого.

Это предположение на взгляд Калиновского в своём основании должно иметь данные, а именно – доказательства, обработка которых может дать предположение, являющееся основанием для применения мер пресечения. Между тем, в ст. 97 УПК закреплены основания для избрания мер пресечения.

К таким уголовно-процессуальное законодательство относит достаточное основание полагать, что обвиняемый/подозреваемый скроется от органов предварительного расследования или суда, что обвиняемый/подозреваемый будет продолжать заниматься преступной деятельностью и смогут угрожать свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Изменениями от 17.02.2009 г. в УПК предусмотрено, что меры пресечения могут избираться не только для обеспечения исполнения приговора, но и с целью возможной выдачи лица в порядке, установленном ст. 466 УПК.

Условия применения мер пресечения подразделяют на общие и специальные. К специальным относят:

1. наличие доказательств виновности лица в совершении преступления в случае с обвиняемым или доказательств причастности лица к совершенному преступлению (в случае с подозреваемым);

Есть Постановление Пленума Верховного Суда от 10.10.2003 г. “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ”: наличие обоснованного подозрения в том, что заключённое под стражу лицо совершило преступление, является необходимым условием для законности избрания мер пресечения.

2. обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

О таких обстоятельствах говорится в ст. 99 УПК, где предусмотрен открытый перечень таких обстоятельств. К нему относятся: тяжесть преступления, сведения о личности, возраст, состояние здоровья, семейное положение. На практике при избрании конкретных мер пресечения учитывается отношения между обвиняемым и напр., залогодателем/поручителем.

На отдельные основания или условия указывает ст. 99 УПК, которая является самостоятельной для избрания мер пресечения. К таким самостоятельным основанием НЕ относится тяжесть самого общественно-опасного деяния. Сама по себе тяжесть совершённого деяния не является основанием и не влечёт необходимости избрания мер пресечения.

Она возникает, когда появляются данные о возможной угрозе в совокупности для нормального осуществления преследования, т.е. о том, что лицо может скрыться, продолжить преступную деятельность и т.д. При наличии этих условий, в том числе учитывается и тяжесть совершённого деяния при выборе той или иной меры пресечения.

На это неоднократно обращал внимание Европейский Суд по права человека. Европейский Суд он придерживается четкой позиции, что тяжесть совершенного деяния может оказывать влияние на поведение человека, обвиняемого/подозреваемого в совершении преступления, но на первоначальном этапе.

В последующем только противоправное поведение самого человека может явиться основанием для избрания в отношении него меры пресечения.

При этом Европейский Суд обращает внимание на то, что в основу вынесенного решения об избрании мер пресечения не могут быть положены голословные предположения, что обвиняемый/подозреваемый скроется, будет препятствовать ходу расследования и т.д. Эти условия должны имеет фактические данные, свидетельствующие об этом.

Источник: https://studopedia.ru/2_24716_ponyatie-naznachenie-i-vidi-mer-ugolovno-protsessualnogo-prinuzhdeniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть